ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-6815/2023-ГК от 31.07.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6815/2023-ГК

г. Пермь

03 августа 2023 года Дело №А60-52315/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2023 года.

Постановление в полном объёме изготовлено 03 августа 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,

судейГладких Д.Ю., Власовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,

при участии:

от истца – общества с ограниченной ответственностью "Единая теплоснабжающая компания" (ООО "ЕТК"): не явились

от ответчика – общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" (ООО "УЮТ"): ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.07.2023)

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика – ООО "УЮТ"

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 мая 2023 года

по делу №А60-52315/2021

по иску ООО "ЕТК" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО "УЮТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании задолженности за постеленную тепловую энергию и теплоноситель, неустойки,

установил:

ООО "ЕТК" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "УЮТ" (далее – ответчик) о взыскании 4 558 128 руб. 39 коп. из которых, 3 488 535 руб. 59 коп. задолженность за поставленную с 01.09.2020 по 31.08.2021 тепловую энергию и теплоноситель на цели содержания общедомового имущества, 1 069 592 руб. 80 коп. неустойки, начисленной на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", за период с 01.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 13.04.2023, с продолжением начисления, начиная с 14.04.2023, по день фактического исполнения решения суда (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик, возражает в отношении объёма коммунального ресурса в МКД с открытой системой теплопотребления, определённого истцом по адресам: Горького, 2/ Энгельса, 52, Спортивная, 1/ Энгельса, 58 в расчётные периоды с сентября 2020 года по август 202l года, указывая, что ОДПУ на водоразбор в системе горячего водоснабжения отсутствовали; по адресу Жуковского, 5 протоколом внеочередного общего собрания собственников принято решение о демонтаже ОДПУ с января 2021 года; по адресам ул. К. Либкнехта 47, 58а, ул. Чайковского, 25, ул. Цветников, 29, ул. Энгельса, 61а за расчётный период декабрь 2020 года и по адресу: ул. Энгельса, 45а за расчётный период с декабря 2020 года по февраль 2021 года отсутствовали карточки учёта ОДПУ, в связи с затянувшийся поверкой прибор учёта входящих в УКУТ. По мнению ответчика, экспертом произведён некорректный расчёт, исходя из норматива и применения повышающего коэффициента на оба компонента, при этом завышая сумму к начислению.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебное заседание истец, извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, между сторонами сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные в г. Ревда Свердловской области, договор теплоснабжения сторонами не заключался.

В период с 01.09.2020 по 31.08.2021 ООО "ЕТК" осуществляло поставку тепловой энергии в виде горячей воды на содержание общедомового имущества в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УЮТ".

В подтверждение факта поставки тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, истец представил акты приёмки тепловой энергии за период с сентября 2020 года по июль 2021 года. Акты направлялись ответчику сопроводительными письмами.

За период с февраля по август 2020 года акты ответчиком не подписаны.

Предметом спора по настоящему делу является требование истца о взыскании с ответчика 3 488 535 руб. 59 коп. в качестве долга за поставленную на общедомовые нужды тепловую энергию и 1 069 592 руб. 80 коп. неустойки за просрочку оплаты (с учётом уточнений).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что расчёт истца является верным с учётом выводов эксперта, изложенных в заключении ООО "Инвест-Аудит" от 23.11.2022.

Проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В пункте 2 Информационного письма от 05.05.1997 №14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 №30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").

С учётом того обстоятельства, что услуги теплоснабжения оказывались для предоставления коммунальных услуг гражданам, суд первой инстанции правильно исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров в ресурсоснабжающнми организациями, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

С целью определения объёма теплоносителя и тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, с учётом объёма теплоносителя и тепловой энергии предъявленного к оплате поквартирно и с учётом отрицательных объемов КР на СОИ за каждый расчётный период отдельно с сентября 2020 года по август 2021 года, а также стоимости тепловой энергии и тепловой энергии и теплоносителя на содержание общего имущества за каждый расчётный период с сентября 2020 года по август 2021 года, судом первой инстанции проведена судебная экспертиза,

Согласно пункту 21 Правил №124, при установлении порядка определения объёмов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключённому исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается следующее:

- объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта) (п.п. «а» п. 21 Правил №124).

- в совокупном объёме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объём коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объём коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем (п.п. «г» п. 21 Правил №124).

В соответствии с условиями п. 21(1) Правил №124 в случаях, предусмотренных «г» - «ж» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, порядок определения объёмов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключённому исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учётом следующего: а) объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) по формуле: V д = Vодпу - V потр , где: V одпу - объём коммунального ресурса, определённый по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц); V потр - объём коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определённый за расчётный период (расчётный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчётным периодом расчётном периоде (следующих расчётных периодах); б) объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев) за расчётный период (расчётный месяц) определяется по формуле: V Д = Vодн 1 , где: V одн 1 - объём (количество) коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определённый за расчётный период исходя из среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг №354; в) объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, либо после выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учёта составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учёта) определяется за расчётный период (расчётный месяц) по формуле: Д н V = Vодн , где н Vодн определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил. н Vодн - объём (количество) коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, определённый за расчётный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пп. «в» п. 21 Правил №124).

