ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7173/2022-АК от 20.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 3 /2022-АК

г. Пермь

20 июля 2022 года                                                          Дело № А71-14840/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,

при участии:

от заявителя - Федорова О.В. паспорт, по доверенности от 10.01.2022, диплом

от заинтересованного лица - представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вест-Снаб»

на решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 12 апреля 2022 года

по делу № А71-14840/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вест-Снаб» (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ОГРН 1071840007909, ИНН 1833046562)

о признании незаконным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вест-Снаб» (далее - ООО «УК «Вест-Снаб», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - управление, заинтересованное лицо) от 27.09.2021 № 2560/06-02.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК «Вест-Снаб» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

В апелляционной жалобе ее заявитель настаивает на том, что факт выполненных работ и фактически понесенные расходы по выполненным работам подтверждаются сметной документацией и актами выполненных работ. Все работы, указанные в финансовом отчете за 2020 г. носят аварийный характер и/или выполнены по заказу и согласованию с председателем совета многоквартирным домом, который наделен полномочиями заключать договор управления многоквартирного дома, подписывать акты приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Проверка проведена управлением формально, не представлено правовое обоснование для выполнения перерасчета, не представлен расчет пересчета, не указан период перерасчета, не дана оценка характеру выполненных работ, не указано, в чем заключается нарушение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, оснований для выдачи обществу предписания об устранении выявленных нарушений не имелось.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении дела в отсутствие его представителей рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 АПК РФ и, в отсутствие возражений, удовлетворено.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями гражданина, проживающего по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, д.294, кв.9 (от 06.08.2021 № 4377-Х, от 16.08.2021 № 4377-Х) о фактах необоснованного начисления размера платы за содержание жилого помещения, на основании приказа управления от 01.09.2021 № 2560/06-02 в отношении ООО УК «Вест-Снаб» проведена внеплановая документарная проверка (т.1 л.д.79).

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «УК «Вест-Снаб» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным но адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, д.294 (далее многоквартирный дом) на основании лицензии №018-000040 от 29.04.2015, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики и договора управления многоквартирным домом от 01.07.2007 № 29-07/07, заключенного между собственниками помещений многоквартирного дома и ООО УК «Вест-Снаб» (т.1 л.д.134-145).

Согласно пунктам 4.2, 4.4 договора, плата за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из платежей за коммунальные услуги, платы за содержание жилья и ремонт жилого помещения, в том числе, целевые перечисления на содержание управляющей компании, комиссионное вознаграждение, уплачиваемое Банкам и почте, платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам с собственником. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в сумме, утвержденной или рекомендованной Администрацией города Ижевска либо в размере, утвержденном общим собранием собственников общего имущества многоквартирного дома, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Пунктом 2.2.15 договора предусмотрено, что в случае недостатка денежных средств, собранных собственниками многоквартирного дома, собственники обязуются возместить управляющей организации понесенные расходы на проведение ремонтных работ общего имущества, связанных с ликвидацией аварийной ситуации, а также за проведение текущего и капитального ремонтов, выполненных за счет средств управляющей компании, которая подтверждает фактически понесенные расходы на основании сметной документации и актов выполненных работ.

Решением общего собрания собственников помещений  многоквартирного дома, оформленного протоколом от 06.08.2021 (вопрос 3) утвержден размер платы за «текущий ремонт» в размере 3 руб./кв.м. площади жилого (нежилого) помещения ежемесячно для финансирования работ по ремонту общедомового имущества и иных нужд многоквартирного дома. Также было принято решение о наделении Совета дома полномочиями на принятии решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества (в пределах годового сбора) (вопрос 5) (т.1 л.д.113-116).

