ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- /2022-ГК
г. Пермь
14 февраля 2022 года Дело № А60-10984/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судейКрымджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года
по делу № А60-10984/2021
по иску отраслевого органа Администрации Серовского городского округа Комитета по управлению муниципальным имуществом (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-торговое предприятие «Лесной Урал» (ИНН <***> ОГРН <***>),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>), Администрация Серовского городского округа (ИНН <***> ОГРН <***>), Департамент лесного хозяйства Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Ингеосервис» (ИНН <***> ОГРН <***>), муниципальное предприятие «Серовавтодор» (ИНН <***>, ОРГН 1026601815349), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Лесной Урал Сбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
об установлении границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки,
установил:
отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-торговое предприятие «Лесной Урал» (ответчики) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3, исправлении реестровой ошибки.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрация Серовского городского округа, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью «Ингеосервис», муниципальное предприятие «Серовавтодор», Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», общество с ограниченной ответственностью «Лесной Урал Сбыт».
От истца поступило заявление об отказе от иска в части требования об исправлении реестровой ошибки, в связи с чем производство по делу в указанной части судом первой инстанции на основании ст. 49, ч. 4 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2021 исковые требования удовлетворены, установлены границы земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 в соответствии с данными межевого плана от 01.12.2020 по следующим координатам:
Номер точки | Координаты, м | |
X | Y | |
H1 | 698541.47 | 1526981.73 |
16 | 689470.90 | 1527327.79 |
н2 | 689384.60 | 1527688.62 |
Н3 | 689368.41 | 1527686.31 |
н4 | 689423.79 | 1527455.59 |
н5 | 689213.02 | 1527332.63 |
12 | 689270.08 | 1527100.73 |
нб | 689471.11 | 1526966.92 |
Н1 | 689541.47 | 1526981.73 |
В решении указано, что оно является основанием для изменения в ЕГРН сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами 66:61:0104001:3, 66:61:0104001:783 и 66:61:0000000:107/64, где смежные границы земельного участка с кадастровым номером66:61:0104001:3 являются границами земельных участков кадастровыми номерами 66:61:0104001:783 и 66:61:0000000:107/64.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – Управление), обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что 18.11.2019 письмом № 140-01-30/185 в Управление обратился глава Серовского городского округа с заявлением о согласовании границ образуемого земельного участка, 25.12.2019 Управлением направлен ответ о том, что при согласовании границ земельных (лесных) участков, расположенных на землях лесного фонда, необходимо привлекать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, Управление рассмотрит межевой план при наличии положительного заключения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. Положительное заключение Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области не было представлено, с заявлением о согласовании границ образуемого земельного участка Администрация в Управление не обращалась. Ответчик полагает, что в связи с этим основания для установления границ земельного участка в судебном порядке, удовлетворения иска отсутствовали.
От истца и от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых истец и третье лицо просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области также просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
От истца поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции, которое удовлетворено определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022.
Представитель истца, которому была предоставлена возможность участия в судебном заседании в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел», по независящим от арбитражного суда причинам к конференции не подключился, не принял участие в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещенные надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения Исполнительного комитета Серовского городского совета народных депутатов от 24.01.1980 № 25 земельный участок, расположенный по адресу: <...> предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному предприятию «Автодор», переименованному в МУП «Серовавтодор», о чем Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Серову 11.09.1996 выдано соответствующее свидетельство за номером 8.
Согласно сведений из ЕГРН данный земельный участок содержит следующие характеристики: декларированная площадь 100000 кв.м, кадастровый номер 66:61:0104001:3, адрес (местоположение) - <...> участка Серовского лесничества, разрешенное использование - складирование твердых бытовых отходов, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 66:61:0104001:3 поставлен на государственный кадастровый учет 13.09.2002 как ранее учтенный, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
09.10.2018 межведомственной рабочей группой, созданной для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и Государственного лесного реестра о лесных участках, деятельность которой регламентирована совместным письмом Рослесхоза №ИВ-03-54/13151, Росреестра №26356-ВА/Д23 от 18.09.2017, в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 принято решение о необходимости выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного или лесного участка, так как определить наличие пересечений земельного участка и земельного участка лесного фонда не представляется возможным.
По поручению Комитета по управлению муниципальным имуществом подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3, которым установлены границы данного участка по фактическому местоположению.
Граница земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 является спорной по отношению к смежному земельному участку лесного фонда с кадастровым номером 66:61:0104001:783, находящемуся в собственности Российской Федерации, а также по отношению к смежному земельному участку лесного фонда с кадастровым номером 66:61:0000000:107, находящемуся в аренде у ООО «Лесной Урал Сбыт» для заготовки древесины по договору от 04.08.2008 № 138 на 25 лет.
