ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7219/18 от 24.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 9 /2018(5)-АК

г. Пермь

26 августа 2022 года                                                   Дело № А71-7847/2016­­

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  26 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Даниловой И.П.,  

судей  Зарифуллиной Л.М., Нилоговой Т.С.,   

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кабановой М.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики»

на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики 

от 23 мая 2022 года

о замене стороны по исполнительному производству от 22.12.2021 №40097/21/18032-ИП  Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики»,

вынесенное в рамках дела  № А71-7847/2016

о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия «Городские канализационные очистные сооружения» (ИНН 1838012101 ОГРН 1131838000029),

установил:

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.07.2016 принято к производству заявление ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице филиала в Удмуртской Республике (далее - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», заявитель) о признании Муниципального унитарного предприятия «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка (далее - МУП «Городские канализационные очистные сооружения», должник) несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу № А71-7847/2016.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.09.2016 в отношении МУП «Городские канализационные очистные сооружения» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Гомянин Андрей Александрович (далее - Гомянин А.А.).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2017 МУП «Городские канализационные очистные сооружения» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Гомянин А.А.

Определением суда от 04.09.2017 Гомянин А.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП «Городские канализационные очистные сооружения».

Определением суда от 27.09.2017 конкурсным управляющим МУП «Городские канализационные очистные сооружения» утвержден Гибадуллин Р.И.

Определением суда от 15.01.2018 Гибадуллин Р.И. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего; конкурсным управляющим МУП «Городские канализационные очистные сооружения» утвержден Дабосин П.С.В.

21.02.2022 Камбарское РОСП УФССП по Удмуртской Республики  обратилось в суд с заявлением о замене должника по исполнительному листу Администрации муниципального образования «Камбарское» на Муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в лице Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Определением суда от 10.01.2022 указанное заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2022 года произведена замена должника по исполнительному производству № 40097/21/18032-ИП от 22.12.2021 Администрации муниципального образования «Камбарское» на правопреемника Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Не согласившись с вынесенным определением, муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает, что решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республике» от 17.11.2021 года №35 «О ликвидации Администрации муниципального образования «Камбарский район» и ликвидации Администраций муниципальных образований - поселений Камбарского района» принято решение о ликвидации Администрации муниципального образования «Камбарский район» (ИНН 1810000610). В соответствии с пунктом 4 ст. 62 ГК РФ, пунктом 6 решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» от 17.11.2021 года № 35 с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, его финансово - хозяйственной деятельностью в ликвидационный период. Отмечает, что в настоящее время проходит процедура ликвидации юридического лица; сообщение о ликвидации юридического лица - Администрации муниципального образования «Камбарский район» опубликовано в Вестнике государственной регистрации 02.02.2022 года (выпуск часть 1№4 (874) от 02.02.2022 (официальный сайт Вестника государственной регистрации в информационно - телекоммуникационной сети «интернет». Промежуточный ликвидационный баланс еще не утвержден, ликвидационной комиссией ни имущество, ни обязательства как имущественного, так и неимущественного характера муниципальному образованию «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» по актам не переданы. Считает, что заявление должно быть оставлено без движения, поскольку подано с нарушением требований, установленных статьей 126 АПК РФ, заявление о процессуальном правопреемстве не поступало в адрес Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

До судебного заседания в материалы дела от конкурсного управляющего МУП «Городские канализационные очистные сооружения» Дабосина П.С. поступил отзыв, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В материалы дела от АО «ЭнергосбыТ Плюс» поступил отзыв, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в силу статей 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено выше и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2021 суд обязал Администрацию муниципального образования «Камбарское» принять от конкурсного управляющего МУП «Городские канализационные очистные сооружения», закрепленное за должником на праве хозяйственного ведения социально значимое имущество, предназначенное для осуществления деятельности по сбору, обработке и очистке сточных вод МО «Камбарское», согласно перечню объектов водоотведения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 определение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2021 оставлено без изменения.

24.11.2021 Арбитражным судом Удмуртской Республики выдан исполнительный лист №ФС 034928259, на основании которого Камбарским РОСП УФССП по  Удмуртской  Республики  возбуждено исполнительное производство №40097/21/18032-ИП от 22.12.2021.

В соответствии с п.п. 1, 2 статьи  1 Закона Удмуртской Республики от 30.04.2021 № 41-РЗ принято решение: преобразовать муниципальные образования, образованные на территории Камбарского района Удмуртской Республики, входящие в состав МО «Камбарский район» и наделенных статусами городского поселения - МО «Камбарское», сельских поселений - МО «Армязьское», МО «Борковское», МО «Ершовское», МО «Камское», муниципальное образование «Михайловское», муниципальное образование «Нефтебазинское», МО «Шольинское», путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего границ иных муниципальных образований; наделить вновь образованное муниципальное образование статусом муниципального округа.

Во исполнение положений указанного закона Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» принято решение о ликвидации Администрации муниципального образования «Камбарское» (ОГРН 1061838017350, ИНН 1810003393).

26.11.2021 Межрайонной ИФНС России №11 по Удмуртской  Республики на основании указанного решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации начала процедуры ликвидации органа местного самоуправления, обладающего правами юридического лица - Администрации муниципального образования «Камбарское» (ОГРН 1061838017350, ИНН 1810003393).