Согласно приложению № 2 к финансовому отчету о выполнении договора управления многоквартирным (расшифровка статьи за 2020г.) (т.1 л.д.120) предусмотрены следующие виды работ: замена электродвигателей вентиляторов (подъезд №3); замена электродвигателей вентиляторов (подъезд №5); монтаж почтового ящика (подъезд №4); замена водосчетчика ХВС (ввод №2); отключение ввода водопровода; замена аварийного радиатора (кв.56); замена труб канализации (кв.73); замена аварийного радиатора (кв.20); промывка ливневой сети машиной высокого давления; замена аварийного радиатора (кв.37); замена отсекающих кранов ГВС (кв.28); замена стояка канализации (кв.58,60); замена аварийного радиатора (кв.43); ремонт козырьков; замена труб ХВС (ввод №1); ремонт межпанельных швов. Общая стоимость работ составляет 197 947 руб. 58 коп..

По факту выполненных работ составлены акты обследования технического состояния и акты о приемке выполненных работ:

- замена аварийного радиатора: акт обследования технического состояния от 16.01.2020 (кв.20) и акт о приемке выполненных работ от 12.03.2020 за март 2020 года (замена радиатора) на сумму 7054 руб.; акт обследования технического состояния от 29.07.2020 (кв.37) и акт о приемке выполненных работ от 21.09.2020 за сентябрь 2020 года (замена радиатора) на сумму 4429 руб.; акт обследования технического состояния от 07.10.2020 (кв.43) и акт о приемке выполненных работ от 14.10.2020 за октябрь 2020 года на сумму 5709 руб. (замена радиатора); акт о приемке выполненных работ 27.03.2020 за март 2020 года на сумму 8867 руб. (кв.56) (замена радиатора) (т.2 л.д.12-28);

- ремонт межпанельных швов: акт обследования технического состояния от 06.10.2020 (кв.23) и акт о приемке выполненных работ от 31.12.2020 на сумму 10041 руб. (т.2 л.д.28-33);

- ремонт козырьков лоджий: акт обследования технического состояния от 20.02.2020 (кв.18, 20), акт о приемке выполненных работ от 02.11.2020 за ноябрь на сумму 23629 руб., акт о приемке выполненных работ от 08.12.2020 за ноябрь 2020 года на сумму 45723 руб. (т.2 л.д.34-42);

- замена труб ХВС: акт о приемке выполненных работ от 02.12.2020 за декабрь 2020 года (замена труб ХВС, ввод 1) на сумму 14687 руб., акт обследования технического состояния (кв.60) от 02.09.2020 и акт о приемке выполненных работ от 22.09.2020 за сентябрь 2020 г. (замена стояка канализации) на сумму 2959 руб. (т.2 л.д.43-49);

- замена труб канализации: акт обследования технического состояния от 11.03.2020 (кв.73); акт о приемке выполненных работ от 24.03.2020 за март 2020 г. на сумму 1648 руб. (т.2 л.д.50-53);

- замена отсекающих кранов ГВС: акт обследования технического состояния от 28.08.2020 (кв.№ 28), акт о приемке выполненных работ от 21.09.2020 за март 2020 г. на сумму 641 руб. (т. 2 л.д.54-56);

- замена водосчетчика ХВС: акт обследования технического состояния от 23.07.2020 и акт о приемке выполненных работ от 17.08.2020 за август 2020 г. на сумму 5783 руб. (т.2 л.л.63-64);

- отключение ввода водопровода: акт обследования технического состояния от 14.05.2020, счет фактура на сумму 7110 руб. 58 коп. (т.2 л.д.58-59);

- монтаж почтового ящика (подъезд №4): акт о приемке выполненных работ от 21.01.2020 за январь 2020 г. на сумму 3267 руб. по замене почтового ящика (т.2 л.д.67);

- замена электродвигателей вентиляторов (подъезд №5): акт о приемке выполненных работ от 27.01.2020 за январь 2020 г. на сумму 10200 руб. по замене электродвигателей вентиляторов (т.2 л.д.68-70).

- коммерческое предложение на промывку ливневой канализации. Не представлен акт о приемке выполненных работ за март 2020 г. на сумму 180000 руб. (т.2 л.д.57).

Общая стоимость выполненных работ составила 197 947 руб. 58 коп.

