СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-6425/2022-ГК
г. Пермь
12 июля 2022 года Дело № А60-53590/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Власовой О. Г., Гладких Д. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т. В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области,
принятое судьей Махониной В. А.,
от 07 апреля 2022 года
по делу № А60-53590/2021
по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН<***>),
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о взыскании взносов на капитальный ремонт,
установил:
Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее – НО «ФКР», истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО», ответчик1) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, возникшей в период с 01.01.2020 по 01.03.2021, в размере 602 623 руб. 08 коп., пени за просрочку уплаты в размере 62 765 руб. 45 коп.
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции, к участию в деле сначала в качестве третьего лица, затем в качестве соответчика привлечено федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», ответчик2).
Кроме того, судом на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.04.2022 (резолютивная часть от 31.03.2022) исковые требования удовлетворены, с ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» в пользу НО «ФКР» взыскано 2 000 руб. 12 коп. суммы основного долга, 374 руб. 05 коп. неустойки, а также 1 586 руб. 76 коп. в возмещение государственной пошлины, с ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» взыскано 600 623 руб. 08 коп. основного долга, 62 391 руб. 40 коп. неустойки, а также 14 721 руб. 24 коп. в возмещение государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит спорный судебный акт отменить, в удовлетворении иска к ответчику1 отказать.
В обоснование жалобы апеллянт указывает следующее.
Сам по себе факт нахождения имущества на оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» не свидетельствует о наличии у Учреждения прав на предоставление интересов собственника, поскольку полномочия Учреждения четко ограничены целями и задачами, прописанными собственником в Уставе, выход за пределы уставных задач будет являться нарушением норм материального права.
Истец нормативно не обосновал возможность возложения на ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО», как правообладателя имущества, закрепленного на праве оперативного управления, требований по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Смета расходов ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУПО» Минобороны России не предусматривает оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Собственником жилищного фонда является Министерство обороны Российской Федерации.
Поскольку финансирование учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета, а главным распорядителем данных средств является Министерство обороны Российской Федерации, на ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУПО», по его мнению, не может быть возложена обязанность но оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пр-к 50 Лет Октября, 12А, кв. 101.
Истец в представленном отзыве на жалобу доводы апеллянта опровергает, считая решение суда законным, обоснованным и справедливым, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Минобороны РФ в отзыве на жалобу указало, что спорные требования правомерно предъявлены истцом к ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО».
Апеллянт в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ известил арбитражный апелляционный суд о возможности рассмотрения дела без участия его представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, было установлено судом, Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР») создана в соответствии со статьёй 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), законом Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 №247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта» как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года № 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года № 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 2 статьи 28 Закона № 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2019, 2020, 2021 производится на основании Постановлений Правительства Самарской области №794 от 19.12.2018, № 941 от 18.12.2019, №936 от 27.11.2020 которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2019 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно – 5,67 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 6,52 руб.
С 01.01.2020 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно – 6,28 руб., для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 7,22 руб.
На 2021 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно – 6,63 руб., для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 7,62 руб.
Собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: г. <...> Октября, Д.12А; <...> – формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО «ФКР».
Истец указал, что ответчику в данных многоквартирных домах на праве оперативного управления принадлежат помещения.
Для исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как собственника помещений в указанных многоквартирных домах, истцом предоставляются платежные документы.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт ответчиком не исполнена, образовавшаяся на его стороне задолженность, составившая по расчету истца 602 623 руб. 08 коп., невыполнение требования о ее погашении, содержащегося в претензии истца, явилось последнему основанием для обращения с настоящим иском о взыскании долга и неустойки в арбитражный суд.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции установил, что в период в период с 01.01.2020 по 01.03.2021 спорные помещения были закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО», которым обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт не выполнялась.
В настоящее время, согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН правообладателем жилых помещений (квартир) расположенных по адресам: <...> Октября, Д.12А; <...> (за исключением квартиры № 101 <...> Октября г. Сызрань Самарской области правообладатель – ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО»), является ФГАУ «Росжилкомплекс» (на праве оперативного ведения).
Приняв во внимание особенности правового регулирования перехода обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а равно перехода накопленной задолженности, от прежнего собственника к новому, суд первой инстанции признал справедливым и правомерным взыскание долга в размере 600 623 руб. 08 коп. с ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», являющегося правообладателем спорных помещений (за исключением квартиры № 101 <...> Октября г. Сызрань Самарской области).
Также судом признано обоснованным и удовлетворено требование о взыскании долга в размере 2 000 руб., соответствующей ему суммы неустойки, предъявленное в отношении квартиры № 101 <...> Октября г. Сызрань Самарской области, которая согласно выписке из ЕГРН находится в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО».
Заявителем жалобы судебный акт оспаривается в части, имеющих отношение к нему выводов суда.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в оспариваемой ответчиком1 части
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу статей 120, 210 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Ст. 169 ЖК РФ устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (п. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства № 707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».
В указанную региональную программу вошел многоквартирный дом, в котором ответчик имеет помещения на праве оперативного управления.
Размер взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов установлен в Постановлениях Правительства Самарской области № 293 от 08.06.2016, № 319 от 17.05.2017, №794 от 19.12.2018, № 941 от 18.12.2019.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления принадлежит квартир № 101 <...> Октября г. Сызрань Самарской области, соответственно, законом на него возложена обязанность по содержанию данного имущества.
Утверждения заявителя жалобы об обратном отклоняются, как противоречащие совокупности приведенных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
С учетом правильности расчета истца, не опровергнутого ответчиком, отсутствия со стороны последнего доказательств уплаты взносов на капитальный ремонт, задолженность в сумме 2 000 руб. обоснованно взыскана судом в пользу истца.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с ч. 14.1. ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
С учетом допущенной ответчиком просрочки исполнения денежного обязательства, требование истца о взыскании пени в размере 374 руб. 05 коп. также является правомерным, справедливо удовлетворено судом.
Представленный истцом расчет судами проверен, признан верным, ответчиком не оспорен.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, и, следовательно, подлежат отклонению.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком1 части, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик1 освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской от 07 апреля 2022 года по делу № А60-53590/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.В. Бородулина
Судьи
О.Г. Власова
Д.Ю. Гладких