ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-6464/2022-АК от 08.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6464/2022-АК

г. Пермь

15 августа 2022 года Дело № А60-70172/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М

при участии:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лазурит»: ФИО1, паспорт, доверенность от 15.12.2021;

от заинтересованного лица – Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лазурит»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 марта 2022 года по делу № А60-70172/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лазурит» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лазурит» (далее - заявитель, ООО УК «Лазурит») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания от 27.12.2021 № 29-08-29-1107 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения лицензионных требований.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, ООО УК «Лазурит» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что все перечисленные в решении Арбитражного суда Свердловской области Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные Постановлением РФ от 06.05.2011 № 354, ООО УК «Лазурит» соблюдает. Бесперебойное круглосуточно холодное и горячее водоснабжение собственникам жилых комнат предоставляется, но не в жилых комнатах, а в местах, для этого предназначенных в соответствии с техническим паспортом дома - в общих кухнях и санузлах. Иными словами, весь этаж данного дома, это большая коммунальная квартира, в которой имеются жилые комнаты, санузлы и кухня. Поэтому, требование Департамента о проведении трубопроводов горячего и холодного водоснабжения непосредственно в жилую комнату, незаконно.

Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Департамент в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в заседании суда не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 23.12.2021 № 29-08-26-1107 в отношении общества УК «Лазурит» проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки выполнения ранее выданного предписания от 02.12.2021 № 29-08-29-973, в ходе которой установлено, что указанное предписания не выполнено, не устранены нарушения ч. 1, ч. 2.1 -2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. «д» п. 4 Правил № 416, подп. «а» п. 31 Приложения № 1 к Правилам № 354, выраженные в том, что в жилое помещении № 409 многоквартирного жилого дома №35 по ул. Донбасская в г. Екатеринбурге не установлены трубопроводы систем горячего и холодного водоснабжения для предоставления соответствующих коммунальных услуг, что приводит к отсутствию коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения в указанном помещении.

По результатам проверки составлен акт проверки от 27.12.2021 № 29-08-28-1107 и вынесено предписание от 27.12.2021 № 29-08-29-1107 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения лицензионных требований, в соответствии с которым обществу УК «Лазурит» предписано: восстановить холодное и горячее водоснабжение в помещении 409 многоквартирного дома № 35 по ул. Донбасская в г. Екатеринбурге в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом.

Полагая, что указанное предписание является незаконным, ООО УК «Лазурит» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Не усмотрев оснований для признания предписания недействительным, суд первой инстанции оставил требования заявителя без удовлетворения.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из совокупности норм части 1, части 2, пункта 3 части 5, части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, пункта 1, подпункта 5 пункта 9, подпункта 13 пункта 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.

Предписанием на заявителя возложена обязанность восстановить холодное и горячее водоснабжение в помещении 409 многоквартирного дома № 35 по ул. Донбасская в г. Екатеринбурге в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом, поскольку управляющая компания является ответственным лицом за предоставление коммунальных услуг.

В ходе проверки инспекцией установлено нарушение ч. 1, ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; а также на п. 1 Приложения № 1 к Правилам № 354, предусматривающего обязательность бесперебойного круглосуточного холодного водоснабжения в течение года; п. 4 Приложения № 1 к Правилам № 354, предусматривающего обязательность бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в течение года; п. 31 и п. 33 Правил № 354, указывающих на обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и на право потребителя получать в необходимых объемах коммунальную услугу надлежащего качества.

Как следует из материалов дела, по данным технического паспорта в здании многоквартирного жилого дома № 35 по ул. Донбасская, точки водоразбора установлены в местах общего пользования - кухня, санузлы, душевые комнаты. Точки водоразбора в жилых комнатах не предусмотрены при строительстве дома, так как указанный дом имеет коридорную систему и в прошлом являлся общежитием.

При этом в соответствии с поэтажным планом здания, жилая комната № 409 находится на 4-м этаже дома, под ней на 3-м этаже также находится жилая комната.

В соответствии с пунктом 9.22 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр) (ред. от 14.10.2019) не допускается размещение уборной (туалета), ванной комнаты (душевой), совмещенного санузла над жилыми комнатами и кухнями (кухнями-нишами и кухнями-столовыми).

Пунктом 9.22а "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (ред. от 14.10.2019, действующим до 14.06.2022) предусмотрено, что не допускается размещение кухни (кухни-ниши и кухонной зоны кухни-столовой) над жилыми комнатами.

В п. 1.1 данного Свода правил указано, что настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой <*> до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

В процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается (п. 1.3 СП 54.13330.2016).

Кроме того, пункт 9.22 СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 (далее - перечень), до внесения соответствующих изменений в перечень.

Таким образом, выполнение предписания Департамента влечет нарушение обязательных к применению положений СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", поскольку согласно представленной технической документацией на МКД трубопровод водоснабжения в комнате № 409 отсутствует и не предусматривался при строительстве дома.

Соответствующие предписание Департамента о предоставлении коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения в помещение № 409 многоквартирного дома в соответствии с технической документацией МКД выдано обществу без учета требований указанного Свода правил, а также в отсутствии непосредственно самой технической документации на МКД, что подтверждается актом проверки от 02.12.2021.

Ссылки Департамента на то, что в помещении № 409 подведены трубопроводы водоснабжения из мест общего пользования МКД для предоставления коммунальных услуг, не могут быть приняты во внимание судом.

На основании части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, и (или) перепланировка, представляющая собой в силу ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ, изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет основания для проведения собственником жилого помещения его переустройства или перепланировки, а также устанавливает порядок действий заинтересованных лиц в целях проведения переустройства или перепланировки.

Согласно части 1 названной статьи переустройство либо перепланировка жилых помещений должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Данные Правила также указывают на недопущение переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры (пункты 1.7.2, 1.7.3).

Как следует из письма Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 07.12.2021 собственники помещения, расположенного по адресу: <...>, с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения в Администрацию не обращались. Документы, подтверждающие согласование выполненного переустройства и (или) перепланировки вышеуказанного жилого помещения, Администрацией района не выдавались.

Письмом от 07.12.2021 № 1168 общество сообщило Департаменту о невозможности предоставления коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения в помещение № 409, поскольку в соответствии с техническим паспортом, а также письмом Администрации данное помещение не должно быть оборудовано сантехническим оборудованием.

Вместе с тем, к выводу о неисполнении предписания от 02.12.2021, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 15.12.2021 начать предоставление коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения в помещение № 409, Департамент пришел без исследования указываемых обществом обстоятельств, в том числе обстоятельств правомерности подведения в комнату трубопровода водоснабжения, не предусмотренного технической документацией МКД, а также наличие возможности представления спорных услуг в комнате, не оборудованной системой водоотведения (исполнимости предписания).

Кроме того, как следует из пояснений представителя заявителя, обществом «Лазурит» соблюдаются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, поскольку бесперебойное круглосуточное холодное и горячее водоснабжение собственникам жилых комнат предоставляется в местах, для этого предназначенных в соответствии с технической документацией дома – в общих кухнях и санузлах, что Департаментом не оспаривается.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ Департамент не доказал законность оспариваемого предписания, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения.

При таких обстоятельствах, выданное Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области предписание от 27.12.2021 № 29-08-29-1107 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 4 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 марта 2022 года по делу № А60-70172/2021 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 27.12.2021 № 29-08-29-1107 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения лицензионных требований.

Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит" (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по государственной пошлине по заявлению в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит" (ИНН <***>) из федерального бюджета 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежным поручениям № 125 от 17.01.2022, № 1379 от 21.06.2022.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова