ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-6225/2022-АК от 03.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2022-АК

г. Пермь

05 августа 2022 года                                                           Дело № А50-28237/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судейБорзенковой И.В., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от заявителя МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» (ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1, паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом;

от заинтересованного лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588) – Бухаров С.М., паспорт, доверенность от 11.01.2022, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения»

на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2022 года

по делу № А50-28237/2021,

принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.

по заявлению МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения»

кМинистерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края

об оспаривания бездействия,

установил:

МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» (далее – заявитель,  учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и нарушившими права и законные интересы учреждения действий (бездействия) Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Министерство), выразившихся в неустановлении тарифа на транспортировку воды в установленный срок (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права. В дополнении к жалобе заявитель ссылается на письмо МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» от 28.05.2021 № 300, являющееся заявлением об установлении тарифа, в котором изложена необходимость установления тарифа, то есть волеизъявление МКУ заявлено четко и недвусмысленно. Заявитель считает, что суд первой инстанции неверно трактует и применяет нормы Правил и Регламента, ограничивающие срок установления тарифа.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к ней, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, позицию общества находит несостоятельной.

В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и за интересованного лица поддержали доводы жалобы, дополнения к ней и письменного отзыва соответственно.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Кондратовского сельского поселения от 19.04.2021 № СЭД-2021П-01-04-86 внесены изменения в постановление администрации Кондратовского сельского поселения от 24.06.2015 № 110 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края», а именно: пункты 2, 3, 4 изложены в новой редакции, в соответствии с которыми гарантирующей организацией для первой централизованной системы водоснабжения д. Кондратово является ООО «Городские коммунальные системы» (далее - ООО «ГКС») с зоной деятельности сетей водоснабжения, запитанных от водопровода, идущего из г. Перми и принадлежащего ООО «Новогор-Прикамье», далее от колодца до камеры переключения (точка переключения в водопроводном колодце на пересечении улиц Водопроводная и Яблокова), далее сети водоснабжения на территории мкр. Новый (ЖК Медовый) в д. Кондратово; гарантирующей организацией для второй централизованной системы водоснабжения д. Кондратово является МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» с зоной деятельности от Муллянского водозабора (7 артезианских скважин, водонасосная станция второго подъема, водопроводная сеть), здание насосной станции, оставшиеся сети водоснабжения от здания водонасосной станции, в том числе до ТС «Кондратово».

Постановлением администрации Кондратовского сельского поселения от 19.04.2021 №СЭД-2021П-01-04-87 внесены изменения в схему водоснабжения Кондратовского сельского поселения, о существовании двух независимых централизованных систем водоснабжения с технической возможностью переключения, взаимодополняемые и взаимозаменяемые в случае возникновения аварийной ситуации.

23.07.2021 учреждение обратилось в Министерство с заявлением от 15.07.2021 об установлении тарифа на транспортировку воды по сетям заявителя на 2021 год.

Министерством в адрес заявителя направлено письмо от 11.08.2021 № 46-05-11исх-284, которым у заявителя в целях проведения экспертизы предложений и установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения запрошены следующие документы:

- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

- копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, на очередной период регулирования, согласно представленному план-графику ремонта;

- копии счетов (и их субсчетов) из Главной книги: 01, 02, 10, 20, 23, 25, 26, 29, 69, 70, 90, 97 за 2021 г. по регулируемому виду деятельности;

- статистическая отчетность: форма № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций»; форма № 1-водопровод;

- договор водоснабжения с ООО «ГКС»;

- копии дефектных ведомостей;

- отчет о выполнении ремонтных работ в текущем периоде (счета- фактуры, акты выполненных работ за отчетный период по форме КС-2, КС-3), согласно представленному план-графику ремонта сети водоснабжения;

- акт снятия показаний приборов учета за июль 2021 г.;

- технический паспорт на сеть водоснабжения, используемую для осуществления регулируемого вида деятельности;

- инвентарные карточки объектов водоснабжения.

Учреждение в адрес Министерства направлено ходатайство от 17.08.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--2 о предоставлении на ознакомление экспертного заключения с сообщением о запросе данных о размере удельных текущих расходов в ООО «ГКС».

