ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-709/2022-АК от 16.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-709/2022-АК

г. Пермь

16 марта 2022 года Дело № А50-11149/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 14 декабря 2021 года

по делу № А50-11149/2021

по заявлению Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании средств гранта в размере 158472,52 руб., процентов в сумме 20350,53 руб.,

установил:

Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее – ответчик, учреждение) о взыскании средств гранта в размере 158 472,52 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20350,53 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2021 исковые требования удовлетворены частично. С учреждения в пользу Министерства взысканы средства гранта в сумме 83 472,54 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8763,36 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований о возврате денежных средств, уплаченных ответчиком в качестве страховых взносов в размере 11 597,54руб.

В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что выплата денежного поощрения тренеру команды победителя осуществлена на основании приказа образовательной организации (ответчика) «о выплате денежного поощрения тренеру команды-победителя» от 04.10.2018 № 80, то есть премирования штатного сотрудника образовательной организации в рамках сложившихся трудовых отношений. В связи с тем, что организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили с ней гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат, в том числе и средства гранта, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования.Следовательно, оплата страховых взносов в размере 11597,54 руб. не является нецелевым использованием денежных средств.

Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части, то есть в части взыскания с ответчика 11597,54 руб.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении гранта от 25.05.2018 № ГР-30, предметом которого является предоставление из бюджета Пермского края в 2018 году гранта в форме субсидии. Сумма гранта по договору составила 250 000 рублей.

По условиям договора, грант в указанной сумме предоставляется на следующие направления (пункт 2.2 договора):

проведение физкультурных и спортивных мероприятий в течение текущего года в размере 75000 руб.;

приобретение для команды-победителя (призера) оборудования и спортивного инвентаря, спортивной экипировки в размере 125 000 руб.;

денежное поощрение тренера команды-победителя (призера) в размере 50 000 руб.

Средства гранта перечислены ответчику платежным поручением № 438801 от 05.06.2018.

Во исполнение условий договора о предоставлении гранта ответчиком с сопроводительным письмом от 18.10.2018 № 1-24/210 представлен отчет о выполнении показателей результативности использования гранта и финансовый отчет о целевом расходовании средств гранта.

По итогам рассмотрения отчетов, истцом были выявлены факты нецелевого использования денежных средств, а также недостижение ответчиком показателей результативности использования средств гранта.

В рамках проверки отчета истцом в числе прочего установлено, что тренеру команды за счет средств гранта было выплачено денежное поощрение в сумме 50 000 руб.(платежное поручение от 30.10.2018 № 050473), из которого в нарушение положений налогового законодательства уплачены страховые взносы в общей сумме 11597,54 руб. (платежные поручения от 30.10.2018 №№ 050475, 050476,050477, 050478).

Неисполнение требований Министерства о возврате гранта послужило основанием для обращения его в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии у ответчика правовых оснований для исчисления и уплаты страховых взносов с суммыденежного поощрения тренеру команды в размере 11597,54 руб. и правомерности исчисления Министерством штрафных санкций в размере 71 875 руб. в связи с недостижением ответчиком показателей результативности использования средств гранта по направлению «приобретение для команды-победителя (призера) оборудования и спортивного инвентаря, спортивной экипировки».

Решение суда по настоящему делу оспаривается ответчиком в части удовлетворения исковых требований о возврате денежных средств уплаченных ответчиком в качестве страховых взносов в размере 11 597,54руб.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта в обжалуемой части не имеется.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как установлено подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации(в редакции, действовавшей на момент заключения договора о предоставлении субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерациизакреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерациинецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, ставшим победителями и призерами регионального этапа фестиваля в рамках реализации проекта «Школьный спортивный клуб», утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2017 №1103-п (далее Порядок № 1103-п).

Порядок № 1103-п определял цели, условия и правила предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, ставшим победителями и призерами по итогам проведения регионального этапа фестиваля в рамках реализации проекта «Школьный спортивный клуб», порядок возврата средств гранта, отчетность и контроль.

Гранты расходуются в соответствии с их целевым назначением. Использование их на цели, не предусмотренные Порядком, не допускается (пункт 2.6 Порядка № 1103-п).

Пунктом 5.1 Порядка № 1103-п установлено, что Министерство и орган государственного финансового контроля в пределах своих полномочий проводят проверку соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления грантов, установленных Порядком № 1103-п и (или) договором.

В случае выявления по результатам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, нарушения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных настоящим Порядком или договором, грант подлежит возврату в бюджет Пермского края в установленном порядке. В случае выявления указанных нарушений по результатам проверки, проведенной Министерством, грант подлежит возврату в бюджет Пермского края в течении 30 календарных дней со дня получения требования о возврате (пункт 5.2 Порядка № 1103-п).

Согласно пункта 3.1.2 договора Министерство осуществляет контроль за исполнением обязательств по договору, в том числе за целевым использованием ответчиком гранта.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Договора, ответчик обязуется использовать средства гранта согласно их целевому назначению в соответствии с Договором и действующим законодательством.

Основанием для обращения истца в суд послужили результаты проверки использования средств гранта.

Целевым расходованием гранта является денежное поощрение тренера команды-победителя (призера) в размере 50 000 руб.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, тренеру команды выплачено поощрение на общую сумму 50 000 руб., из которых удержаны страховые взносы в общей сумме 11 597,54 руб.

Однако финансирование расходов получателя гранта на уплату страховых взносов не предусмотрено ни Порядком № 1103-п, ни договором о предоставлении гранта от 25.05.2018 № ГР-30.

Ответчик, направив денежные средства гранта в сумме 11 597,54 руб. на оплату страховых взносов, использовал эти бюджетные средства не в соответствии с их целевым назначением.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что денежные средства в сумме 11 597,54 руб. подлежат возврату истцу.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о незаконности решения суда в обжалуемой части, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм права.

Доводов относительно взысканного размера штрафных санкций в связи с не достижением ответчиком, показателей результативности использования средств гранта по направлению «приобретение для команды-победителя (призера) оборудования и спортивного инвентаря, спортивной экипировки», процентов за пользование чужими денежными средствами апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для оценки выводов суда первой инстанции в данной части.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя согласно статье 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2021 года по делу № А50-11149/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.М. Трефилова