ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7288/2022-АК от 27.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 8 /2022-АК

г. Пермь

28 июля 2022 года                                                          Дело № А50-32490/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.

при участии:

от заинтересованного лица - ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт.

от заявителя - представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 апреля 2022 года

по делу № А50-32490/2021

по заявлению Администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

об оспаривании решений,

установил:

Администрация Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее – заинтересованное лицо, ФКУ УПРДОР «Прикамье») о признании незаконными решений: от 01.11.2021
№ 7/6116 об отказе в выдаче согласования на реконструкцию, ремонт примыкания к участку автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь 668+380 слева, от 25.11.2021 № 07/6696 об отказе в выдаче согласования на работы по строительству сооружений примыкания (пересечения) к участку автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь 668+380 слева.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ее податель настаивает на том, что в рассматриваемом случае не подлежит применению ГОСТ Р 52398-2005. При рассмотрении спора должен применяться ГОСТ 33382-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация», утвержденный Приказом Госстандарта от 31.08.2016 № 998-ст. Считает ссылку на выписку из ЕГРП от 22.03.2022 не относимым доказательством по настоящему делу, данная выписка подтверждает только тот факт, что КОГУ «Управдор» предоставлено право пользования данным земельным участком. Отмечает, что суд, ссылаясь на тот факт, что расстояние между примыканиями менее 600 метров не установил фактического места расположения этого примыкания и как соотносится данное примыкание со смежными. Полагает, что применение п. 13.6 ГОСТ Р 58653-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» как основания для отказа в согласовании неправомерен.

Участвовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 09.06.2020 главой администрации издано постановление № 53 о подготовке проекта межевания территории части кадастрового квартала 43:30:430301 в д. Слободка Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (л.д. 13).

В период с 21.07.2020 по 21.08.2020 проведены публичные слушания по проекту межевания территории части кадастрового квартала 43:30:430301 в д. Слободка Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области, по результатам публичных слушаний составлено заключение от 21.08.2020 (л.д. 57-58).

Постановлением главы администрации от 31.08.2020 № 71 утвержден проект межевания части кадастрового квартала 43:30:430301 в д. Слободка Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (л.д. 14).

01.10.2021 администрация обратилась в ФКУ УПРДОР «Прикамье» с заявлением № 388 о согласовании капитального ремонта примыкания с автомобильной дорогой федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь, расположенной в кадастровом квартале 43:30:430301, на  участке 668+380 слева (л.д. 18).

В ответ на обращение администрации ФКУ УПРДОР «Прикамье» направило письмо от 01.11.2021 № 07/6116, в котором содержится решение об отказе в выдаче согласия в письменной форме на строительство примыкания на  участке 668+380 слева автомобильной дороги (л.д. 11). В письме указано, что в соответствии с Проектом организации дорожного движения на 668+380 слева отсутствует примыкание к автомобильной дороге, следовательно, требуется новое строительство, а не реконструкция, капитальный ремонт или ремонт примыкания; участок автомобильной дороги км 668+340 - 895+630 относится к III технической категории и в соответствии с требованиями п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 доступ к данной автомобильной дороге допускается организовывать через пересечения и примыкания в разных и (или) одном уровне не чаще, чем через 600 м.

15.11.2021 администрация обратилась с заявлением № 418 о согласовании строительства примыкания (пересечения) с автомобильной дорогой федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь, расположенной в кадастровом квартале 43:30:430301, на  участке 668+380 слева (л.д. 19).

Рассмотрев заявление, ФКУ УПРДОР «Прикамье» направило в адрес администрации письмо от 25.11.2021 № 07/6696, в котором сослалось на ранее выданные мотивированные отказы в строительстве примыкания на участке автомобильной дороги км 668+380 слева. Дополнительно ФКУ УПРДОР «Прикамье» сообщило в письме, что при сравнении проекта межевания со сведениями публичной кадастровой карты установлено: планируемая к строительству автомобильная дорога (улица) муниципального значения в месте примыкания км 668+38 проходит через земельный участок с кадастровым номером 43:30:430301:218 с разрешенным видом использования под кафе и автостоянку, в соответствии с п. 13.6 ГОСТ Р 58653-2019 примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса не допускается.

Не согласившись с указанными решениями, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил наличие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворил заявленные требования.

Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФарбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пересечение автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним (п. 3 ст. 9 Закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ (п. 4 ст. 20 Закона № 257-ФЗ).

В пункте 5.3 статье 20 Закона № 257-ФЗ указано, что порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, - в отношении автомобильных дорог федерального значения.

Приказом Минтранса России от 09.07.2018 № 261 утвержден Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги федерального значения в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги федерального значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги федерального значения к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия (далее – Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка в целях получения согласия заявитель направляет владельцу автомобильной дороги федерального значения письменное заявление о предоставлении согласия.