В платежном документе за март 2021 г. жителям многоквартирного дома управляющей организацией предъявлен перерасчет (доначисление) платы по статье «содержание жилого помещения» в размере 2 348 руб. 44 коп. (т.1 л.д.105). Перерасчет произведен в связи с выполнением работ и услуг, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

При этом, протокол с принятым собственниками многоквартирного дома решением о доначислении платы по статье «содержание жилого помещения» отсутствует, в ходе проверки управляющей организацией не представлен.

В связи с чем, по результатам проверки управление пришло к выводу о том, что доначисление потребителям многоквартирного дома по статье «содержание жилого помещения» перерасчета противоречит действующему законодательству, поскольку выполненные работы не относятся к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

По результатам проверки управлением составлен акт проверки и  выдано предписание от 27.09.2021 № 2560-06-02 (т.1 л.д.55-57), согласно которому ООО «УК «Вест-Снаб» необходимо в срок до 26.11.2021 привести порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства Российской Федерации, снизить размер платы за содержание жилья на величину, излишне предъявленной суммы с 01.03.2021, выполнить перерасчет всему многоквартирному дому № 294 по ул. Удмуртская г. Ижевска.

Считая предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не усмотрел и оставил заявленные требования без удовлетворения.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации  деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Исходя из норм пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», пунктам 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 №314 «Об учреждении отраслевого органа – структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю. Управление наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, а также лицензионному контролю вправе осуществлять проверки надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.

Распоряжением Администрации г. Ижевска от 10.10.2014 № 210 определен перечень должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории муниципального образования «Город Ижевск».

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (подпункт «в» пункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).

Наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан (часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации  и статья 17 Закона № 294-ФЗ).

В соответствии с приказом от 01.09.2021 № 2560069-02 проверка проводилась с целью проверки доводов по обращению от 06.08.2021, 16.08.2021, предметом является соблюдение обязательных требований установленных и (или) требований установленных муниципальными правовыми актами.

С учетом изложенного, действия управления по проведению внеплановой проверки соответствуют законодательству. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов. Судом апелляционной инстанции не установлено выхода за пределы предмета проверки.

Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 1).

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).

Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации  собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения (часть 1).

Согласно части 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается исключительно общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее Правила № 491), содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 16); надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 30).

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 29 - 36 Правил № 491).

При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил № 491).

Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.

Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.

Соблюдение указанных норм направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 1.1. части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирного дома должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирного дома; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 пункта 1.1. части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В договоре управления многоквартирным домом должен быть установлен: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (часть 1, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 14, 15, 17 Постановления Пленума от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) (пункт 15).

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 17).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме (пункт 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов 17, 18 Правил №491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17); текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (пункт 18).

Таким образом, разрешение вопросов о проведении текущего ремонта, определении порядка его финансирования, в том числе об отчислении соответствующих взносов (платежей), относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Размер платы за содержание должен определяться индивидуально для каждого дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и оказания услуг.

Размер платы за содержание жилищного фонда - результат договоренности сторон договора управления многоквартирным домом. Следовательно, управляющая организация не может в одностороннем порядке (без согласования с собственниками помещений, выражающегося в принятии решения их общим собранием) устанавливать и (или) изменять размер платы.

Более того, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, будучи специальными по отношению к гражданскому законодательству, также не содержат норм, которые позволили бы управляющей организации самостоятельно в одностороннем порядке изменять плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

В силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений. Других процедур изменения платы за содержание жилого помещений ни жилищным, ни гражданским законодательством не предусмотрено.

Аналогичная правовая позиция ранее была поддержана определениями Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 № 304-КГ16-8003, от 05.07.2017 № 307-КГ17-7723, от 02.06.2017 № 306-КГ17-6867.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в платежном документе за март 2021 г. жителям спорного многоквартирного дома управляющей компанией предъявлена сумма перерасчета (доначисление) платы по статье «содержание жилого помещения» в размере 2 348 руб. 44 коп. Перерасчет произведен в связи с выполнением работ и услуг, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

Из приложения № 2 к финансовому отчету о выполнении договора управления многоквартирным домом (расшифровка статьи за 2020г.) предусмотрены следующие виды работ: замена электродвигателей вентиляторов (подъезд №3); замена электродвигателей вентиляторов (подъезд №5); монтаж почтового ящика (подъезд №4); замена водосчетчика ХВС (ввод №2); отключение ввода водопровода; замена аварийного радиатора (кв.56); замена труб канализации (кв.73); замена аварийного радиатора (кв.20); промывка ливневой сети машиной высокого давления; замена аварийного радиатора (кв.37); замена отсекающих кранов ГВС (кв.28); замена стояка канализации (кв.58,60); замена аварийного радиатора (кв.43); ремонт козырьков; замена труб ХВС (ввод №1); ремонт межпанельных швов. Общая стоимость работ составляет 197 947 руб. 58 коп. (т.1 л.д.120).

Списание указанных денежных средств со статьи «текущий ремонт» подтверждается отчетом ООО «УК «Вест-Снаб» о финансовых доходах и расходах за 2020 год и заявителем не оспаривается.

Управление пришло к выводу о том, что доначисление потребителям многоквартирного дома по статье «содержание жилого помещения» перерасчета противоречит действующему законодательству, поскольку выполненные работы не относятся к аварийным, а также к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах относятся:  испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления;  проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

Подготовка системы отопления к зимнему сезону регламентируется пунктом 2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.

Подпунктом «г» пункта 2.6.6 Правил предусмотрено, что в отношении систем отопления и горячего водоснабжения осуществляются следующие работы: ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.

В материалы дела представлены заявления собственников, проживающего в квартирах № 20, 37, 43 многоквартирного дома с просьбой произвести замену аварийных радиаторов, акты обследования технического состояния от 16.01.2020, от 29.07.2020, от 07.10.2020 содержащие выводы о необходимости замены аварийных радиаторов (т.2 л.д.12-26).

Факт выполненных работ подтверждаются подписанными директором подрядной организации ООО «ДомСервис», директором ООО «УК Вест-Снаб» и председателем совета многоквартирного дома актом о приемке выполненных работ за март 2020 года от 12.03.2020 на сумму 7054 руб. (кв. 20), актом о приемке выполненных работ от 21.09.2020 на сумму 4429 руб. (кв. 37), актом о приемке выполненных работ от 14.10.2020 на сумму 5709 руб. (кв.43).

Данные виды работ носят аварийный характер, выполнены с согласования председателя совета многоквартирного дома, подписавшего акты выполненных работ. Указанные работы были выполнены во избежание   аварийной   ситуации   -   затопления   помещений многоквартирного дома.

Управляющая компания не имела возможности предвидеть расходы по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения оценки технического состояния аварийных радиаторов.

В связи с чем, работы, связанные с заменой радиаторов (кв. 20, 37, 43)  по актам о приемке выполненных работ входят в перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и включается в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в доме сложилась аварийная ситуация, связанная с необходимостью проведения замены аварийных радиаторов, требующая безотлагательного решения в силу принятых управляющей компанией по договору управления на себя обязательств, а также в целях обеспечения безопасности его использования.

Из системного толкования статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества. Приведенные нормы направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, работы, связанные с заменой аварийных радиаторов, направлены на предотвращение аварийной ситуации, являются неотложными и обязательными. Отсутствие решения общего собрания собственников помещений не ограничивает управляющую организацию от обязанности по проведению указанных работ, обусловленных безопасностью людей и техническим состоянием общего имущества многоквартирного дома.

В целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью жителей дома, имуществу граждан, общество должно было принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ, осуществить указанные работы для поддержания технических характеристик дома, не дожидаясь решения собрания собственников помещений.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работы, связанные с заменой аварийных радиаторов (кв. 20, 37, 43) согласно акту обследования технического состояния от 16.01.2020 и акту о приемке выполненных работ от 12.03.2020 (кв. 20) на сумму 7054 руб.; акту обследования технического состояния от 29.07.2020 и акту о приемке выполненных работ от 21.09.2020 (кв.37) сумму 4429 руб.; акту обследования технического состояния от 07.10.2020 и акту о приемке выполненных работ от 14.10.2020 (кв.43) на сумму 5709 руб. (т.2 л.д. 12-26) относятся к аварийным работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