В Министерство поступили 2 письма учреждения от 20.08.2021 с предоставлением документов, запрошенных Министерством письмом от 11.08.2021.

24.08.2021 учреждением повторно направлено в Министерство заявление от 15.07.2021 об установлении тарифа на транспортировку воды по сетям заявителя на 2021 г.

15.09.2021 в 8:39:43 Министерство отклонило в единой информационно-аналитической системе (далее – ЕИАС) предложение заявителя от 23.07.2021, приняло на портале в работу предложение от 24.08.2021 в 8:42:20.

Приказом Министерства от 26.08.2021 № 180-од «Об открытии дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» (Пермский муниципальный район)» открыто дело об установлении тарифов в сфере водоснабжения на 2021, 2022 г.г. и выбран в качестве метода регулирования тарифов метод сравнения аналогов, срок проведения экспертизы - сентябрь 2021 г.

Приказом Министерства от 14.09.2021 № 196-пс срок принятия решения об установлении тарифов продлен на 30 календарных дней.

15.09.2021 на заседании правления поставлен вопрос об утверждении тарифа (пункт 31 повестки). В связи с необходимостью доработки проекта экспертного заключения и предоставления заявителем дополнительных материалов, принято решение о переносе рассмотрения поставленного вопроса.

Письмом от 20.09.2021 № 46-05-11-исх-352 Министерство у учреждения дополнительно запросило следующие документы:

- акт снятия показаний приборов учета камеры присоединения ООО "ГКС" и узла учета ВНС д. Кондратово за август 2021 г.,

- технический паспорт на сеть водоснабжения по адресу: <...>

- инвентарная карточка объекта водоснабжения по адресу: <...>.

В адрес Министерства поступили  письма учреждения от 13.10.2021 №№ СЭД-01-12МКУисх-2021--66 и СЭД-01-12МКУисх-2021--67 о согласовании тарифа в размере 36,89 руб./м3, рассмотрении вопроса по установлению тарифа без участия представителей учреждения и необходимости предоставления ответа на запрос данных о размере удельных текущих расходов.

13.10.2021 состоялось заседание правления (пункт 34 повестки). По результатам анализа проекта экспертного заключения, принято решение о переносе рассмотрения вопроса об утверждении тарифа в связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов со стороны регулируемой организации.

Письмом Министерства от 18.10.2021 № 46-05-11-исх-403 учреждению предоставлена информация о размере удельных текущих расходов в ООО «ГКС».

20.10.2021 состоялось заседание правление с рассмотрением вопроса об установлении тарифа для заявителя (пункт 21 повестки), принято решение о переносе рассмотрения вопроса в связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов со стороны регулируемой организации.

Письмом от 22.10.2021 № 46-05-11-исх-414 учреждению предложено в течение 7 рабочих дней с момента получения письма предоставить Министерству следующие документы:

- технический паспорт на сети водоснабжения, запитанные от водовода, идущего из г. Перми и принадлежащего ООО «Новогор-Прикамье» от колодца до камеры переключения (точка подключения в водопроводном колодце на пересечении улиц Водопроводная и Яблокова), включая технический паспорт на сети, выявленные по акту осмотра технического состояния выявленной недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной от 01.04.2021,

- инвентарную карточку объекта водоснабжения по адресу: <...> протяженностью 110 м.

Письмом от 26.10.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--88 учреждением  были предоставлены в Министерство технические данные на сети водоснабжения.

В письме от 27.10.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--90 учреждение сообщило Министерству о несогласии с проектом экспертного заключения в связи с использованием в расчете неверных данных о протяженности водопроводной сети и объема оказываемой услуги.

27.10.2021 состоялось заседание правления Министерства, в том числе, по рассмотрению вопроса об утверждении тарифа для заявителя (пункт 32 повестки), по итогам которого принято решение о переносе рассмотрения вопроса в связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов со стороны регулируемой организации.

Письмом от 03.11.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021-109 учреждением в Министерство представлены дополнительные данные на объект водоснабжения.

03.11.2021 состоялось заседание правления Министерства, на котором принято решение о переносе рассмотрения вопроса об утверждении тарифа для заявителя в связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов со стороны регулируемой организации.

