ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5795/2021-АК от 31.05.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2021-АК

г. Пермь

31 мая 2021 года                                                   Дело № А60-63304/2020­­

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при участии:

от заявителя -  ФИО1 по доверенности от  25.05.2020, диплом, паспорт (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"),

от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации городского округа Первоуральск,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 12 марта 2021 года

по делу № А60-63304/2020

по заявлению Администрации городского округа Первоуральск (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Свердловскому УФАС России (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Атриум»

о признании незаконными решения №066/01/18.1-4583/2020 и предписания от 20.11.2020,

установил:

Администрация городского округа Первоуральск обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с требованием о признании недействительными решения по жалобе от 20.11.2020 №066/01/18.1-4583/2020 и предписания от 20.11.2020 по жалобе №066/01/18.1-4583/2020.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2021) в удовлетворении заваленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что общество в заявлении от 15.10.2020 не указало вид разрешенного использования участка из числа видов, установленных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540; не указание в заявлении конкретной цели использования земельного участка, испрашиваемого путем предоставления на торгах, не позволяет Администрации определить срок аренды; рассмотрение жалобы антимонопольным органом незаконно, поскольку у общества отсутствовало волеизъявление на приобретение земельного участка именно для жилищного строительства. В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в адрес Администрации городского округа Первоуральск (далее - уполномоченный орган, Администрация) 15.10.2020 г. поступило заявление ООО «Атриум» (далее – общество) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111005:2953, расположенного по адресу: <...>. Указанное заявление принято Администрацией городского округа Первоуральск, ему присвоен входящий номер 12223.

Администрацией принято решение о возврате заявления в связи с тем, что в заявлении общества не указан конкретный вид разрешенного использования земельного участка, определяющий цель использования такого участка, со ссылкой на пп. 6 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем в адрес общества 24.10.2020 заказным письмом направлено уведомление исх. №9942 о возврате заявления.

Не согласившись с вышеуказанным решением администрации, ООО «Атриум» обратилось в антимонопольный орган с жалобой, поданной в порядке ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), ссылаясь на то, что в его заявлении указана цель использования - в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны, установленными Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск.

ООО «Атриум» считает, что уполномоченный орган в письме (исх. № 9942 от 22.10.2020) предъявил к обществу, документам и информации требования, не предусмотренные законодательством.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20.11.2020 г. № 066/01/18.1-4583/2020, Администрация городского округа Первоуральск признана нарушившей п. 37 и п. 65 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 16.07.2020 г. № 1386 (далее - Административный Регламент №1386).

По результатам рассмотрения жалобы администрации выдано предписание о том, чтобы в срок до 20.01.2021 г. принять все зависящие меры по пересмотру заявления ООО «Атриум» в порядке, предусмотренном Регламентом и ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и принятию решения о проведении или об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111005:2953, расположенного по адресу: <...>.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, Администрация городского округа Первоуральск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Перечня N 403 относится организация и проведение аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Антимонопольный орган в силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ рассматривает жалобы в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона в силу подпунктов 6, 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: - обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов регулируется Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 16.07.2020 № 1386 № 1386 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (далее - Административный регламент)).

Согласно сведениям, представленным уполномоченным органом, площадь земельного участка является уточненной, следовательно, в данном случае применим подраздел 3.2 Административного регламента № 1386.

В соответствии с подразделом 3.2 Административного регламента № 1386 в перечень административных процедур при предоставлении муниципальной услуги, если земельный участок образован, площадь является уточненной входят следующие процедуры: - прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги; - проведение экспертизы документов; - возврат заявления заявителю, если оно по форме и содержанию не соответствует формам заявлений, утвержденным настоящим Административным регламентом; - формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; - оценка возможности использования земельного участка для заявленных целей; - подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; - проведение аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.

В соответствии с п. 37 Административного регламента № 1386 порядок возврата заявления заявителю, если оно по форме и содержанию не соответствует формам заявлений, утвержденным настоящим Регламентом, осуществляется в соответствии с подразделом 3.1.4 настоящего Регламента.

Пунктом 65 Административного регламента № 1386 установлено, что основанием для возврата заявления заявителю, если оно по форме и содержанию не соответствует формам заявлений, утвержденным настоящим Регламентом, является установление специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, несоответствия заявления, представленного заявителем, по форме и содержанию формам заявлений, утвержденным настоящим Регламентом.

Одним из документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем для предоставления земельного участка с аукциона, в силу абз. 6 пп. 3 п. 27 Административного регламента № 1386 является заявление с указанием цели использования земельного участка.

Как установлено судом и не оспаривается заявителем, в адрес Администрации ГО Первоуральск 15.10.2020 поступило заявление ООО «Атриум»  (вх. № 12223) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № 66:58:0111005:2953 площадью 10 614 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для целей использования - в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны, установленными Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск.

В связи с тем, что в заявлении ООО «Атриум» не был указан конкретный вид разрешенного использования земельного участка, определяющий цель использования такого участка, а имеющаяся в заявлении ссылка на Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск не позволяет определить желаемую цель использования испрашиваемого земельного участка, в соответствии с пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 37 и п. 65 Административного регламента № 1386 уполномоченным органом принято решение о возврате заявления, о чем в адрес ООО «Атриум» 22.10.2020 заказным письмом направлено соответствующее уведомление (исх. № 9942 от 07.10.2020).

Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, для принятия решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении уполномоченным органом в соответствии с пп. 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется проверка именно на наличие или отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, согласно пп. 5 которого земельный участок не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

При этом, подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе, сведения о разрешенном использовании земельного участка (Письмо ФАС России от 25.09.2020 №ИА/83159).

Учитывая изложенное, установив, что в заявлении указана цель использования - в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны, установленными Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, суд первой инстанции, поддержав позицию антимонопольного органа, сделал верное суждение, что любая и каждая цель использования земельного участка, указанная таким способом в заявлении о проведении аукциона, заведомо соответствует разрешенному использованию земельного участка.

         При таких обстоятельствах, решение антимонопольного органа, которым  Администрация признана нарушившей п. 37 и п. 65 Административного регламента № 1386, а также выданное на его основании предписание, соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.

         Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Свердловского УФАС России недействительными.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.

Нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                           ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области  от 12 марта 2021 года по делу № А60-63304/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

И.В. Борзенкова

Н.М. Савельева