В отношении выводов управления о том, что выполненные работы по замене электродвигателей вентиляторов (подъезд №3,5); монтажу почтового ящика (подъезд №4); замене водосчетчика ХВС (ввод №2); отключения ввода водопровода; замене аварийного радиатора (кв.56); замене труб канализации (кв.73); промывке ливневой сети машиной высокого давления; замене отсекающих кранов ГВС (кв.28); замене стояка канализации (кв.58,60); ремонту козырьков; замене труб ХВС (ввод №1); ремонту межпанельных швов, не относятся к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

1. Так, в подтверждение выполненных работ по замене электродвигателей вентиляторов (подъездов №3, 5), монтажу почтового ящика (подъезд №4) обществом представлены только акт о приемке выполненных работ от 27.01.2020 за январь 2020 г. на сумму 10 200 руб. по замене электродвигателей вентиляторов и акт о приемке выполненных работ от 21.01.2020 за январь 2020 г. на сумму 3267 руб. по замене почтового ящика.

Приказом Минстроя России от 04.06.2020 № 305/пр утверждены Методические рекомендации о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 1.5 Методических рекомендаций данные рекомендации применяются при мониторинге и контроле устранения аварий и инцидентов, возникающих в сфере ЖКХ: теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, эксплуатация жилищного фонда (в случаях причинения вреда жизни или здоровью граждан).

Пунктом 15 приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 №29-07/07 «Перечень услуг и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов» предусмотрено, что работы по замене и восстановлению работоспособности внутренней системы вентиляции (включая собственно вентиляторы и их электроприводы) относятся к текущему ремонту (т.1 л.д.144).

Следовательно, работы по монтажу почтового ящика и замене электродвигателей вентиляторов, не относятся к категории аварийных работ. Управляющая компания должна производить указанные работы по мере накопления денежных средств по статье «текущий ремонт».

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 294 (протокол № 1 от 06.08.2021) было принято решение о наделении Совета дома полномочиями на принятии решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества (в пределах годового сбора).

Заявителем не представлено в материалы дела доказательств неотложности проведения данных работ, наличие угрозы безопасности для жизни и здоровья граждан, а также согласования с Советом дома локального сметного расчета по вопросу работ, связанных с монтажом почтового ящика и заменой электродвигателей вентиляторов.

2. В подтверждение выполненных работ по замене труб ХВС, замене водосчетчика ХВС, замене отсекающих кранов ГВС, отключению ввода водопровода, обществом представлены акт о приемке выполненных работ от 02.12.2020 за декабрь 2020 года (замена труб ХВС, ввод 1) на сумму 14687 руб., акт обследования технического состояния (кв.60) от 02.09.2020 и акт о приемке выполненных работ от 22.09.2020 за сентябрь 2020 г. (замена стояка канализации) на сумму 2959 руб., акт обследования технического состояния от 23.07.2020 и акт о приемке выполненных работ от 17.08.2020 за август 2020 г. на сумму 5783 руб., акт обследования технического состояния от 28.08.2020 (кв.№ 28), акт о приемке выполненных работ от 21.09.2020 за март 2020 г. на сумму 641 руб., акт обследования технического состояния от 14.05.2020, счет фактура на сумму 7110 руб. 58 коп.

Согласно разделам I, II Постановления № 1551 проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах), работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего) и водоотведения в многоквартирных домах, а именно контроль состояния герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов, в том числе, замена труб ХВС, уже включены в тариф «содержание общего имущества многоквартирных домов».

Согласно разделу V Постановления Администрации города Ижевска от 06.08.2019 № 1551 к мероприятиям по ремонту, направленному на обеспечение или восстановление работоспособности отдельных частей, элементов оборудования МКД, подтвержденные актами выполненных работ, без решения общего собрания: - внутридомовых инженерных сетей относится ремонт (замена) неисправных контрольно-измерительных приборов, оборудования и отопительных приборов, относящихся к общему имуществу МКД.