Министерство в письме от 08.11.2021 № 46-05-11-исх-434 предложило учреждению в случае несогласия с протяженностью сетей, учтенной при формировании проекта тарифного решения (1,85 км), в срок до 10.11.2021 указать протяженность сетей с предоставлением обосновывающих документов, а также пояснить позицию о необходимости учета расходов на содержание всей протяженности сети 1,85 км при включении объема воды исключительно для водоснабжения мкр. «Новый», не учитывая объем воды, транспортируемый с использованием данного объекта и используемый учреждением.

17.11.2021 состоялось заседание правления Министерства, в частности, с рассмотрением вопроса об утверждении тарифа для заявителя (пункт 28 повестки), на котором принято решение о переносе рассмотрения вопроса в связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов со стороны регулируемой организации.

24.11.2021 Министерством принято постановление № 240-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Контратовского сельского поселения « (Пермский муниципальный район)».

Полагая, что Министерством допущено бездействие по неустановлению тарифа в установленные действующим законодательством сроки, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований отмены или изменения судебного акта, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании верной оценки доказательств (статья 71 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

При этом по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относятся в сфере холодного водоснабжения - транспортировка воды.

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона № 416-ФЗ определено, что регулированию подлежат тарифы на транспортировку воды.

В силу статьи 5 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 631-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, а также осуществляет функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере электроэнергетики и является органом, уполномоченным на разработку и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных ресурсов, разработки региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К полномочиям Министерства в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов на транспортировку воды (пункт 3.3.1.3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Постановление № 406), утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), которыми определен порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.

В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э (далее – Регламент № 1154-э).

Согласно пункту 12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 Правил регулирования).

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования.

В силу пункта 17 Правил регулирования (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство с заявлениями об установлении тарифов) к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом № 416-ФЗ, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования;

п) для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года;

р) для гарантирующих организаций, в зоне деятельности которых имеются организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод, тарифы для которых устанавливаются с применением метода сравнения аналогов, - расчет размера удельных текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод.

В силу абзаца второго пункта 18 Правил регулирования для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в п. 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.

В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, отказ в открытии дела не допускается (абзац четвертый пункта 18 Правил регулирования).

Согласно пункту 20 Правил регулирования решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением или в электронном виде, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования, в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.

Как указано в пункте 22 Правил регулирования, для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.

Согласно пункту 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Аналогичные нормы содержит Регламент № 1154-э.

В соответствии с пунктом 10 Регламента № 1154-э основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, определенных настоящим Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, кроме случаев, указанных в пункте 18 настоящего Регламента.

Пункт 11 Регламента № 1154-э устанавливает, что открытие дела или отказ в открытии дела с возвратом представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 18 Регламента № 1154-э решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-19 Правил регулирования.

Из пункта 20 Правил регулирования и пункта 11 Регламента № 1154-э следует, что в течение 10 рабочих дней уполномоченный орган может либо открыть дело, либо отказать в его открытии, а также вправе направить уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме.

Судами установлено, что МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» является регулируемой организацией, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось.

Заявление учреждения об установлении тарифа на транспортировку воды поступило в Министерство 23.07.2021, следовательно, нормативный срок для открытия тарифного дела – до 06.08.2021 включительно.

Между тем на указанную дату сведения об открытии Министерством тарифного дела отсутствовали.

Письмо Министерства о запросе у заявителя документов в целях проведения экспертизы предложений и установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения датировано лишь 11.08.2021.

Документы, запрошенные Министерством письмом от 11.08.2021, учреждением направлены в адрес Министерства с письмами от 20.08.2021.

Повторно заявление учреждения об установлении тарифа на транспортировку воды поступило в Министерство 24.08.2021.

Как следует из материалов дела, Министерство 15.09.2021 в 8:39:43 отклоняет в ЕИАС предложение заявителя от 23.07.2021, принимает на портале в работу предложение от 24.08.2021 в 8:42:20.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представителями Министерства даны пояснения относительно действий по отклонению в ЕИАС предложения заявителя от 23.07.2021 и принятия в работу предложения от 24.08.2021, которые сводятся к тому, что Правилами регулирования не предусмотрено одновременное рассмотрение двух аналогичных предложений об установлении тарифа от одной организации.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерством при рассмотрении заявления учреждения об установлении тарифа, поступившее в Министерство 23.07.2021, нарушены установленные Правилами регулирования и Регламентов № 1154-э сроки принятия решений об открытии тарифного дела либо об отказе в открытии тарифного дела. Более того, указанное предложение заявителя вообще было отклонено в ЕИАС в связи с поступлением аналогичной заявки от заявителя 24.08.2021.

Между тем, заявляя о том, что Министерством допущено незаконное бездействие, выразившееся в неустановлении тарифа в установленный законом срок, который максимально составляет 60 дней, заявитель сослался на положения пункта 22 Правил регулирования и пункта 18 Регламента № 1154-э, предусматривающие, что тарифы устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме, данный срок может быть продлен по решению органа регулирования тарифов не более чем на 30 календарных дней.

 Из материалов дела следует, что впервые заявление учреждения об установлении тарифа на транспортировку воды поступило в Министерство 23.07.2021, следовательно, срок для установления тарифа в соответствии с Правилами регулирования и Регламентом № 1154-э – до 21.09.2021 при условии поступления в Министерство необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.

Тариф в сфере холодного водоснабжения заявителю установлен Министерством постановлением от 24.11.2021 № 240-в.  

С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в дело доказательств, пояснений сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в срок до 21.09.2021 у Министерства возможность принять решение об установлении тарифа на транспортировку воды отсутствовала в связи с отсутствием необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.

Так, постановлением администрации Кондратовского сельского поселения от 19.04.2021 № СЭД-2021П-01-04-88 внесены изменения в постановление администрации Кондратовского сельского поселения от 01.04.2016 № 86 «О включении в реестр муниципальной собственности», в том числе, путем добавления пункта 2.1, которым Учреждению поручено проводить наблюдение и контроль за состоянием и режимом работы объектов водоснабжение, контроль качества воды в соответствии с санитарными нормами, проводить профилактические работы и текущие работы по обслуживанию объектов водоснабжения, производить аварийно-восстановительные работы, текущий ремонт вновь выявленных объектов водоснабжения по адресу: <...>:

- водопроводная сеть, протяженностью 65 м, Д - 300, материал чугун, Д -150, материал - сталь,

- водопроводная сеть, протяженностью 30 м, Д-315, материал - ПНД,

- водопроводная сеть, протяженностью 15 м, Д - 315, материал - ПНД, с камерой переключения.

Вместе с письмами от 20.08.2021 заявителем в адрес Министерства направлены выписки из ЕГРН на объекты недвижимости, используемые для осуществления деятельности (пункт 1 писем).

Представителями Министерства в ходе рассмотрения спора  судом первой инстанции подтверждено, что выписки из ЕГРН действительно поступили, но в отношении объекта, ранее участвовавшего в водоснабжении Кондратовского сельского поселения, в отношении вновь выявленного участка сети (110 м) документы заявителем представлены не были. Также заявителем не были представлены запрошенные письмом Министерства от 11.08.2021 копии счетов из Главной книги за 2021 г. по регулируемому виду деятельности; технический паспорт на сеть водоснабжения, используемую для осуществления регулируемого вида деятельности; инвентарные карточки объектов водоснабжения.

В дальнейшем в числе документов, представленных учреждением в Министерство по запросу последнего письмом от 21.09.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--35, отсутствовали инвентарная карточка и технический план на сети по ул. Яблокова.

Данные обстоятельства не опровергнуты заявителем.

Кроме того представителями Министерства в ходе судебного разбирательства даны пояснения о том, что основанием для перенесения рассмотрения вопроса об установлении тарифов в сфере водоснабжения на 2021 г. являлись противоречивые данные относительно длины сети, посредством которой оказываются услуги по транспортировке воды.

Так, к заявлениям от 23.07.2021 и от 24.08.2021 об установлении тарифа Учреждением были приложены сведения о протяженности канализационной сети, определенной в сопоставимых величинах, регулируемой организации МКУ Кондратово, содержащей информацию о протяженности канализационной сети в 2021 г. (1,865 км) а также расчет тарифа на транспортировку ХВС методом сравнения аналогов на 2021 год МКУ Кондратово, оказывающего услуги на территории Кондатовского сельского поселения, в котором в качестве одного из показателей указана протяженность канализационной сети (1,703 км), в то время как заявитель просил установить тариф для транспортировки воды.

К этим же заявлениям учреждением приложены технические данные сети водоснабжения, согласно которым протяженность трубопровода составляет 1865 м. При этом технический план сооружения представлен учреждением вместе с заявлениями от 23.07.2021 и от 24.08.2021 на объект протяженностью 12415 м.

Только в письме от 03.11.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--109 заявителем было сообщено Министерству со ссылкой на инвентарную карточку учета нефинансовых активов на сеть водоснабжения 12415 м, кадастровый номер 59:00:00000000:7913, что объект водоснабжения по ул. Яблокова учитывается в составе общей сети водоснабжения, а 1850 м входит в состав 12415 м сети водоснабжения и используется для транспортировки воды. Также заявителем в письме сообщено об отсутствии возможности предоставления технического паспорта.

Также судом первой инстанции принято во внимание, что в отношении объема оказанных услуг выявлены несоответствия, поскольку, исходя из актуализированной схемы водоснабжения, в соответствии с которой образовались две независимые системы с различными источниками, весь объем оказываемых услуг по транспортировке относился к системе водоснабжения ООО «ГКС», фактически из поступивших в Министерство вместе с письмом заявителя от 21.09.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--35 показаний приборов учета выявлено собственное потребление заявителем из сети, посредством которой оказываются услуги для ООО «ГКС» (показания за июль, август 2021 г.), в связи с чем Министерству потребовалась информация относительно таких расходов. Данные об объемах потребления уточнялись заявителем в том числе в письме от 16.11.2021 № СЭД-01-12МКУисх-2021--113.

Данные обстоятельства заявителем также не опровергнуты.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание пояснения заинтересованного лица, заявителем не опровергнутые, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что основанием для неутверждения тарифа по заявлению учреждения в установленный срок явилось непредставление последним необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. В рассматриваемой ситуации необходимые обосновывающие материалы были предоставлены заявителем в Министерство лишь 03.11.2021, тариф, как указывалось ранее, утвержден 24.11.2021.

Соответственно, нарушение Министерством при рассмотрении заявления учреждения об установлении тарифа, поступившее 23.07.2021, установленных Правилами регулирования и Регламентом № 1154-э сроков принятия решений об открытии тарифного дела либо об отказе в открытии тарифного дела в данном случае не повлекло нарушение срока, предоставленного Министерству для принятия решения об утверждении тарифа.

Кроме того заявителем не опровергнуто, что нарушение срока рассмотрения заявления учреждения об установлении тарифа обусловлено причинами представления учреждением противоречивых данных.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении его требований.

Ссылка заявителя жалобы на письмо от 28.05.2021 № 300, которое, по мнению учреждения, является заявлением об установлении тарифа, отклоняется.

Из буквального прочтения указанного документа (статья 432 ГК РФ) усматривается, что оно является запросом учреждения в Министерство регулирования и энергетики Пермского края сведений о размере удельных текущих расходов гарантирующей организации по соответствующей централизованной системе водоснабжения (л.д. 49-50), при этом волеизъявления на утверждение соответствующих тарифов указанное обращение не содержит.

Доводы заявителя о нарушении Министерством сроков не учитывают то обстоятельство, что срок установлен законодателем в зависимости от момента представления заявителем необходимых документов в полном объеме.

Также отклоняется и утверждение Учреждения о наличии у Министерства соответствующих сведений 07.09.2021, поскольку представленные впоследствии данные содержали иные показатели.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что причинами отложения рассмотрения вопроса об утверждении тарифа явилось несогласие заявителя с экспертным заключением и представление новых дополнительных документов.

При этом, в период отсутствия утвержденного тарифа Учреждение не лишено возможности в случае оказания соответствующих услуг получать плату, исчисленную с учетом разъяснений Пленума ВС РФ, содержащихся в Постановлении от 27.12.2016 № 63.

В рассматриваемом случае несогласие заявителя с принятым судом решением само по себе не является основанием для признания решения необоснованным.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов по жалобе рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2022 года по делу № А50-28237/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.  

Председательствующий

Судьи

Г.Н.Гулякова

И.В.Борзенкова

Е.В.Васильева