ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5676/2022-АК от 15.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5676/2022-АК

г. Пермь

15 июня 2022 года Дело № А71-19/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Муравьевой Е. Ю., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от заинтересованного лица - ФИО1, паспорт, доверенность от 20.09.2021, диплом.

от заявителя - представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Валекс»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 08 апреля 2022 года

по делу № А71-19/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Валекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству промышленности и торговли Удмуртской Республики (ИНН<***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными и отмене постановлений Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики по делам об административных правонарушениях от 02.12.2021 №04-1-04/2021-229, 02.12.2021 №04-1- 04/2021-231, 02.12.2021 №04-1-04/2021-233, 02.12.2021 №04-1-04/2021-235, 02.12.2021 №04-1-04/2021-237, 15.12.2021 №04-1-04/2021-145,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Валекс» г. Дмитров (далее - ООО «Валекс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - министерство, административный орган, ответчик) по делам об административных правонарушениях от 02.12.2021 №04-1-04/2021-229, 02.12.2021 №04-1-04/2021-231, 02.12.2021 №04-1-04/2021-233, 02.12.2021 №04-1-04/2021-235, 02.12.2021 №04-1-04/2021-237, 15.12.2021 №04-1-04/2021-145.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 апреля 2022 года суд признал постановления Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики, г. Ижевск об административных правонарушениях по делам №04-1-04/2021-229 от 02.12.2021, №04-1-04/2021-231 от 02.12.2021, №04-1-04/2021-233 от 02.12.2021, №04-1-04/2021-235 от 02.12.2021, №04-1-04/2021-237 от 02.12.2021, №04-1-04/2021-145 от 15.12.2021, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Валекс», д.Жуковка г. Дмитров Московской области незаконными и изменил в части назначения наказания, назначив обществу с ограниченной ответственностью «Валекс», д. Жуковка г. Дмитров Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) по каждому из указанных постановлений административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о недоказанности состава вмененного административного правонарушения. Настаивает на том, что каждая из перечня адресов в оспариваемых постановлениях пивная закусочная «Питьсбург» соответствует минимальным рекомендованным требованиям, предъявляемым к объекту общественного питания «закусочная». Кроме того полагает, выводы суда о невозможности замены административного штрафа предупреждением в виду создания угрозы причинения вреда людям не основаны на законе и каких-либо объективных доказательствах.

Министерство с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, в Министерство из Прокуратуры города Сарапула поступил материал проверок по факту реализации алкогольной продукции обществом с ограниченной ответственностью «Валекс» в объектах общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург» в г. Сарапуле.

По результатам рассмотрения материалов проверки Министерством установлены факты розничной продажи алкогольной продукции в запрещенное время, на вынос, не связанные с оказанием услуг общественного питания, а именно:

- 05.08.2021 в 23 часа 07 минут в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - пива светлого «Туборг Грин Специальное», объемом 0,5 литра, в ПЭТ таре, в количестве 1 штуки, стоимостью 55 рублей 55 копеек.

Согласно объяснениям покупателя ФИО2 от 05.08.2021 (т. 1 л.д. 53), последний 05.08.2021 в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <...>, приобрел пиво светлое «Туборг Грин Специальное», объемом 0,5 литра, в ПЭТ таре, в количестве 1 штуки, стоимостью 55 рублей 55 копеек.; продавец передал открытую бутылку, не закрыв крышку, столов и стульев в магазине не было, не желая стоя употреблять приобретенное епивл, покупатель вышел из магазина; кассовый чек (т.1л.д.54);

Продавец ФИО3 от дачи объяснений отказался со ссылкой на ст.51 Конституции РФ (т. 1 л.д.56).

05.08.2021 осуществлен осмотр принадлежащих ООО «Валекс» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, оформленный соответствующим протоколом (т.1 л.д. 51-52), к которому приобщены фото-материалы.

Постановлением исполняющего обязанности прокурора города Сарапула советника юстиции Комарова С.М. от 22.09.2021 на основании поступивших из МО МВД России «Сарапульский» материалов проверки, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествии за №16195 от 05.08.2021, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (т. 1 л.д. 34-36), административные материалы переданы в Минпромторг УР; копия постановления направлена обществу по почте; о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Валекс» было извещено уведомлением от 16.08.2021 (т. 1 л.д. 37), направленным по почте и полученным адресатом 07.09.2021 (что подтверждено общедоступными сведениями, размещенными на официальном сайте Почты России об отслеживании почтовой корреспонденции по номеру почтового идентификатора (далее отчет об отслеживании).12.11.2021 административным органом в адрес общества направлено уведомление от 11.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела; почтовая корреспонденция вручена адресату 18.11.2021 (отчет об отслеживании т.1 л.д.29-30). 02.12.2021 министерством в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-1-04/2021-229, согласно которому ООО «Валекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и заявителю назначен штраф в размере 300 000 руб. (т. 1л.д.22-28); копия постановления направлена по почте и получена обществом 22.12.2021 (копия почтового уведомления о вручении (т.1 л.д.21).

- 05.08.2021 в 23 часа 09 минут в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - сидра «Яблоко», объемом 0,5 литра, в ПЭТ таре, в количестве 1 штуки, стоимостью 40 рублей 50 копеек.

Согласно объяснениям покупателя ФИО4 от 05.08.2021 (т. 1 л.д. 109), последняя 05.08.2021 в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, приобрела пиво - сидр «Яблоко», объемом 0,5 литра, в ПЭТ таре, в количестве 1 штуки, стоимостью 40 рублей 50 копеек.; продавец передала бутылку и отдельно крышку, стульев в баре не было, был один стол на ножке, столовые приборы, стаканчики для употребления напитков отсутствовали, продавцом не предложены; не обнаружив условий для употребления приобретенного напитка, покупатель вышла из магазина (т.1л.д.113);

Согласно рапорту участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Сарапульский» мл.лейтенанта полиции ФИО5 продавец в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, от дачи объяснений отказался.

05.08.2021 осуществлен осмотр принадлежащих ООО «Валекс» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, оформленный соответствующим протоколом (т.1 л.д. 115-116), к которому приобщены фото-материалы.

Постановлением исполняющего обязанности прокурора города Сарапула советника юстиции Комарова С.М. от 22.09.2021 на основании поступивших из МО МВД России «Сарапульский» материалов проверки, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествии за №16196 от 05.08.2021, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (т. 1 л.д. 89-91), административные материалы переданы в Минпромторг УР; копия постановления направлена обществу по почте; о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Валекс» было извещено уведомлением от 16.08.2021 (т. 1 л.д. 92), направленным по почте и полученным адресатом 07.09.2021 (что подтверждено отчетом об отслеживании).12.11.2021 административным органом в адрес общества направлено уведомление от 11.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела; почтовая корреспонденция вручена адресату 18.11.2021 (отчет об отслеживании). 02.12.2021 министерством в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-1-04/2021-231, согласно которому ООО «Валекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и заявителю назначен штраф в размере 300 000 руб. (т. 1л.д.78-84); копия постановления направлена по почте и получена обществом 22.12.2021 (о чем в материалы дела представлена копия почтового уведомления о вручении);

- 06.08.2021 в 00 час. 01 мин. в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - пивного напитка «Сет энд райлис Гараж Хард Груша», крепостью 4,6%, объемом 0,44 литра, в стеклянной бутылке, в количестве 1 штуки, а так же пива темного «Чешский гранат фильт.Непаст», крепостью 3.9%, в ПЭТ таре, объемом 0.5л., общей стоимостью 165 рублей 80 копеек.

Согласно объяснениям покупателя ФИО6 от 06.08.2021 (т. 1 л.д. 170), последний 06.08.2021 в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, приобрел пивной напиток «Сет энд райлис Гараж Хард Груша», крепостью 4,6%, объемом 0,44 литра, в стеклянной бутылке, в количестве 1 штуки, а так же пиво темное «Чешский гранат фильт.Непаст», крепостью 3.9%, в ПЭТ таре, объемом 0.5л., общей стоимостью 165 рублей 80 копеек; продавец не предложила выпить приобретенные алкогольные напитки в помещении либо столовые приборы для употребления их в помещении; не обнаружив столов и стульев внутри помещения, покупатель вышел из магазина; кассовый чек (т.1л.д.169);

Продавец ФИО7 в объяснениях от 06.08.2021 (т.1 л.д.174) указал, что кафе реализует блюда полного цикла.