Пунктом 3.26 приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 №29-07/07 «Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества жилого дома» предусмотрено, что замена аварийных участков трубопроводов (ГВС, ХВС) в объеме 1% от общей протяженности системы дома, выполняются по мере необходимости.

Пунктом 12 приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 №29-07/07 «Перечень услуг и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов» предусмотрено, что установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренней системы водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (включая насосные установки в жилых здания) относятся к текущему ремонту (т.1 л.д.144).

Из актов обследования технического состояния от 28.08.2020, от 14.05.2020, от 28.08.2020, не следует, что работы по замене труб ХВС, замене водосчетчика ХВС, замене отсекающих кранов ГВС и отключению ввода водопровода носят аварийный характер (т.2 л.д.43, 54, 58, 53). Доказательств неотложности проведения данных работ заявителем не представлено.

Следовательно, работы по текущему ремонту, заключающиеся в замене труб ХВС, замене отсекающих кранов ГВС и отключение ввода водопровода, управляющая компания должна производить по мере накопления денежных средств по статье «текущий ремонт».

3. В подтверждение выполненных работ по замене труб канализации, замене стояка канализации (кв.58,60) заявителем представлены акт обследования технического состояния от 11.03.2020 (кв.73); акт о приемке выполненных работ от 24.03.2020 за март 2020 г. на сумму 1648 руб., акт обследования технического состояния от 02.09.2020 (кв.60); акт о приемке выполненных работ от 22.09.2020 за сентябрь 2020 г. на сумму 2959 руб.

Согласно разделу IV Постановления Администрации города Ижевска от 06.08.2019 № 1551 «О смете расходов на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов с 1 августа 2019 года» (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее Постановление № 1551) к мероприятиям по ремонту, направленному на обеспечение или восстановление работоспособности отдельных частей, элементов оборудования МКД, относят подтвержденные актами выполненных работ, без решения общего собрания:

- ремонт внутридомовых инженерных сетей, в том числе: ремонт (замена) неисправных контрольно-измерительных приборов, оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов, восстановление герметичности участков трубопровода и соединительных элементов в случае их разгерметизации, восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации, относящихся к общему имуществу МКД.

Таким образом, работы по замене труб канализации уже включены в тариф «содержание общего имущества многоквартирных домов».

Из актов обследования технического состояния от 11.03.2020 и 02.09.2020 не следует, что работы по замене труб канализации носят аварийный характер (т.2 л.д.12-28, 50).

Пунктом 3.26 приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 №29-07/07 «Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества жилого дома» предусмотрено, что замена аварийных участков трубопроводов, в том числе канализации, в объеме 1% от общей протяженности системы дома, выполняются по мере необходимости (т. 1 л.д.142 на обороте).

Следовательно, работы по текущему ремонту по замене аварийных труб канализации, управляющая компания должна производить по мере накопления денежных средств по статье «текущий ремонт».

4. В подтверждения выполненных работ по ремонту козырьков лоджий, обществом представлены акт обследования технического состояния от 20.02.2020 (кв.18, 20), акт о приемке выполненных работ от 02.11.2020 за ноябрь на сумму 23629 руб., акт о приемке выполненных работ от 08.12.2020 за ноябрь 2020 года на сумму 45 723 руб.

При этом, из акта обследования технического состояния от 29.01.2020, составленного комиссией в составе инженера ООО УК «Вест-Снаб», в присутствии собственника квартиры 30, не следует, что козырек лоджии находится в аварийном состоянии. В акте содержатся выводы о том, что требуется ремонт козырька в полном объеме, а также рекомендовано учесть в план работ на 2020 год ремонт козырька после согласования с Советом дома локального сметного расчета (л.д.85). Вместе с тем, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (протокол №1 от 06.08.2021) не было принято решение по вопросу ремонта козырьков.

Приложением № 7 к Правилам № 170 восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей входят в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.

Заявителем не представлено в материалы дела доказательств неотложности проведения данных работ, наличие угрозы безопасности для жизни и здоровья граждан, а также согласования с Советом дома локального сметного расчета по вопросу ремонта козырьков.