Как установлено судом первой инстанции и следует из представленной в дело выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения  Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь расположен на земельном участке с кадастровым номером 43:30:430305:14, правообладателем которого является КОГУ «Управтодор» (л.д. 89-92).

01.10.2021 и 15.11.2021 администрация обращалась к владельцу автомобильной дороги в лице ФКУ УПРДОР «Прикамье» с заявлениями  о согласовании капитального ремонта и строительства примыкания с автомобильной дорогой федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь на  участке 668+380 слева.

Отказы в выдаче согласия на строительство примыкания на  участке автомобильной дороги 668+380 слева ФКУ УПРДОР «Прикамье» мотивирует тем, что участок автомобильной дороги км 668+340 - 895+630 относится к III технической категории и в соответствии с требованиями п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 к данной автомобильной дороге допускается организовывать через пересечения и примыкания в разных и (или) одном уровне не чаще, чем через 600 м.

В обоснование своей позиции заинтересованное лицо представило технический паспорт автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь (л.д. 79-84) и Проект организации дорожного движения, на котором отражено примыкание к автомобильной дороге на участке  668+190 (л.д. 59).

В силу подпункта 2 пункта 15 Порядка владелец автомобильной дороги федерального значения принимает решение об отказе в выдаче согласия в случае, если расстояние между пересечением и (или) примыканием противоречит требованиям к расстоянию между пересечениями и (или) примыканиями для соответствующей категории автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Закона № 257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1 ГОСТ Р 52398-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования (далее - ГОСТ Р 52398-2005).

В соответствии с пунктом 3.1.3. ГОСТ Р 52398-2005 к классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IВ, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, спорный участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения  Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь относится к III категории, следовательно, в отношении него подлежит применению требование п. 3.1.3. ГОСТ Р 52398-2005 о том, что пересечения и примыкания в разных и одном уровне должны быть расположены не чаще, чем через 600 м.

Вопреки доводам заявителя жалобы, материалами дела подтверждено, что в Проекте организации дорожного движения отражено примыкание к автомобильной дороге на участке автомобильной 668+190, в связи с чем строительство нового примыкания на участке 668+380 приведет к нарушению указанного выше требования ГОСТ Р 52398-2005.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 443-ФЗ) проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.

В силу действия подпункта 1 пункта 2, подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 18 Закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: 1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков; 2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог федерального значения либо их участков, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией (п. 7 ст. 18 Закона № 443-ФЗ).

С учетом изложенного суд правомерно признал обоснованным вывод ФКУ УПРДОР «Прикамье» о том, что строительство нового примыкания на участке 668+380 не может быть согласовано в связи с тем, что в  Проекте организации дорожного движения предусмотрено иное примыкание на участке автомобильной дороги км 668+340 - 895+630, при этом допускается организовывать через пересечения и примыкания в разных и (или) одном уровне не чаще, чем через 600 м.

Отклоняя доводы заявителя на применение ГОСТ 33382-2015, Своды правил, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежит применению ГОСТ Р 52398-2005, так как настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012г. N 159 утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Техрегламента, что не свидетельствует о том, что ГОСТ Р 52398-2005 является недействующим.

Кроме того, ГОСТ 33382-2005 введен в действие в 2016 году, область применения настоящего ГОСТа сопоставима с областью применения ГОСТ Р 52398-2005, каких либо взаимоисключающий положений названные документы не содержат.

В пункте 1.1 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее – СП  42.13330.2016) содержится область  применения данного документа: настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.

В развитие СП 42.13330.2016 разработан «СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог населенных пунктов, а также на капитальный ремонт существующих улиц и дорог населенных пунктов.

Таким образом, приведенные заявителем Своды правил имеют иную область применения и не распространяются к автомобильным дорогам федерального значения.

Помимо указанного выше основания, в письме от 25.11.2021 № 07/6696 ФКУ УПРДОР «Прикамье» указало, что планируемая к строительству автомобильная дорога (улица) муниципального значения в месте примыкания км 668+38 проходит через земельный участок с кадастровым номером 43:30:430301:218 с разрешенным видом использования под кафе и автостоянку, что подтверждается скриншотом из публичной кадастровой карты (л.д. 86-87).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 15 Порядка владелец автомобильной дороги федерального значения принимает решение об отказе в выдаче согласия в случае, если планируемое место размещения пересечения и (или) примыкания противоречит требованиям по безопасности дорожного движения.

В силу действия пункта 13.6 ГОСТ Р 58653-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса не допускается.

Таким образом, в приведенном выше ГОСТе содержится прямой запрет на строительство примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные судом обстоятельства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области требований.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 апреля 2022 года по делу № А50-32490/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова