ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-6671/2023-ГК от 24.07.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6671/2023-ГК

г. Пермь

26 июля 2023 года Дело № А60-50974/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,

судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,

при участии представителя заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 апреля 2023 года

по делу № А60-50974/2022

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: Администрация города Екатеринбурга, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области,

о признании незаконным отказа,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в перераспределении земель, выраженного в письме от 08.07.2022 №1701-82/4589нз, и обязании министерство заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:4160306055:2345, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена с образованием земельного участка площадью 6487 кв.м.

Решением суда от 27.04.2023 требования удовлетворены, признан незаконным отказ министерства в перераспределении земель, выраженный в письме от 08.07.2022г. №1701-82/4589нз, на министерство возложена обязанность заключить с предпринимателем соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:4160306055:2345, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, с образованием земельного участка площадью 6487 кв.м.

Министерство с принятым решением не согласно, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель, наличие проекта межевания не может являться самостоятельным основанием для перераспределения земель в отсутствие оснований, установленных земельным законодательством. Однако такие основания в рассматриваемом деле отсутствуют. Участок заявителя может быть использован им без перераспределения. Также заинтересованное лицо указывает на неисполнимость судебного акта с учетом того, что участок, образуемый в порядке перераспределения, как объект права отсутствует и в отношении него не может быть заключено соглашение.

Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на обоснованность выводов суда и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Представитель предпринимателя, принимавший участие в судебном заседании, доводы отзыва поддержал, просил оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0306055:2345, расположенный по адресу: г. Екатеринбург ВерхИсетский район, в районе улиц Прохожая - ул. А. Муранова.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.09.2021 № 2015 утвержден проект межевания территории, предназначенной для размещения линейных объектов - сетей водоснабжения и водоотведения по улицам Анатолия Муранова и Верхнеуфалейской от улицы Начдива ФИО3 до проспекта Академика Сахарова.

Предприниматель 21.03.2022 обратился в министерство с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:4160306055:2345, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания.

Министерство в письме от 15.04.2022 №17.01-82/2337нз отказало заявителю в перераспределении земельных участков, указав, что подпунктом 2 пункта 1 ст.39.28 ЗК РФ определено, что перераспределение земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания допускается в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Таким образом, наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения земельных участков в отсутствие закрепленных подпунктов 2 пункта 1 ст.39.28 ЗК РФ обстоятельств. При этом, исходя из проектного решения, сведений Единого государственного реестра недвижимости, образование заявленного земельного участка с условным номером ЗУ2 на данном этапе не направлено на исключение недостатков существующего землепользования.

28.06.2022 предприниматель повторно обратился в министерство с заявлением о перераспределении земельных участков с указанием иных границ образуемого земельного участка в результате перераспределения.

08.07.2022 министерство в письме №17.01-82/4589нз вновь отказало предпринимателю в перераспределении земельного участка по тем же основаниям как и в письме от 15.04.2022, пояснив, что образование испрашиваемого земельного участка приводит к изломанности границ, чересполосице с границами земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2578, нерациональному использованию земель, а также увеличению площади исходного земельного участка, находящегося в частной собственности, более чем в 2 раза.

Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий:

1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.;

На территорию, в состав которой входит предполагаемый к образованию земельный участок, постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.08.2020 № 1520 (в ред. постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2020 № 1922) утвержден проект планировки территории жилого района Широкая речка, а также постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.09.2021 № 2015 утвержден проект межевания территории, предназначенной для размещения линейных объектов - сетей водоснабжения и водоотведения по улицам Анатолия Муранова и Верхнеуфалейской, от улицы Начдива ФИО3 до проспекта Академика Сахарова.

Образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено третьим этапом данного проекта межевания территории, в проекте данный участок обозначен условным номером ЗУ2 площадью 6487 кв.м, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (2.6); способ образования - перераспределение земельного участка 66:41:0306055:2345 с неразграниченными гос.землями 66:41:0306055:2345.

Исходный и образуемый земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципальное образование «город Екатеринбург», утвержденными Постановлением Администрации города Екатеринбурга №1597 от 10.06.2022 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», расположены в территориальной зоне Ж-5 и имеют вид разрешенного использования: Многоэтажная жилая застройка (код 2.6).

При этом следует отдельно отметить, что предельный максимальный размер площади земельных участков в данной территориальной зоне не установлен.

Участок площадью 2496 кв.м, относящийся к государственной (неразграниченной) собственности и испрашиваемый для перераспределения, распоряжение которым осуществляет министерство, находится между ранее учтенным земельным участком ГАУЗ Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер» с кадастровым № 66:41:0306055:4, вид разрешенного использования - «земли под объекты здравоохранения», и учтенным земельным участком МБДОУ Детский сад-ясли № 19 с кадастровым № 66:41:0306055:48, вид разрешенного использования - «размещение здания дошкольного образовательного учреждения», представляет собой полосу земли, достаточно протяженную по длине и узкую по ширине, что является недостатком, который влечет за собой неудобство при его использовании в качестве самостоятельного (отдельного) земельного участка для целей высотного жилищного строительств ввиду того, что его размеры неблагоприятны для застройки и не пригодны для размещения многоквартирного дома.

Участок площадью 956 кв.м, относящийся к государственной (неразграниченной) собственности и также испрашиваемый для перераспределения, расположен между земельным участком с кадастровым № 66:41:0306055:2345, находящимся в собственности предпринимателя, существующими смежными земельными участками индивидуального жилищного строительства, и территорий общего пользования.

С целью установления значимых для дела обстоятельств, связанных с применением специальных познаний в сфере землеустройства, для разрешения вопроса о наличии, либо отсутствии чересполосицы, изломанности границ, а также возможности рационального использования земли в случаях совершения либо не совершения перераспределения земель, по делу проведена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно экспертному заключению, при образовании земельного участка площадью 6 487 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2345, принадлежащего на праве собственности ФИО1 и земель, находящихся в государственной (неразграниченной) собственности в соответствие с утвержденным проектом межевания территории происходит исключение, расцениваемого как «вклинивание», внутреннего угла в 90 градусов, уходящего вглубь земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2345 более, чем на ? его ширины, приводящего к нерациональному использования земельного участка.

Проведенное исследование показало, что образование земельного участка площадью 6 487 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2345, принадлежащего на праве собственности ФИО1 и земель, находящихся в государственной (не разграниченной) собственности в соответствии с утвержденным проектом межевания территории не приводит к изломанности границ, чересполосице с границами земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2578 и нерациональному использованию земель.

Согласно экспертному заключению, при исследовании установлено, что образование самостоятельных участков, из земель, находящихся в государственной (неразграниченной) собственности общей площадью 3 452 кв.м, предполагаемых к перераспределению с земельным участком ФИО1 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с разрешенным использованием «многоэтажная жилая застройка» и возможностью фактического использования сформированного земельного участка (участков) по его разрешенному виду использования, а именно, для размещения объекта многоэтажной жилой застройки не предсталяется возможным, потому как при образовании одного участка площадью 3000 кв.м, площадь второго участка составит всего 452 кв.м, что не соответствует предельному минимальному размеру земельного участка с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в пределах территориальной зоны Ж-5 «Зона многоэтажной жилой застройки». Формирование самостоятельного земельного участка (многоконтурного земельного участка) из земель, находящихся в государственной (не разграниченной) собственности общей площадью 3 452 кв.м, предполагаемых к перераспределению с земельным участком с кадастровым номером 66:41:0306055:2345 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с разрешенным использованием «многоэтажная жилая застройка» и возможностью фактического использования сформированного земельного участка (участков) по его разрешенному виду использования, а именно, для размещения объектов многоэтажной жилой застройки также не представляется возможным, поскольку такое образование приводит к нарушению требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, в том числе, к нерациональному использованию земель.

Согласно экспертному заключению, исследование по пятому поставленному вопросу показало, что помимо "вклинивания" между участками с кадастровыми номерами 66:41:0306055:2345, 66:41:0306055:49 и внутреннего угла в 90 градусов, уходящего вглубь земельного участка, которое также можно расценивать как «вкрапливание», препятствующее рациональному использованию земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2345, имеются и иные недостатки, которые в общем и целом препятствуют рациональному использованию земель.

Перераспределение земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306055:2345, находящегося в частной собственности, за счет земель государственной собственности направлено на исключение нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, таких как вклинивание, вкрапливание и нерациональное использование земель, что соответствует положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.

Вышеуказанная информация также подтверждается письмом Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2022 №21.11 -24/4551.

Таким образом, основания, установленные подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ для перераспределения, имеются. Доказательств иного министерством не представлено.

Оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, судом не установлено и министерством не приведено. Доказательств того, что из земель, о перераспределении которых просит предприниматель, могут быть сформированы самостоятельные участки и они смогут использоваться самостоятельно исходя из видов разрешенного использования, министерством не представлено.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования и признан незаконным отказ министерства в заключении соглашения о перераспределении.

Доводы министерства о нарушении судом подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствии оснований, установленных земельным законодательством для принятия решения о перераспределении, отклоняются апелляционным судом как неподтвержденные документально. В рассматриваемом случае перераспределение приведет к рациональному использование участков, достижению цели – многоэтажная жилая застройка.

Указание министерства на неисполнимость решения суда ввиду отсутствия предмета соглашения – сформированного участка, рассмотрены апелляционным судом и отклонены, поскольку решение по настоящему делу по сути заменяет собой согласие уполномоченного органа на заключение соглашения о перераспределении (подп. 2 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ) и не отменяет необходимости соблюдения всего порядка, предусмотренного ст. 39.29 ЗК РФ.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием к отмене судебного акта, апелляционным судом не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по изложенным в ней доводам – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 апреля 2023 года по делу № А60-50974/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Скромова

Судьи

Е.И. Гуляева

Д.И. Крымджанова