ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 2 /2022-АК
г. Пермь
19 июля 2022 года Дело № А50-29789/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судейБорзенковой И.В., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – ФИО1, паспорт, доверенность от 14.07.2022, диплом;
от Правительства Пермского края – ФИО1, паспорт, доверенность от 30.07.2021, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Ла Терра»,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 апреля 2022 года
по делу № А50-29789/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ла Терра» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: Правительство Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №21 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ла Терра» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее –Министерство), выраженного в письме от 21.10.2021 №31-02-1-18исх-409, в части невключения торгово-развлекательного центра по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, шоссе Космонавтов, стр. 162б, количество этажей 2-3, в том числе подземных 1, общая площадь 152 506,4 кв.м, кадастровый номер 59:01:4416004:293, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2020 №896-п (далее также – Перечень). В порядке устранения допущенных нарушений своих прав и законных интересов общество просило обязать Министерство включить указанный торгово-развлекательный центр в Перечень.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению общества, Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п (далее – Порядок №848-П) предусматривает внесение изменений в Перечень в том числе по заявлению (инициативе) собственника. При этом пункт 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и обозначенный Порядок не содержат запрета на включение в перечень на текущий период. Невключение спорного объекта в Перечень при наличии на то законных оснований в рассматриваемом случае влечет уплату налога на имущество в большем размере, что ухудшает положение налогоплательщика, соответственно, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя. ООО «Ла Терра» имеет право пересчитать налог на имущество организации за период с 11.06.2021 по 31.12.2021 в отношении включенного в перечень на 2021г. объекта недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, представив уточненные налоговую декларацию и налоговые расчеты.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оно считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Представитель Министерства в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержал.
Представитель третьего лица (Правительства Пермского края) против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заявитель, иные третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ООО «Ла Терра» является собственником торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, шоссе Космонавтов, стр.162б, количество этажей: 2-3, в том числе подземных 1, общая площадь 152 506,4 кв. м, кадастровый номер 59:01:4416004:293 (далее также – объект, здание).
Данное здание построено в 2021 году (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.04.2021 (л.д.49), поставлено на кадастровый учет 11.06.2021, право общества на здание зарегистрировано 17.06.2021.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020г. №896-п утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
15.10.2021 общество обратилось в Правительство Пермского края и Министерство с просьбой включить объект в перечень на 2021 год.
Министерством 21.10.2021 направлен ответ о рассмотрении обращения по вопросу включения объекта в перечень №31-02-1-18исх-409, согласно которому правовые основания для включения Объекта в Перечень на 2021 год отсутствуют, объект включен в Перечень на 2022 год.
Полагая, что отказ Министерства в части не включения Здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2021 год не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство предусматривает включение в Перечень вновь построенного объекта только со следующего налогового периода.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ объект недвижимого имущества с кадастровым номером 59:01:4416004:293 является объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в статье 378.2 НК РФ - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Федеральный законодатель для названного вида нормативного правового акта (Перечня) установил конкретную дату, до наступления которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан определить Перечень - 1 января очередного года, поскольку налоговым периодом по данному виду налога признается календарный год, как это предусмотрено статьей 379 НК РФ.
На основании указанных норм и в соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Пермского края – Министерство, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее – Порядок № 848-п), а Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2020 № 896-п утвержден 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3.10 Порядка № 848-п собственники зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений или организации, владеющие такими объектами на праве хозяйственного ведения, в отношении которых уполномоченным органом в течение календарного года не проводились мероприятия по определению вида фактического использования, вправе направить в уполномоченный орган письменное обращение о проведении мероприятий по определению вида фактического использования.
Мероприятия по определению вида фактического использования, предусмотренные настоящим пунктом, проводятся Уполномоченным органом в срок не позднее 60 календарных дней со дня поступления соответствующего письменного обращения.
В силу пункта 3.11 данного Порядка при поступлении обращения об исключении (включении) здания (строения, сооружения) и нежилого помещения из Перечня уполномоченным органом проводятся мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 45 календарных дней со дня поступления обращения.
По результатам проведенных мероприятий уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивает рассмотрение обращения на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, созданной Правительством Пермского края.
В течение 10 рабочих дней со дня поступления решения межведомственной комиссии уполномоченный орган рассматривает поступившее решение (копию протокола заседания) и принимает одно из следующих решений:
об исключении объекта недвижимого имущества из Перечня;
о включении объекта недвижимого имущества в Перечень;
об отказе в исключении объекта недвижимого имущества из Перечня на основании соответствия условиям, установленным статьей 378.2 НК РФ;
о повторном проведении мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Уполномоченный орган в течение календарного года формирует перечень зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, в том числе мероприятия, предусмотренные пунктами 3.9-3.12 настоящего Порядка; в случае принятия решения об исключении (включении) здания (строения, сооружения) и нежилого помещения из Перечня (в Перечень) Уполномоченный орган в течение месяца со дня принятия соответствующего решения вносит изменения в Перечень (пункт 3.14 Порядка).
Согласно пункту 3.15 Порядка результаты мероприятий по определению вида фактического использования, проведенные в текущем году, учитываются при формировании Перечня на очередной календарный год.
Таким образом, несмотря на то, что Порядок № 848-п действительно предусматривает определение вида фактического использования здания в том числе по инициативе собственника, результаты таких мероприятий будут учитываться только на очередной календарный год.
Из материалов дела установлено, что на момент утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (25.11.2020) спорный объект фактически отсутствовал, в Едином государственном реестре недвижимости не учитывался (фактически создан в 2021 году, разрешение на ввод в эксплуатацию получено 19.04.2021, на кадастровый учет здание поставлено 11.06.2021).
С обращением о включении объекта в Перечень заявитель обратился 15.10.2021, то есть после принятия Постановления.
Доводы заявителя о том, что поскольку спорный объект поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован за обществом на праве собственности 11.06.2021, то Министерство обязано включить его в Перечень на 2021 год, подлежат отклонению, поскольку пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ императивно предусмотрено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с данной нормой изложен и пункт 3.15 Порядка № 848-п.
Из письма Министерства от 21.10.2021 следует, что по сведениям, полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, здание имеет назначение «нежилое» и наименование «торгово-развлекательный центр», расположено на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416004:274 с видом разрешенного использования «торгово-развлекательные центры», в связи с чем оно признано соответствующим критериям, определенным статьей 378.2 НК РФ, и включено в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта, на 2022 год.
Доводы общества о несоответствии оспариваемого отказа пунктам 3.11 и 3.14 Порядка, утвержденного Постановлением № 848-п, судом отклоняются с учетом вышеизложенного, а также применительно к пункту 3.15 данного Порядка, которым также предусмотрено, что результаты мероприятий по определению вида фактического использования, проведенные в текущем году, учитываются при формировании Перечня на очередной календарный год.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, суд пришел к обоснованному выводу, что несоответствия оспариваемого отказа Министерства вышеуказанным нормам материального права не выявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2022 года по делу № А50-29789/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Е.В. Васильева | |
Судьи | И.В. Борзенкова | |
Ю.В. Шаламова |