ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.i№fo@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-5898/2023-ГК
г. Пермь
17 августа 2023 года Дело № А60-229/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии от заявителя - ФИО1, паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2023 года
по делу № А60-229/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Екатеринбург» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: Департамент Рослесхоза по Уральскому федеральному округу, Администрация Сысертского городского округа,
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Екатеринбург» (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (заинтересованное лицо) в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду под объекты недвижимого имущества: здание котельной, общей площадью 410,7 кв.м, расположенное по адресу: Свердловская область, Сысертский район, 590 м юго-западнее д.Токарево, площадка, площадь замощения 420 кв.м, расположенная по адресу: Свердловская область, Сысертский район, 590 м юго-западнее д. Токарево, внутриплощадочные сети водопровода, протяженность 4671,4 м, расположенные по адресу: <...> Восточная, Крайняя, Лесная, Ясная, Солнечная, внутриплощадочные сети канализации протяженность 4999 м, расположенные по адресу: <...> Восточная, Крайняя, Лесная, Ясная, Солнечная, автомобильные дороги протяженностью 2475 м, 250 м, 1050 м по адресу: <...> Восточная, Крайняя, Лесная, Ясная, Солнечная, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент Рослесхоза по Уральскому федеральному округу, Администрация Сысертского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2023 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме от 15.09.2022 №12-01/82/17212, в письме от 10.10.2022 №12-05-30/18647. На Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка под объектами ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» с кадастровыми (условными) номерами 66-66-19/027/2013-242, 66-66-19/027/2013-245, 66-66- 19/027/2013-240, 66-66-19/027/2013-246, 66-66-19/027/2013-244. С Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в пользу ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, о проект планировки территории является основой для разработки проекта межевания территории, на стадии подготовки проекта планировки и межевания территории прописывается вид права, категория земель. Полагает, что в целях возможности оформления права пользования испрашиваемым лесным участком необходимо оформить проект межевания территории, указанный проект не оформлен, не утвержден, ввиду чего оспариваемое решение об отказе принято законно и обоснованно, оснований для признания решения незаконным не имелось.
До начала судебного заседания от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество возражает против доводов жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Министерство, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: - здание котельной, общей площадью 410,7 кв.м, расположенное по адрес): Свердловская область, Сысертский район, 590 м юго-западнее д. Токарево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 17.04.2013, запись регистрации № 66-66-19/027/2013-242; - площадка, площадь замощения- 420 кв.м, расположенная по адресу: Свердловская область, Сысертский район, 590 м юго-западнее д. Токарево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 17.04.2013, запись регистрации № 66-66-19/027/2013-245; - внутриплощадочные сети водопровода, протяженность 4671,4 м, расположенные по адресу: <...> Восточная, Крайняя, Лесная, Ясная, Солнечная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2013, запись регистрации № 66-66-19/027/2013-240; - внутриплощадочные сети канализации, протяженность 4999,0 м, расположенные по адресу: <...> Восточная, Крайняя, Лесная, Ясная, Солнечная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2013, запись регистрации № 66-66-19/027/2013-246; - автомобильные дороги, проезды: автомобильная дорога, протяженность 2475 м; автомобильная дорога, протяженность 250 метр погонный; автомобильная дорога, протяженность 1050 метр погонный, расположенные по адресу: <...> Восточная, Крайняя, Лесная, Ясная, Солнечная, что подтверждается свидетельством о 3 152_13286886 государственной регистрации права от 17.04.2013, запись регистрации № 66-66- 19/027/2013-244 (далее - объекты недвижимости).
Указанные объекты недвижимого имущества находятся на участке лесного фонда в квартале 2 Сысертского лесничества Кашинского участкового лесничества Кашинского участка в. 40, 41, 42, 43, 44, что следует из акта натурного технического обследования лесного участка от 31.02.2021 №9.
29.08.2022 ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением № 01-003/200-889 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования земельного участка из состава земель лесного фонда со следующими характеристиками: местоположение: Свердловская область, Сысертский район, 590 м югозападнее д. Токарево; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; площадь 3113 кв.м; вид разрешенного использования - предоставление коммунальных услуг (код вида разрешенного использования 3.1.1).
15.09.2022 письмом № 12-01-82/1722 уполномоченный орган отказал в утверждении схемы, предварительном согласовании предоставления лесного (земельного) участка, указав, что в соответствии с п. 2.1 ст. 11.3, подп. 6 п. 26 ст. 11.10, подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
30.09.2022 заявитель повторно обратился с заявлением № 01-003/200-1005 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
10.10.2022 уполномоченный орган отказал в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления лесного (земельного) участка, сославшись в письме от № 12-05-30/18647 на иной вариант предоставления участка лесного фонда.
Полагая, что отказ в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания принятого Министерством решения незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения с учетом следующего.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Таким образом, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 199, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1), а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать. Порядок предварительного согласования предоставления земельных участков установлен статьей 39.15 ЗК РФ.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных, в частности, пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.15). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ (подпункт 2).
В настоящем случае основанием отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы явилось отсутствие у заявителя проекта межевания территории (письмо от 15.09.2022 №12-01-82/17212).
Из материалов дела следует, что объект недвижимости общества введен в эксплуатацию 20.01.2000, что подтверждается соответствующим актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, право собственности зарегистрировано в 2013 году.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» введена в действие с 11.08.2017 статья 4.7 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что если лесной участок, указанный в ч. 1 настоящей статьи подлежит образованию из состава земель лесного фонда, то в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимости имущества, который расположен на таком лесном участке.
Таким образом, принятия решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 280-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Пунктом 7 ст. 3.5 вышеуказанного закона установлен запрет на отказ в согласовании схемы расположения, подготовленный для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
Судом первой инстанции установлено, что при проектировании лесных участков в целях размещения линейных объектов подготовка проектной документации лесных участков не требуется (часть 1 статьи 70.1. Лесного кодекса Российской Федерации), учитывая внесенные 01.09.2018 изменения в законодательство Российской Федерации в настоящее время предусмотрено оформление прав на земельный участок на условиях публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель, в числе прочих в следующих целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
В соответствии со статьей 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в частности, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Кодекса (пункт 1 части 3).
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Как установлено судом, объекты недвижимости заявителя являются линейными - сети электроснабжения ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4кВ, сети водоснабжения и канализации, сети теплоснабжения с трансформаторной подстанцией, скважинами, насосными станциями, котельной, а также благоустройство и автодороги/проезды, и по своей сути представляют собой единый объект - комплекс, предназначенный для обслуживания жилого поселка газовиков в д.Токарево.
Для строительства указанных объектов заявителем разработана проектно-сметная документация (Екатеринбургархпроект, ПКТБ «Астром»), получено разрешение на строительство (постановление Главы администрации Сысертского района от 18.06.1996 №175-2), объект введен в эксплуатацию как единый объект недвижимости.
Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года (п. 3 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, у заявителя имеется право выбора на приобретение права аренды на земельный участок или оформление публичного сервитута; это право выбора не может быть ограничено уполномоченным органом, который указал в своем письме от 10.10.2022 №12-05-30/18647 на иной вариант (без конкретизации) предоставления земельного участка.
Поскольку письмо Министерства от 10.10.2022 №12-05-30/18647 не содержит по существу оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы, а причины отказа, указанные в письме от 15.09.2022 №12-01-82/17212, не соответствуют закону, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа, изложенного в письме уполномоченного органа.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что для оформления права пользования испрашиваемым лесным участком необходимо оформить проект межевания территории, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены с учетом того, что на момент проектирования и строительства объекта недвижимости разработка проектной документации не требовалась. Кроме того заявитель не является лицом, полномочным на утверждение проекта межевания территории, в то время как право на использование участка с оформлением соответствующих документов у заявителя имеется. В данном случае отсутствие утвержденного проекта межевания территории не должно служить препятствием для реализации заявителем принадлежащих ему прав.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены с учетом изложенного выше.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2023 года по делу № А60-229/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.И. Гуляева
Судьи
Д.И. Крымджанова
В.В. Семенов