Одновременно, в соответствии с законом Удмуртской Республики от 30.04.2021 №41-РЗ образован орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица - Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021542, ИНН 1838025661).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 30.04.2021 № 41-РЗ МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником поселений и МО «Камбарский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Ссылаясь на выбытие одной стороны из правоотношений, Камбарское РОСП УФССП по Удмуртской Республики обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признав заявление о процессуальном правопреемстве обоснованным и законным, суд первой инстанции, руководствуясь статьей  48 АПК РФ, произвел замену должника по исполнительному производству № 40097/21/18032-ИП от 22.12.2021 Администрацию муниципального образования «Камбарское» на правопреемника Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Статья 32  Федерального  закона от  26.10.2002 № 127-ФЗ  «О  несостоятельности  (банкротстве)  (далее - Закон о банкротстве) и часть 1 статьи 223 АПК РФ предусматривают, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии со статьей 52 Федерального  закона от  02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Из анализа приведенной нормы следует, что необходимым условием процессуального правопреемства является замена стороны в материальном правоотношении, т.е. процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

Процессуальное правопреемство является следствием установления, прежде всего, факта выбытия стороны в материальном правоотношении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Замена стороны правопреемником на стадии исполнения судебного акта производится определением арбитражного суда в порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2021 суд обязал Администрацию муниципального образования «Камбарское» принять от конкурсного управляющего МУП «Городские канализационные очистные сооружения», закрепленное за должником на праве хозяйственного ведения социально значимое имущество, предназначенное для осуществления деятельности по сбору, обработке и очистке сточных вод МО «Камбарское», согласно перечню объектов водоотведения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 определение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2021 оставлено без изменения.

Судебный акт вступил в законную силу 18.10.2021, конкурсным управляющим получен исполнительный лист № ФС 034928259 от 24.11.2021г. указанный исполнительный лист предъявлен в Камбарский РОСП УФССП по Удмуртской Республики.

Камбарским РОСП УФССП по Удмуртской Республики 22.12.2021г. возбуждено исполнительное производство № 40097/21/18032-ИП. Данное исполнительное производство не окончено, обязанность Администрацией не исполнена.

В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.04.2021 № 41-РЗ принято решение: преобразовать муниципальные образования, образованные на территории Камбарского района Удмуртской Республики, входящие в состав МО «Камбарский район» и наделенных статусами городского поселения - МО «Камбарское», сельских поселений - МО «Армязьское», МО «Борковское», МО «Ершовское», МО «Камское», муниципальное образование «Михайловское», муниципальное образование «Нефтебазинское», МО «Шольинское», путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего границ иных муниципальных образований; наделить вновь образованное муниципальное образование статусом муниципального округа.

Во исполнение положений указанного закона Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» принято решение о ликвидации Администрации муниципального образования «Камбарское» (ОГРН 1061838017350, ИНН 1810003393).

26.11.2021 Межрайонной ИФНС России №11 по УР на основании указанного решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации начала процедуры ликвидации органа местного самоуправления, обладающего правами юридического лица - Администрации муниципального образования «Камбарское» (ОГРН 1061838017350, ИНН 1810003393).

Одновременно, в соответствии с законом Удмуртской Республики от 30.04.2021 №41-РЗ образован орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица - Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021542, ИНН 1838025661).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 30.04.2021 № 41-РЗ МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником поселений и МО «Камбарский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» зарегистрировано в качестве юридического  лица  23.11.2021.

В соответствии со статьей 3 Закона Удмурткой Республики МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской  Республики» со дня его создания становится правопреемником поселений и МО «Камбарский район».

Органы местного самоуправления МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской  Республики» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений и МО «Камбарский район».

Кроме  того,  в соответствии с  пунктом  2.4 Решения  совета депутатов  Муниципального  образования  «Муниципальный  округ Камбарский  район Удмуртской  Республики»  № 35 от 17.11.2021 принято решение  о ликвидации  Администрации муниципального  образования Камбарское».

Таким образом, МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской  Республики» со дня  его  создания  становиться  правопреемником  поселений  и МО «Камбарский район», органы местного  самоуправления  МО «Муниципальный  округ  Камбарский  район Удмуртской  Республики» в соответствии со своей компетенцией  являются  правопреемниками  органов  местного самоуправления  поселений, в том  числе  МО «Камбарский», поэтому не имеет значения  утвержден ликвидационный  баланс  и передано ли  имущество  вновь созданному  МО.

Оснований  для  оставления  заявления  Камбарское РОСП УФССП по Удмуртской Республики   в соответствии  со статей 128 АПК РФ  у суда  первой инстанции не  имелось.

Общие вопросы процессуального производства по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том числе по делам о банкротстве и на стадии исполнительного производства, регулируются статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая действовала в течение всего периода рассмотрения настоящего дела о банкротстве, действует в настоящее время, и, в соответствии с которой производство правопреемства возможно, в том числе, и после прекращения производства по делу.

Учитывая наличие в материалах дела надлежащих доказательств, суд первой инстанции обоснованно произвел замену Администрации муниципального образования «Камбарское» на правопреемника Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании доводов участников арбитражного процесса и представленных доказательств, принят с соблюдением норм материального права и без нарушения норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на принятый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения определения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

При обжаловании определений, не предусмотренных в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 23 мая 2022 года по делу № А71-7847/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

И.П. Данилова

Судьи

Л.М. Зарифуллина

Т.С. Нилогова