В целях внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 25.12.2018 Комитет обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Серовский отдел с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 (исх. №66-0-1-182/3001/2018-1028 от 25.12.2018).
Решением Управления Росреестра №66/19-11639 от 21.02.2019 осуществление кадастрового учета приостановлено ввиду непредставления акта согласования местоположения границы земельного участка. Органом кадастрового учета установлено, что уточняемый земельный участок является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами 66:61:0000000:107 и 66:61:0104001:783, границы которых пересекают уточняемый участок.
По аналогичным основаниям Комитету отказано в осуществления кадастрового учета решениями органа кадастрового учета от 27.05.2019 № 66/19-2941, 02.06.2020 № 66/20-16828, 02.09.2020 № 66/20-20063.
Поскольку во внесудебном порядке внесение в ЕГРН сведений о границах земельного участка оказалось невозможным по причине несогласования границ собственником смежных участков с кадастровыми номерами 66:61:0000000:107 и 66:61:0104001:783, Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в его рассмотрении, согласованы границы земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3, в материалы дела представлены акты согласования: ООО «Лесной Урал Сбыт» и Управлением согласованны границы земельного участка 66:61:0104001:3 с участками 66:61:0104001:783, 66:61:0000000:107, 66:61:0000000:107/64, ООО ПТП «Лесной Урал». Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области также согласованны границы уточняемого земельного участка.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что Министерством природных ресурсов Свердловской области и Управлением установлено отсутствие пересечения участков лесного фонда с земельным участком 66:61:0104001:3 согласно сведений из Единого лесного реестра, Управлением границы земельного участка 66:61:0104001:3 согласованы, о чем имеется отметка в акте согласования границ, учитывая наличие в материалах дела письменных согласований границ земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 и земельных участков с кадастровыми номерами 66:61:0000000:107/64 и 66:61:0000000:107, в целях внесения определенности в спорные правоотношения сторон пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В абзаце третьем пункта 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3).
В случае, если границы (части границ) образуемого земельного участка являются общими с границами (частями границ) смежных земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, в том числе при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких смежных земельных участков, местоположение таких границ (частей границ) в силу части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ подлежит обязательному согласованию.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктами 77, 78, 82 и 85 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - требования), предусмотрено следующее: чертеж земельных участков и их частей составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и (или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков; на чертеже отображаются местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков; обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ; в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте чертежа оформляется акт согласования местоположения границ земельного участка.
Материалами дела подтверждено, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3, предоставленного муниципальному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования, не было установлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", участок является ранее учтенным. При определении границ участка в результате подготовки межевого плана и его представления в орган кадастрового учета возник спор об установлении границ указанного земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 ввиду несогласования ответчиком общих границ данного участка и границ участков с кадастровыми номерами 66:61:0000000:107 и 66:61:0104001:783 (земли лесного фонда).
По результатам исследования и оценки собранных по делу доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что уточняемая граница земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 определена кадастровым инженером с учетом фактического землепользования, осуществляемого более 15 лет. Доказательств обратного в деле не имеется.
Суд обоснованно учел, что в ходе судебного разбирательства Министерством природных ресурсов Свердловской области и Управлением установлено отсутствие пересечения границ участков лесного фонда с земельным участком 66:61:0104001:3 согласно сведений из Единого лесного реестра (ЕЛР), что подтверждено письмом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области исх. №12-05-29/10649 от 19.05.2021, дополнением к письму исх. №12-05-29/10649 от 19.05.2021, письмом Управления от 16.09.2021 исх. №66-07/12237.
Также суд принял во внимание то обстоятельство, что Управлением границы земельного участка 66:61:0104001:3 согласованы, о чем проставлена отметка в акте согласования границ, в материалах дела имеются письменные согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 66:61:0104001:3 арендаторами земельных участков 66:61:0000000:107/64 и 66:61:0000000:107 (письмо ООО ПТП «Лесной Урал» исх. №070720-01ю от 23.08.2021, отзыв ООО «Лесной Урал сбыт», отметки в акте согласования границ).
Так как до обращения истца в арбитражный суд с иском указанные согласования получены не были, состоялись в ходе судебного разбирательства, в то же время примирения стороны не достигли, суд первой инстанции правомерно, реализуя цели и задачи судопроизводства, рассмотрел спор по существу, удовлетворив иск.
Приведенные в апелляционной жалобе ответчиком доводы о том, что согласование границ уточняемого участка не было возможным до получения положительного заключения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ответчиком права истца не нарушены, основания для установления границ земельного участка в судебном порядке, удовлетворения иска отсутствовали, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными с учетом изложенного выше.
Имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года по делу № А60-10984/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Е.И. Гуляева | |
Судьи | Д.И. Крымджанова | |
М.А. Полякова |