Истцом предоставлен развернутый помесячный расчёт коммунального ресурса на содержание общего имущества в МКД по группе домов с ОДПУ (55 домов), в котором учтены показания ОДПУ, объёмы, предъявленные к оплате потребителям, в том числе по нежилым помещениям, учтено превышение индивидуального потребления над общедомовым потреблением (минусовый объём корректирует положительный объём в следующем расчётном периоде или накапливается, если индивидуальное потребление превышает над общедомовым.

В соответствии с подп. «ж» п. 22 Правил №124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта холодной воды, горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

Поскольку горячая вода состоит из двух компонентов, истцом установлен двухкомпонентный тариф, (двухкомпонентный тариф - это система расчёта платы за горячую воду по двум компонентам, который включает стоимость теплоносителя и стоимость тепловой энергии, затраченной для подогрева).

Оплата по одному составляющему предполагает учёт стоимости 1 м.куб. теплоносителя (подготовленной химочищенной воды). При двухкомпонентной системе принимается в учёт 1 м.куб. теплоносителя и количество энергии, затраченной на нагревание по нормативу.

Соответственно, истцом был применён повышающий коэффициент, на каждый ресурс: теплоноситель и тепловая энергия.

Таким же образом был рассчитан повышающий коэффициент экспертом в экспертном заключении.

По многоквартирным домам по адресу: ул. Горького, 2/ул. Энгельса, 52 и ул. Спортивная, 1 /ул. Энгельса, 58, в экспертном заключении эксперт отмечает, что в материалах дела не представлены акты обследования МКД по адресам ул. Горького, 2/ул. Энгельса, 52 и ул. Спортивная, 1/ул. Энгельса, 58, подтверждающие отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта горячей воды.

В связи с отсутствием вышеуказанных актов эксперт делает вывод о том, что в МКД по адресам ул. Горького, 2/ул. Энгельса, 52 и ул. Спортивная, Гул. Энгельса, 58 имеется техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учёта горячей воды.

Согласно пункту 6 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 №485/пр, результаты обследования технической возможности установки прибора учёта соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта.

Экспертом сделан вывод:

- стоимость теплоносителя и тепловой энергии, потреблённых при содержании общего имущества в МКД по адресам ул. Горького, 2/ул. Энгельса, 52 и ул. Спортивная, Гул. Энгельса, 58, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

Так как, в указанных МКД имеется техническая возможность установки ОДПУ, соответственно истец выполнил расчёт объёмов и стоимости в соответствии с подпунктом «ж» пункта 22 Правил №124 исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

По многоквартирному дому по адресу: ул. Жуковского, 5,

Эксперту представлены акты допуска узла учёта тепловой энергии у потребителей, акт выполненных работ от 01.2021 к подготовке пакета документов по организации общего собрания МКД №5 по ул. Жуковского по вопросу произвести демонтаж общедомового прибора учёта тепла ТСРВ-043, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: <...> с приложением, бюллетени голосования, заявление собственников о демонтаже прибора учета потребления тепла ТСРВ-043.

При этом, до января 2021 года расчёт за услуги горячего водоснабжения на содержание общего имущества МКД по адресу ул. Жуковского, 5 производился на основании показаний установленного и допущенного в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла ТСРВ-043.

Экспертом сделан вывод:

- в МКД по адресу ул. Жуковского, 5 имеется техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды.

На основании вышеизложенного, стоимость теплоносителя и тепловой энергии, потребленных при содержании общего имущества в МКД по адресу ул. Жуковского, 5 в период с января по август 2021 года определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5..

Поскольку в МКД по адресу ул. Жуковского, 5 ранее был установлен ОДПУ и расчёт объёмов выполнялся на основании показаний установленного и допущенного в эксплуатацию общедомового прибора учёта, соответственно, в указанном МКД имеется техническая возможность установки ОДПУ, таким образом, определение стоимости теплоносителя и тепловой энергии на содержание общего имущества МКД по адресу ул. Жуковского, 5 выполнено истцом с января по август 2021 года, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

По многоквартирным домам по адресам: ул. К. Либкнехта 47, 58а, ул. Чайковского,25, Цветников, 29, ул. Энгельса 61а, Энгельса, 45а, как указал ответчик в апелляционной жалобе, отсутствовали карточки учёта ОДПУ, в связи с затянувшейся проверкой приборов учёта входящих в УКУТ.

Согласно подпункта «ж» пункта 22 Правил №124, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события определение стоимости теплоносителя и тепловой энергии производится исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Соответственно, истец определил стоимость КР на СОИ исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом повышающего коэффициента 1,5 в МКД.

Вывод ответчика, что экспертом определена формула №4(1) приложения №2 к Правилам №354 для расчёта коммунального ресурса на содержание общего имущества, является ошибочным. Также является ошибочным применение ответчиком формулы 23 (1) приложения №2 к Правилам №354, для расчёта стоимости коммунального ресурса на содержание общего имущества,

Формула 4(1) приложения №2 к Правилам, применяется при расчёте размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в жилом помещении(нежилом помещении) не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета.

Формула 23(1) приложения №2 к Правилам №354 на которую ссылается ответчик, применяется при расчёте размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении(нежилом помещении) в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора, а не для расчета размера платы коммунального ресурса на содержание общего имущества.

Таким образом, истцом был применён повышающий коэффициент, на каждый ресурс: теплоноситель и тепловая энергия. Таким же образом, был рассчитан повышающий коэффициент экспертом, т.е коэффициент 1,5 применялся и к стоимости теплоносителя, и к стоимости тепловой энергии.

Перерасчетов свыше 6 месяцев, выполнены с учтом переданных показаний и показаний, снятых во время поверки ИПУ или замены ИПУ, достоверность которых ответчиком не оспаривается.

Истцом в материалы дела представлены доказательства передачи показаний ИПУ в виде ведомостей показаний счётчиков по каждой квартире в разрезе месяцев за спорный период, расход по квартирным счетчикам по каждому многоквартирному дому в разрезе месяцев за спорный период, а также скриншоты ГИС ЖКХ сведений о приборе учёта, копии электронных писем ООО «УЮТ».

Коме того, представлены акты поверки состояния установленных и введённых в эксплуатацию ИПУ потребителей, фиксирующие работоспособность и показания приборов учёта на дату проверки, а также акты ввода приборов учёта, которые фиксируют показания прежних приборов учёта.

Согласно разъяснениям изложенными в пункте 25 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020)", утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 потребитель, пропустивший срок поверки, не лишён возможности представить доказательства, опровергающие пороки учёта и необходимость исчисления объёма полученного ресурса расчётным способом, поскольку последующее признание прибора учёта соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учётных данных на весь период после окончания срока поверки.

Сведений о неисправности либо нарушении пломб на приборах учёта данные акты не содержат. Значения показаний, зафиксированные указанными актами, не меньше величин, переданных потребителями и положенных в основу перерасчета начислений в спорном периоде.

Законодательство обязывает осуществлять расчёты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определённых при помощи учёта используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»).

Кроме того, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 Правил №354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта, в том числе способами, допускающими возможность удалённой передачи сведений о показаниях приборов учёта (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчётного месяца, при расчёте размера платы за коммунальные услуги за тот расчётный период, за который были сняты показания, следовательно, полученные от потребителя показания истец обязан принять для расчёта размера платы за КУ.

Более того, исходя из приоритета учётного метода определения объёма потребленного ресурса (статья 157 ЖК РФ) отсутствие информации о неисправности приборов учёта, вмешательство в работу прибора либо совершения иных действий, повлекших нарушение достоверности учетных данных или невозможности осуществления перерасчета, абонент сохраняет право на предоставление учётных сведений и исчисления количества поставленного ресурса согласно показаниям прибора учёта, предоставленным абонентом с опозданием.

Таким образом, истец обязан произвести перерасчеты объёма и стоимости коммунальной услуги. Корректировка объёмов индивидуального потребления является постоянной, осуществляется в каждом расчётном периоде, влечёт корректировку объема КР на СОИ.

Довод ответчика апелляционной жалобы о том, что истцом не доказано проведение проверки показаний индивидуальных приборов учёта с оформлением актуальных актов проверки показаний, составленных не позднее 15 дней со дня истечения шестимесячного срока не передачи потребителем показаний ИПУ, акты обследования расчетных приборов учёта составлены спустя длительное время, за пределами 15 дней со дня истечения шестимесячного срока, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

В многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления и одна управляющая компания.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 11 Правил №491 содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

На управляющей организации, являющейся профессиональным участником рынка услуг по управлению многоквартирным домом, лежит обязанность по своевременному контролю за объёмом поставляемого коммунального ресурса, полнотой и правильностью начислений, следовательно, именно управляющая компания должна обладать полным объёмом информации об объёмах потребления коммунального ресурса.

Более того, подпунктом «б» пункта 29 Правил №491 установлено, что расходы исполнителя коммунальных услуг на снятие показаний приборов учёта включаются в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, управляющая компания имеет ресурсы и возможность по снятию показаний приборов учёта, а также заинтересована в наличии достоверной и полной информации о поставляемых в МКД коммунальных ресурсах.

С учётом изложенного ссылка апеллянта на неправомерность произведённого истцом расчёта судом апелляционной инстанции подлежит отклонению.

В силу статей 309, 310, 408 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Задолженность ответчиком не погашена и составляет 3 488 535 руб. 59 коп.

Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 60 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 60 срок оплата не произведена.

Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Таким образом, судом правомерно взыскана сумма неустойки в размере и 1 069 592 руб. 80 коп.

С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.

Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 мая 2023 года по делу №А60-52315/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

С.А. Яринский

Судьи

Д.Ю. Гладких

О.Г. Власова