СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-6430/2022-АК
г. Пермь
24 мая 2022 года Дело № А60-7118/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО1,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
об оставлении заявления без рассмотрения
от 01 апреля 2022 года по делу № А60-7118/2022,
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 28.01.2022 № 7/02/5.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2022 заявление оставлено без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с судебным актом, ИП ФИО1 обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит определение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заинтересованное лицо в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить определение суда от 01.04.2022 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Предприниматель ФИО1 заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 АПК РФ, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с решением и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области от 11.01.2022 № 7 должностными лицами Управления в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) была проведена внеплановая документарная проверка деятельности ИП ФИО1 по производству, хранению и реализации пищевой продукции, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
По результатам проверки Управлением выдано предписание от 28.01.2022 № 7/02/5 о прекращении действия декларации о соответствии продукции.
Не согласившись с указанным предписанием, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя заявление без рассмотрения, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюден досудебный порядок обжалования оспариваемого предписания контролирующего органа.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по делам об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации», положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных ст. 98 указанного Федерального закона (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органов, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Указанное требование согласно части 3 статьи 98 Федерального закона №248-ФЗ вступает в силу с 1 января 2023 года.
В то же время, в силу части 13 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (далее - Перечень).
Данный Перечень содержит, в том числе, такой вид государственного надзора, как государственный ветеринарный контроль (надзор) (п. 31 Перечня).
Таким образом, с вступлением в силу Федерального закона № 248-ФЗ процедура досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц приобретает обязательный характер: с 01.07.2021 - для тех видов контроля, которые вошли в Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663, с 01.01.2023 - для тех видов надзора, которые не вошли в обозначенный Перечень № 663.
Как установлено судом, оспариваемое заявителем предписание вынесено по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Данный вид государственного контроля включен в Перечень № 663, следовательно, процедура досудебного обжалования указанного предписания в данном случае является обязательной.
При этом как следует из материалов, решение о проведении проверки вынесено 11.01.2022, предписание по результатам проверки выдано 28.01.2022, следовательно, заявителем должен был соблюден порядок досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, его действий (бездействия), применяемый с 01.07.2021 в отношении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Доказательств, подтверждающих соблюдение такой процедуры, заявителем в материалы дела не представлено, суду об их наличии не заявлено.
С учетом изложенного, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции правомерно оставил заявление без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 01 апреля 2022 года по делу № А60-7118/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Е.М. Трефилова