5. В подтверждения выполненных работ по ремонту межпанельных швов, заявителем представлены акт обследования технического состояния от 06.10.2020 (кв.23) и акт о приемке выполненных работ от 31.12.2020 на сумму 10041 руб.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья.

Приложением № 7 к Правилам № 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, к которому относится: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска; усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.

Согласно абзацу 4 пункта 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее Правила № 290), управляющая компания должна осуществлять работы по выявлению повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней и согласно абзацу 6 пункта 3 указанных правил в случае выявления повреждений и нарушений - составлять план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.

Из акта обследования технического состояния от 06.10.2020 не следует, что работы по гидроизоляции межпанельных швов носят аварийный характер (т.2 л.д.30).

Пунктом 2 приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 № 29-07/07 «Перечень услуг и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов» предусмотрено, что герметизация стыков на стенах и фасадов дома относится к текущему ремонту (т.1 л.д.144).

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (протокол № 1 от 06.08.2021) было принято решение о наделении Совета дома полномочиями на принятии решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества (в пределах годового сбора).

Следовательно, работы по текущему ремонту межпанельных швов, управляющая компания должна производить по мере накопления денежных средств по статье «текущий ремонт».

6. В подтверждения выполненных работ по промывке ливневой сети машиной высокого давления, обществом представлено коммерческое предложение на промывку ливневой канализации на сумму 180 000 руб.

Согласно разделу III Постановления № 1551, работы по прочистке ливневой канализации относятся к мероприятиям по ремонту, направленному на обеспечение или восстановление работоспособности отдельных частей, элементов оборудования МКД. Таким образом, указанные работы уже включены в тариф «содержание общего имущества многоквартирных домов».

Приложением к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 № 29-07/07 предусмотрено, что работы по обеспечению исправной работы ливневой канализации производится 1 раз в год до 01 февраля календарного года (п.1.8), подготовка к эксплуатации системы ливневой канализации (укрепление трубопроводов и т.д.) производится с 01 мая по 15 мая календарного года (п.1.9), очистка дренажа, устранение засоров  ливневой канализации производится по мере необходимости (п.3.22).

Указанные работы не носят аварийного характера и охватываются исполнением обязанности по обеспечению надлежащего функционирования системы многоквартирного дома. Кроме того, заявителем не представлен акт о приемке выполненных работ за март 2020 г. на сумму 180000 руб.

7. В подтверждения выполненных работ по замене аварийного радиатора по квартире 56 обществом представлен только акт о приемке выполненных работ 27.03.2020 за март 2020 года на сумму 8867 руб. (кв.56) (замена радиатора). Иных документов не представлено.

Актов обследования технического состояния, заявлений собственника о замене радиатора, о его аварийности обществом в материалы дела не подставлены.

Согласно разделу IV Постановления Администрации города Ижевска от 06.08.2019 № 1551 «О смете расходов на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов с 1 августа 2019 года» (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее Постановление № 1551) к мероприятиям по ремонту, направленному на обеспечение или восстановление работоспособности отдельных частей, элементов оборудования МКД, относят подтвержденные актами выполненных работ, без решения общего собрания:

- ремонт внутридомовых инженерных сетей, в том числе: ремонт (замена) неисправных контрольно-измерительных приборов, оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов, восстановление герметичности участков трубопровода и соединительных элементов в случае их разгерметизации, восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации, относящихся к общему имуществу МКД.

Таким образом, работы по замене (ремонту) неисправных отопительных приборов, уже включены в тариф «содержание общего имущества многоквартирных домов».

Пунктом 3.26 приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 № 29-07/07 «Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества жилого дома» предусмотрено, что замена аварийных участков трубопроводов, в том числе канализации, в объеме 1% от общей протяженности системы дома, выполняются по мере необходимости (т. 1 л.д.142 на обороте).

Следовательно, работы по текущему ремонту по замене (ремонту) неисправных отопительных приборов, управляющая компания должна производить по мере накопления денежных средств по статье «текущий ремонт».