06.08.2021 осуществлен осмотр принадлежащих ООО «Валекс» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, оформленный соответствующим протоколом (т.1 л.д. 175-176), к которому приобщены фото-материалы.

Постановлением исполняющего обязанности прокурора города Сарапула советника юстиции Комарова С.М. от 22.09.2021 на основании поступивших из МО МВД России «Сарапульский» материалов проверки, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествии за №16199 от 06.08.2021, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (т. 1 л.д. 147-149), административные материалы переданы в Минпромторг УР; копия постановления направлена обществу по почте; о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Валекс» было извещено уведомлением от 16.08.2021 (т. 1 л.д. 146), направленным по почте и полученным адресатом 07.09.2021 (что подтверждено отчетом об отслеживании).12.11.2021 административным органом в адрес общества направлено уведомление от 11.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела; почтовая корреспонденция вручена адресату 18.11.2021 (отчет об отслеживании). 02.12.2021 министерством в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-1-04/2021-233, согласно которому ООО «Валекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и заявителю назначен штраф в размере 300 000 руб. (т. 1л.д.136-142); копия постановления направлена по почет и получена обществом 22.12.2021 (о чем в материалы дела представлена копия почтового уведомления о вручении);

- 26.08.2021 в 22 часа 11 минут в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - пива светлого «Мягкий солод Трехсосенский», крепостью 4,2%, объемом 0,5 литра, в ПЭТ таре, в количестве 1 штуки, стоимостью 40 рублей 50 копеек.

Согласно объяснениям покупателя ФИО8 от 26.08.2021 (т. 2 л.д. 40), последняя 26.08.2021 в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, приобрела пиво светлое «Мягкий солод Трехсосенский», крепостью 4,2%, объемом 0,5 литра, в ПЭТ таре, в количестве 1 штуки, стоимостью 40 рублей 50 копеек; хотела выпить его в помещении, однако, продавец не предложила стакан; не обнаружив столов и стульев внутри помещения, покупатель вышла из магазина; продавец передала кассовый чек (т.2 л.д.34);

Продавец ФИО9 от объяснений отказался со ссылкой на ст.51 Конституции РФ (т.2 л.д.38).

26.08.2021 осуществлен осмотр принадлежащих ООО «Валекс» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, оформленный соответствующим протоколом (т.2 л.д. 39), к которому приобщены фото-материалы.

Постановлением заместителя прокурора города Сарапула младшего советника юстиции Бабикова В.А. от 05.10.2021 на основании поступивших из МО МВД России «Сарапульский» материалов проверки, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествии за №17796 от 26.08.2021, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (т. 2 л.д. 14-16), административные материалы переданы в Минпромторг УР; копия постановления направлена обществу по почте; о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Валекс» было извещено уведомлением от 07.09.2021 (т. 2 л.д. 17), направленным по почте (т.2 л.д.19) и полученным адресатом 25.09.2021 (что подтверждено общедоступными сведениями, размещенными на официальном сайте Почты России об отслеживании почтовой корреспонденции по номеру почтового идентификатора №427960063004531. 12.11.2021 административным органом в адрес общества направлено уведомление от 11.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела; почтовая корреспонденция вручена адресату 18.11.2021 (отчет об отслеживании). 02.12.2021 министерством в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-1-04/2021-235, согласно которому ООО «Валекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и заявителю назначен штраф в размере 300 000 руб. (т. 2 л.д.2-8); копия постановления направлена по почет и получена обществом 22.12.2021 (о чем в материалы дела представлена копия почтового уведомления о вручении);

- 23.08.2021 в 22 часа 36 минут в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - пива темного «Чешский гранат фильт.Непаст», крепостью 3.9%, в ПЭТ таре, объемом 1 л., в количестве 1 штуки, стоимостью 105 руб. 00 коп.

Согласно объяснениям ФИО10 (покупатель) от 23.08.2021, последний 23.08.2021 в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, приобрел пиво темное «Чешский гранат фильт.Непаст», крепостью 3.9%, в ПЭТ таре, объемом 1 л., в количестве 1 штуки, стоимостью 105 руб. 00 коп. г. Ижевск; продавец передала ПЭТ бутылку с пивом, крышку, не предложив стаканы или другую посуду, передала кассовый чек (т.2 л.д.89); не обнаружив столов и стульев внутри помещения, покупатель вышел из магазина.

Продавец ФИО11 от объяснений отказалась со ссылкой на ст.51 Конституции РФ (т.2 л.д.88).

23.08.2021 осуществлен осмотр принадлежащих ООО «Валекс» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, оформленный соответствующим протоколом (т.2 л.д. 90-96), к которому приобщены фото-материалы.

Постановлением заместителя прокурора города Сарапула младшего советника юстиции Бабикова В.А. от 05.10.2021 на основании поступивших из МО МВД России «Сарапульский» материалов проверки, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествии за №17562 от 23.08.2021, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (т. 2 л.д. 70-72), административные материалы переданы в Минпромторг УР; копия постановления направлена обществу по почте; о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Валекс» было извещено уведомлением от 07.09.2021 (т. 2 л.д.73), направленным по почте (т.2 л.д.79) и полученным адресатом 25.09.2021 (что подтверждено отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции по номеру почтового идентификатора №427960063004531). 12.11.2021 административным органом в адрес общества направлено уведомление от 11.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела; почтовая корреспонденция вручена адресату 18.11.2021 (отчет об отслеживании). 02.12.2021 министерством в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-1-04/2021-237, согласно которому ООО «Валекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и заявителю назначен штраф в размере 300 000 руб. (т. 2 л.д.59-65); копия постановления направлена по почет и получена обществом 22.12.2021 (о чем в материалы дела представлена копия почтового уведомления о вручении);

- на основании поступивших из Отдела полиции №1 Управления Министерства внутренних дел по г. Ижевску материалов проверки, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествии за №21150 от 09.08.2021 административным органом установлен факт нарушения ИП ФИО12 требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно: 09.08.2021 в 22 часа 23 минут в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - пива «Балтика браун эль», крепостью 4,5%, в стеклянной бутылке, объемом 0,45 л., в количестве 1 штуки, стоимостью 59 руб. 00 коп.

Согласно рапорту о/у ОЭБиПК УМВД России по г. Ижевску лейтенанта полиции ФИО13 (т.2 л.д.142), последним 09.08.2021 в рамках оперативно-розыскных мероприятий в объекте общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, осуществлена покупка пива «Балтика браун эль», крепостью 4,5%, в стеклянной бутылке, объемом 0,45 л., в количестве 1 штуки, стоимостью 59 руб. 00 коп.; продавец передала кассовый чек (т.2 л.д.140); закуски, меню не были предложены, не разъяснено, что пиво нужно употребить в помещении бара.

Продавец ФИО14 в объяснениях от 09.08.2021 (т.2 л.д. 137) указала, что кафе реализует блюда полного цикла изготовления.

09.08.2021 осуществлен осмотр принадлежащих ООО «Валекс» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, оформленный соответствующим протоколом (т.2 л.д. 138-139), к которому приобщены фото-материалы.

25.09.2021 обществом получено извещение от 08.09.2021 (т.2 л.д.134) о составлении протокола об административном правонарушении (отчет об отслеживании т. 2 л.д. 131-132); 30.09.2021 административным органом в отсутствии представителя надлежащим образом извещенного общества в отношении ООО «Валекс» составлен протокол об административном правонарушении № 04-1-04/2021-145 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ; копия указанного протокола с уведомлением от 30.09.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (т.2 л.д.125) направлены обществу, получены адресатом 30.11.2021; Постановлением от 15.12.2021 №04-1-04/2021-145, вынесенным в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного общества ООО «Валекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.; копия постановления направлена обществу, получен последним 28.12.2021(о чем в материалы дела представлена копия почтового уведомления о вручении).

Несогласие заявителя с указанными постановлениями послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, вместе с тем, с учетом положений пункта 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ снизил размер административного штрафа по каждому из оспариваемых постановлений до 50 000 руб.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Закон №171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона № 171 -ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П, от 30 марта 2016 года N 9-П и от 18 февраля 2019 года N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона, устанавливающей особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 26 Закона №171-ФЗ запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного Федерального закона, нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

В силу абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Законом Удмуртской Республики от 04.10.2011 № 44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон УР № 44-РЗ) запрещена розничная продажа алкогольной продукции с 22.00 часов до 10.00 часов следующего дня по местному времени.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 26 Закона №171-ФЗ запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного Федерального закона, нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.

Услуги общественного питания в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, то есть оказание услуг общественного питания осуществляется исполнителем (организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору).

Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (пункт 6 Правил оказания услуг общественного питания).

В силу пункта 3.1 ГОСТ 31984-2012. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 192-ст) (далее - ГОСТ 31984-2012) услуга общественного питания: деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Согласно пункту 5.3. ГОСТ 31984-2012 услуги общественного питания должны отвечать следующим общим требованиям: соответствие услуг ожиданиям потребителей, включая ассортимент предлагаемой продукции, метод и форму обслуживания, профессиональный уровень обслуживающего персонала, номенклатуру оказываемых услуг; полное, достоверное и своевременное информирование потребителя обо всех предоставляемых услугах в зале и вне зала предприятия, обеспечивающее возможность их правильного выбора, а также информацию об изготовляемой и реализуемой продукции общественного питания согласно нормативным правовым документам.

Классификация предприятий общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (далее - ГОСТ 30389-2013).

Согласно требованиям ГОСТ 30389-2013 оказание услуг осуществляется в местах общественного питания, к которым относятся рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, и в которых обязательно создаются необходимые для оказания услуг (потребления) условия.

Под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания (пункт 3.1 ГОСТ 30389-2013).

Закусочная: предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров (пункт 3.9 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", утвержденный Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст; пункт 30 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст).

В пункте 5.14 ГОСТ 30389-2013 определено, что предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия.

Согласно пункту 5.15 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания в зависимости от типа предприятия должны иметь ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров для включения в меню, прейскуранты, карты, представленный в таблице 2, согласно которой определен ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров реализуемых в баре: блюда, десерты и напитки собственного производства, в том числе фирменные, национальные, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия. Неширокий выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция.

В закусочной имеется ограниченный ассортимент блюд, изделий, несложного изготовления, из сырья и полуфабрикатов и (или) из определенного вида сырья и полуфабрикатов, в т.ч. полуфабрикатов промышленного изготовления.

Указанным ГОСТом 30389-2013 также утверждены минимальные требования к предприятиям общественного питания, в соответствии с которыми бар должен быть обозначен соответствующей вывеской; входом для гостей, отдельным от служебного входа для персонала, входной зоной, вешалками, залом обслуживания, туалетной комнатой (таблица Б.1).

В соответствии с пунктом 16 ГОСТ 31984-2012 зал предприятия общественного питания (зал обслуживания): специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.

В соответствии с пунктом 10 и пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.

Согласно пункту 3 ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 91-ст) предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Процесс обслуживания в общественном питании - совокупность операций/действий, выполняемых исполнителем услуг общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуги (гостем) в процессе реализации и/или организации потребления продукции общественного питания и/или организации досуга (пункт 45 ГОСТ 31985-2013).

В пункте 38 ГОСТа Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, дано определение магазина как стационарного торгового объекта, предназначенного для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Согласно пункту 112 ГОСТа Р 51303-2013 торговый зал предприятия розничной торговли - специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.

В пункте 113 ГОСТа Р 51303-2013 закреплено, что площадью торгового зала является часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Судом установлено и материалами дела подтверждены факты осуществления ООО «Валекс» в запрещенное время (после 22 час. 00 мин.) в объектах общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенных по адресам: <...>, <...>, <...>, а также по адресу: <...>, розничной продажи алкогольной продукции, не связанной с оказанием услуг общественного питания.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены объяснениями покупателей ФИО4 от 05.08.2021, ФИО6 от 06.08.2021, ФИО2 от 05.08.2021, ФИО8 от 26.08.2021, ФИО10 (покупатель) от 23.08.2021, рапортом о/у ОЭБиПК УМВД России по г. Ижевску лейтенанта полиции ФИО13 (т.2 л.д.142), из содержания которых следует, что при приобретении в запрещенное время алкогольной продукции продавцами ООО «Валекс» не была предложена посуда, столовые приборы, меню, закуски, горячие или холодные блюда, не разъяснено, что нужно употребить приобретенный алкогольный напиток в помещении, продажа алкогольной продукции осуществлялась на вынос.

Содержания протоколов осмотра помещений объектов общественного питания «Город разливных напитков Питьсбург», расположенных по вышеназванным адресам, к которому приложены фото-таблицы, также подтверждает факт не соответствия помещений требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания. При этом ГОСТ 30389-2013 применительно к закусочным не устанавливает требования о наличии зала обслуживания, однако, в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. Под залом обслуживания понимается специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него (пункт 16 ГОСТ 31985-2013).

Принимая во внимание вышеизложенное, Министерством установлены факты того, что при розничной продаже алкогольной продукции ООО «Валекс» не обеспечено выполнение услуг общественного питания в части создания условий для потребления алкогольной продукции в месте осуществления деятельности, а именно не оказаны услуги общественного питания, не предоставлена столовая посуда для употребления алкогольных напитков, алкогольная продукция (пиво) не была вскрыта (приобретенный ФИО6 06.08.2021 в магазине «Город разливных напитков Питьсбург», расположенном по адресу: <...>, пивной напиток «Сет энд райлис Гараж Хард Груша», крепостью 4,6%, объемом 0,44 литра, в стеклянной бутылке, в количестве 1 штуки).

С учетом изложенного, Министерство обоснованно пришло к выводу, что ООО «Валекс» не соблюдены установленные законодательством особые требования к розничной продаже алкогольной продукции и ограничения в области оборота этилового спирта, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции, не связанная с оказанием услуг общественного питания, что подтверждено представленными по делу доказательствами, рапортами от 05.08.2021, 06.08.2021, 23.08.2021, 26.08.2021, 09.08.2021, протоколами осмотра помещений с фотоматериалами, объяснениями покупателей, протоколами об административных правонарушениях, заявителем документально не опровергнуты, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.16 КоАП РФ.

Таким образом, событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.

Приведенные в жалобе доводы противоречат представленным в дело доказательствам и не опровергают выводов суда первой инстанции в соответствующей части.

Вопреки позиции заявителя жалобы, формальное соответствие заведений Общества предприятиям общественного питания не свидетельствует о реальном оказании населению услуг общественного питания.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Являясь лицом, ответственным за реализацию в указанном торговом объекте алкогольной продукции, розничная продажа которой должна производиться в соответствии с требованиями Закона N 171-ФЗ, заявитель должен был не только знать о нормативном регулировании соответствующих правоотношений, но и предпринять все зависящие от него меры для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению действующих норм и правил розничной продажи алкогольной продукции, как и доказательств того, что заявитель предпринял все зависящие от него по недопущению нарушения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Нарушение порядка привлечения к административной ответственности, наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, из материалов дела не усматриваются.

Привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ осуществлено Министерством в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Наказание правомерно назначено судом первой инстанции в пределах санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с учетом положений пункта 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ судом не установлено, поскольку вменяемое правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Ссылки заявителя жалобы об обратном, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации, а также разъяснений, приведенных в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и применения правил статьи 2.9 КоАП РФ.

Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является по существу верным, соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции, принятое законно и обоснованно, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.

На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 апреля 2022 года по делу № А71-19/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Е.М. Трефилова