Доводы заявителя о том, что вышеуказанные работы носят аварийный и неотложный характер судом отклоняются.

Текущий ремонт электродвигателей вентиляторов, монтаж почтового ящика, замена водосчетчика ХВС, отключение ввода водопровода, замена труб канализации, промывка ливневой сети машиной высокого давления, замена отсекающих кранов ГВС, замена стояка канализации, ремонт козырьков, замена труб ХВС, ремонт межпанельных швов, не носят аварийного характера и охватываются исполнением обязанности по обеспечению надлежащего функционирования системы многоквартирного дома.

Пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в рассматриваемых отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Вместе с тем, доказательства того, что собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение, на котором определен размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, в материалы дела не представлены. Протокол общего собрания собственников с решением о доначислении по статье «содержание жилого помещения» в материалы дела не представлен.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом № 1 от 06.08.2021 (пункт 3) утвержден размер платы за «текущий ремонт» в размере 3 руб./кв.м. площади жилого (нежилого) помещения ежемесячно для финансирования работ по ремонту общедомового имущества и иных нужд многоквартирного дома. Также было принято решение о наделении Совета дома полномочиями на принятии решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества (в пределах годового сбора). 

Указанное решение общего собрания собственников помещений является действующим, в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.

В последующем иные решения об утверждении иного размера платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт общим собранием собственников не принимались.

Нормы жилищного законодательства не позволяют управляющей организации в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание жилого помещения, поскольку подобные действия ведут к ущемлению прав собственников многоквартирного дома как потребителей предоставляемых обществом услуг и наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией, лишая их права на участие в согласовании их стоимости.

Следовательно, у ООО «УК «Вест-Снаб» не имелось оснований для применения иного, не утвержденного решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме платы за содержание жилья и текущий ремонт за указанные работы.

При этом согласно пункту 2.1.2.2 договора управления многоквартирным домом минимальный перечень работ и услуг может быть расширен на основании решения общего собрания собственников при условии определения дополнительного источника финансирования таких работ и услуг. Таким образом, работы произведенные управляющей организацией должны быть согласованы с общим собранием собственников, чего в данном случае управляющей организацией сделано не было. 

Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.

По смыслу вышеуказанных правовых норм основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. При наличии такого волеизъявления установление платы иным образом противоречит требованиям закона и нарушает права собственников. Соблюдение подобной процедуры способствует пресечению со стороны управляющей (обслуживающей) организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять размер платы.

Иных процедур изменения платы за содержание жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.

Действующее законодательство не предусматривает каких-либо изъятий из данного правила, допускающих одностороннее изменение управляющей организацией платы за содержание общего имущества, и установленный им порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что направлено на исключение возможности произвольного применения указанной платы (тарифа).

Аналогичный правовой вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2017 по делу № 306-КГ17-6962.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные выполненные работы не относятся к аварийным, а также к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

Отклоняя доводы заявителя о том, что пунктом 2.2.15 договора управления предусмотрена обязанность собственников возместить управляющей компании понесенные расходы на проведение ремонтных работ общего имущества дома, связанных с ликвидацией аварийной ситуации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ни условием указанного пункта договора, ни другими положениями договора не может быть предусмотрено каких-либо изъятий из правила, допускающего одностороннее изменение управляющей организацией платы за содержание и ремонт жилых помещений, поскольку данный вопрос должен решаться согласно действующему законодательству.

Доводы заявителя о том, что выводы должностного лица управления, отраженные в акте проверки носят субъективный характер, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и не соответствуют толкованию действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в указанной части оспариваемое предписание, является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно возлагая на общество обязанность устранить допущенные нарушения требований закона.

В предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит понятную формулировку способа устранения нарушений, содержит срок исполнения. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.

Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю. Оспариваемое предписание является исполнимым и направлено на устранение нарушения, выявленного при проведении внеплановой проверки.

Учитывая изложенное, оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным не имеется, требования заявителя правомерно оставлены судом без удовлетворения.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2022 года по делу № А71-14840/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова