ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7446/2022-АК от 27.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 6 /2022-АК

г. Пермь

28 июля 2022 года                                                   Дело № А60-3705/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей  Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 апреля 2022 года

по делу № А60-3705/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" (ИНН 6652018146, ОГРН 1046602425374)

к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)

о признании недействительным решения от 24.12.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дорсервис" (далее – заявитель, Общество, ООО "Дорсервис") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее – заинтересованно лицо, Министерство, административный орган) с требованием о признании незаконным решения от 24.12.2021 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Дорсервис» по адресу: 624053, Свердовская область, Белоярский район, километр 33 (территория автодорога Екатеринбург-Тюмень), строение 1; обязании после вступления в силу судебного акта по настоящему делу принять решение о предоставлении лицензии по заявлению соискателя лицензии от 18 ноября 2021 года.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы ее податель приводит доводы о том, что в собственности ООО «Дорсервис» находится магазин (стационарный торговый объект-помещение 1, площадью 289,2) склад - помещение 2, площадью 12,7 кв. м и бытовые помещения 3,4 площадью 1,8 и 1,4 кв.м соответственно; тамбур - помещение 34 площадью 24,6 кв.м., т.е. помещения общей площадью 329,7 кв. м, что подтверждается Техническим паспортом на здание торгового комплекса. Исходя из требований закона, ООО «Дорсервис» имеет для целей лицензирования площадь равную 301,9 кв. м (289,2 (помещение 1) + 12,7 (склад) = 301,9 кв. м.) Из общей площади помещения № 1 (289,2 кв.м) ООО «Дорсервис» сдает в аренду ИП Полежаеву И.А. - площадь 128, 4 кв.м для размещения торгового оборудования (вешалки, прилавки).

Указывает, что действующее законодательство не содержит норм, требующих обособления одного хозяйствующего субъекта от другого. Закон не запрещает организациям сдавать в аренду помещения и осуществлять свою деятельность совместно с иными лицами. Пунктом 10 ст.16 Федерального закона № 171- ФЗ не установлены требования ни к номенклатуре помещений, содержащихся в стационарном торговом объекте, ни к их конфигурации, ни к и взаимному расположению помещения торгового зала и склада. Данная норма закона содержит лишь требования к величине общей площади стационарного торгового объекта и складских помещений - не менее 25 кв. м (в сельской местности).

Настаивает, в документах, представленных Обществом в Министерство по его запросу для целей лицензирования (Свидетельстве о праве собственности 66 АЖ 824571, Техплане на здание, Техпаспорте на здание торгового комплекса), указан стационарный торговый объект недвижимости с кадастровым номером 66:06:0401012:389, представляющий собой строение, прочно связанное фундаментом с землей и подключенное к сетям инженерно-технического оборудования. Магазин (обособленное подразделение) - является частью торгового комплекса с кадастровым номером 66:06:0401012:389 и занимает помещения 1,2,3,4,34 первого этажа литера А, общей площадью 329,7 кв.м. Представленные Лицензионному органу документы, в том числе и пояснительная записка директора ООО «Дорсервис», позволяют идентифицировать объект указанный в заявлении.

Полагает, неотражение в инвентаризационном документе изменений в помещениях № 3 и № 4 (отсутствие между ними перегородки, указанной в Техпаспорте на здание); снесение перегородок между помещениями 1 и 13, 1 и 15 и изменение конфигурации помещения 1, которое не уменьшилось, а увеличилось, - не влияют на возможность установления соответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным в п.10 ст.16 Федерального закона № 171-ФЗ, поскольку не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

Отмечает, адрес местонахождения объекта недвижимости не является уникальной и неизменной характеристикой, пригодной для идентификации объекта. Документы, которые не были сразу приложены к Заявлению, были направлены Лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ.

По мнению заявителя, отказ в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при отсутствии законных оснований нарушает права субъекта предпринимательства на получение прибыли, отчисление налогов, создание дополнительных рабочих мест и пр.

Министерством представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому административный орган считает требование Общества не основано на законе и не подлежит удовлетворению; решение суда является законным и обоснованным.

ООО «Дорсервис» в порядке ст. 81 АПК РФ в материалы дела представлены письменные возражения на отзыв Министерства.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ Министерство письменно уведомило суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО "Дорсервис" 18.11.2021 обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении - магазин, расположенном по адресу: 624053, Свердловская область, Белоярский район, территория автодорога Екатеринбург-Тюмень, километр 33-й, строение 1.

В качестве документов, подтверждающих наличие у Общества стационарного торгового объекта и складских помещений для целей розничной продажи алкогольной продукции в отношении обособленного подразделения Обществом представлены копии:

- свидетельства о государственной регистрации права 66АЖ 824571, (регистрационная запись от 20.02.2012 №66-66-28/001/2012-182), согласно которому ООО «Дорсервис» является правообладателем здания торгового комплекса, общей площадью 1284,5 кв.м., по адресу Свердловская область, Белоярский район, 33-34км. автодороги Екатеринбург-Тюмень, кадастровый номер 66:06:0401012:389;

- технического паспорта на здание торгового комплекса, литера А, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 33 км. автодороги Екатеринбург-Тюмень по состоянию на 21.11.2011, инвентарный номер 1409\02\11-01, общей площадью 1284,5 кв.м., согласно которому назначение заявленных помещений, расположенных на первом этаже: № 34 (площадь 24,6 кв.м.) - тамбур, №1 (площадь 289,2 кв.м.) - торговый зал, № 2 (площадь 12,7 кв.м.) - склад, № 3 (площадь 1,8 кв.м.) - туалет, № 4 (площадь 1,4 кв.м.) — умывальник, общей площадью 329,7 кв.м.

На основании приказа от 13.12.2021 № 06-16-02/477 должностными лицами Министерства в отношении вышеуказанного обособленного подразделения проведена внеплановая выездная проверка на соответствие лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом № 171-ФЗ с целью выявления наличия у Общества стационарного торгового объекта и складских помещений для целей розничной продажи алкогольной продукции.

В результате проведенной проверки, наличие у Общества магазина, как единого стационарного торгового объекта, в составе которого имеются торговый зал, подсобные, административно-бытовые и складские помещения, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности, не установлено.

Министерство пришло к выводу, что ООО "Дорсервис" не имеет для целей розничной продажи алкогольной продукции, стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров, а представленные организацией в лицензирующий орган документы содержат недостоверную, искаженную, а также неполную информацию, не позволяющую установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

По результатам проверки составлен акт осмотра помещения (здания, сооружения) от 17.12.2021, акт проверки № 06-16-20/477 от 24.12.2021.

На основании изложенного, 24.12.2021 Министерством принято решение об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) ООО "Дорсервис".

Не согласившись с вынесенным решением ООО "Дорсервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемого ненормативного правового акта, отсутствия нарушений прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу пунктов 1, 2 и 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию; лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии регулируются статьей 19 Закона N 171-ФЗ. Для получения лицензии на указанный вид деятельности организацией в лицензирующий орган представляются документы, указанные в пункте 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ.

Согласно указанной норме заявитель среди прочего должен представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у него стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт 3 пункта 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).

Анализ требований Федерального закона № 171-ФЗ к лицензированию розничной продажи алкогольной продукции показывает, что законодательством установлены следующие критерии к помещениям для розничной продажи алкогольной продукции, наличие которых, в совокупности с соблюдением установленных запретов, свидетельствует о соответствии лицензионному требованию:

1. наличие стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 25 квадратных метров для сельских населенных пунктов по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (пункт 10 статьи 16);

2. наличие зарегистрированных прав собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более (пункт 10 статьи 16);

3. наличие контрольно-кассовой техники для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (пункт 10 статьи 16).

Требование законодательства о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 25 квадратных метров для сельских населенных пунктов установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для более эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции. Позволяет упорядочить розничную продажу алкогольной продукции, как товара ограниченного оборота и представляющего вред для жизни и здоровья человека.

Требование законодательства о наличии помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более установлено с целью обеспечения стабильности и долгосрочности во владении и пользовании торговым объектом и складскими помещениями при договорных отношениях, и также направлено на упорядочение отношений по розничной продаже алкогольной продукции одним хозяйствующим субъектом и обеспечение эффективного контроля за легальностью оборота алкогольной продукции конкретным субъектом.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ) с учетом понятия, используемого в пункте 4, стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ).

Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным положениями статей 16, 19 Закона, является основанием для отказа в выдаче лицензии (подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).

ООО "Дорсервис" было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в том числе по причине неисполнения им требований, установленных пунктом 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно  которому организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, контрольно-кассовую технику, а также ввиду выявления в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Общество не согласно с таким обоснованием отказа, отмечая, что объект, на котором предполагается продажа алкогольной продукции, является объектом недвижимости в силу прямого указания закона. Кроме того, ссылаясь на имеющиеся в деле документы, заявитель утверждает о едином торговом зале (площадью 289, 2 кв. м) без обособленных частей, перегородок и т.п., оборудованное необходимыми измерительными приборами.

Исходя из материалов дела, для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельного вида деятельности – розничной продажи алкогольной продукции Общество 18.11.2021 через Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (далее – портал «Госуслуги») обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении: магазин, расположенном по адресу: 624030, Свердловская область, Белоярский район, Екатеринбург-Тюмень автодорога, корпус 1, строение 1 (далее – магазин).

В соответствии с пунктом 3.2. статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ Общество предоставило с заявлением о выдаче лицензии в том числе:

- копию свидетельства о государственной регистрации права собственности 66 АЖ 824571 дата выдачи 18.11.2014 на объект недвижимости с кадастровым номером 66:06:0401012:389, площадью 1284,5 кв.м., с местонахождением: Свердловская область, Белоярский район, 33-34 км. Автодороги Екатеринбург-Тюмень (далее – свидетельство о праве);

- копию технического плана здания с кадастровым номером 66:06:0401012:389, площадью 1284,5 кв.м., с местонахождением: Свердловская область, Белоярский район, 33-34 км. Автодороги Екатеринбург-Тюмень (далее – техплан).

После регистрации заявления, по результатам экспертизы представленных документов установлено, что в качестве документов, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, представлены свидетельство о праве и техпаспорт.

Согласно свидетельству о праве Обществу на праве собственности принадлежит здание торгового комплекса, этажностью 2, подземная этажность 1, общей площадью 1284,5 кв.м. с местонахождением: Свердловская область, Белоярский район, 33-34 км. Автодороги Екатеринбург-Тюмень, аналогичная информации указана в техплане.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по адресу: 624030, Свердловская область, Белоярский район, Екатеринбург-Тюмень автодорога, корпус 1, строение 1, в Министерство с заявлением о выдаче лицензии не представлены.

Проверка сведений, внесенных в Федеральную информационную адресную систему, показала, что объекту недвижимости с кадастровым номером 66:06:0401012:389 (на который представлены свидетельство о праве и техплан) в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен адрес: Свердловская область, Белоярский район, территория автодороги Екатеринбург-Тюмень, 33-й километр, строение 1.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученной в рамках межведомственного взаимодействия из филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу, от 25.11.2021 № КУВИ-002/2021-157002883 и 17.12.2021 № КУВИ-002/2021-168301190 объект недвижимости с кадастровым номером 66:06:0401012:389 принадлежит на праве собственности Обществу, представляет собой здание торгового комплекса, состоящее из 2 этажей, в том числе 1 подземного, общей площадью 1284,5 кв.м. с местонахождением: Свердловская область, Белоярский район, 33 км. автодороги Екатеринбург-Тюмень, комплекс придорожного сервиса «RUS», строение № 1. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.

При этом из представленных Обществом документов невозможно достоверно установить, что объект, указанный в заявлении и объекты недвижимости указанные в свидетельстве о праве и техплане представляют собой один и тот же объект недвижимости.

В ходе проведения экспертизы, от Общества в Министерство по адресу электронной почты поступили документы:

- заявление о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении: магазин, расположенном по адресу: 624030, Свердловская область, Белоярский район, территория автодорога Екатеринбург-Тюмень, км 33-й строение 1, датированное 18.11.2021 (поступило 09.12.2021 в 07 часов 29 минут);

-  технический паспорт по состоянию на 21.11.2021, инвентарный номер 1409/02/1100, на здание торгового комплекса с местоположением Свердловская область, Белоярский район, 33 км. автодороги Екатеринбург-Тюмень, комплекс придорожного сервиса «RUS», строение № 1 (поступило 09.12.2021 в 07 часов 29 минут), согласно которому здание состоит из помещений первого этажа: № 1, 6 – торговые залы, площадью 289,2 кв.м. и 85,6 кв.м. соответственно, № 2, 7 – склады, площадью 12,7 кв.м. и 16,2 кв.м., № 3, 8-11, 18, 22, 27-30 – туалеты, № 4, 12 и 31 – умывальник и умывальные, № 5 – серверная, № 13 – коридор, № 14, 19 – сауны, № 15, 23 – раздевалки, № 16, 21, 24-26 – душ, № 17, 20 – парные, № 32, 33 – лестничные клетки, № 34, 35 – тамбур, № 36 – котельная, общей площадью по первому этажу 665,6 кв.м.; из помещений второго этажа: № 37, 38, 47 – обеденные залы, № 39, 45 – склады, площадью 45,8 кв.м. и 46,1 кв.м. соответственно, № 40 – кабинет, № 41 – туалет, № 42 – душ, № 43 – коридор, № 44 – раздевалка, № 46 – кухня, № 48, 49 – лестничная клетка, общей площадью по второму этажу 618,9 кв.м., площадь здания 1284,5 кв.м.;

- заявление о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении: магазин, расположенном по адресу: 624030, Свердловская область, Белоярский район, территория автодорога Екатеринбург-Тюмень, км 33-й строение 1 (помещения 1-4, 34 первого этажа, общая площадь 329,7 кв.м.) датированное 18.11.2021 (поступило 10.12.2021 в 15 часов 16 минут) с пояснениями, что по указанному адресу и в указанных помещениях осуществляет деятельность исключительно Общество.

Вместе с тем, порядком выдачи лицензий, установленным статьей 19 Федерального закона № 171-ФЗ, определено, что предусмотренные пунктом 3.2. вышеуказанной статьи документы могут быть представлены либо на бумажном носителе, либо в форме электронных документов посредством портала «Госуслуги» (пункт 3.2.-1 статьи 19).

Таким образом, документы, поступившие в Министерство от Общества по адресу электронной почты, направлены с нарушением требований пункта 3.2.-1 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ и рассмотрению не подлежали.

Кроме того статьей 19 Федерального закона № 171-ФЗ не предусмотрена процедура досылки соискателем лицензии каких-либо документов по своему произвольному усмотрению, законом четко установлено, что экспертизе подлежат документы поданные двумя способами: документы, поданные через портал «Госуслуги»; либо на бумажном носителе с заявлением о выдаче лицензии.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что  информация о соответствии лицензионным требования, установленным Федеральным законом № 171-ФЗ, в представленных Обществом документах отсутствует; сведения о наличии во владении и пользовании Общества специализированного магазина не представлены, что в совокупности не позволяет оценить достоверность, представленных Обществом документов, и соответствие Общества лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и установить наличие у Общества для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции торгового объекта и складских помещений.

Порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 203-ПП, Административным регламентом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции) на территории Свердловской области, утвержденным приказом Министерства от 09.01.2020 № 1 (оба нормативных правовых акта действовали до 01.01.2022) установлено, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры; основанием для проведения проверки соискателя лицензии является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.

Принимая во внимание изложенное, Министерством назначено проведение внеплановой выездной проверки соискателя лицензии (приказ Министерства от 13.12.2021 № 06-16-02/477).

В ходе выездной проверки с использованием бесплатного программного обеспечения «Skype» для осуществления аудио- и (или) видеосвязи, поддерживающего функцию записи передаваемого изображения и звука, 17.12.2021 в период 14 часов 35 минут до 14 часов 55 минут произведен осмотр магазина (запись № 1 и запись № 2).

В результате проверки было установлено следующее.

1. Помещения, заявленные Обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, фактически выбыли из его владения и пользования. Деятельность в помещениях, наряду с ООО «Дорсервис» осуществляют иные хозяйствующие субъекты. Признаков обособления торгового объекта и складских помещений ООО «Дорсервис» от ИП Полежаев И.А. нет. В торговом зале размещены розничные товары снабженные ценниками, как Общества, так и ИП Полежаев И.А., установлена контрольно-кассовая техника, зарегистрированная как на Общество, так и на ИП Полежаев И.А. Границы торговых объектов Общества и ИП Полежаев И.А не установлены.

В ходе осмотра представитель Общества по доверенности Васильева А.И. подтвердила, что фактически на одних и тех же площадях осуществляют деятельность несколько хозяйствующих субъектов, разграничить которых между собой не представляется возможным.

Кроме того, согласно договору аренды нежилого помещения № 2019-33 от 21.08.2019, предоставленному в качестве доказательства Обществом, ООО  «Дорсервис» в качестве арендодателя передает ИП Полежаев И.А. (арендатор) за плату во временное пользование часть площади нежилого помещения, расположенного в здании по адресу: 624030, Свердловская область, Белоярский район, автодорога Екатеринбург-Тюмень, 33 км, строение 1, площадью 128,4 кв.м. на части помещения торгового зала (№ 1 по поэтажному плану). При этом переданная в аренду ИП Полежаев И.А. часть торгового зала не идентифицирована (пункт 1.1. договора). Срок договора с 21.08.2019 бессрочно.

2. Согласно заявлению о выдаче лицензии, Общество заявило для целей лицензирования магазин. Вместе с тем наличие у Общества стационарного торгового объекта, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения не выявлено.

3. В представленных Обществом документах содержится недостоверная, искаженная, а также неполная информация, которая не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Осмотр помещений проводился на основании  технического паспорта по состоянию на 21.11.2021, инвентарный номер 1409/02/1100, на здание торгового комплекса с местоположением Свердловская область, Белоярский район, 33 км. автодороги Екатеринбург-Тюмень, комплекс придорожного сервиса «RUS», строение № 1, представленного в Министерство 09.12.2021.

Вместе с тем, экспликация и графическое изображение не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе осмотра: конфигурация и площадь помещения № 1 изменены за счет присоединения части помещения 13, помещения № 15; конфигурация и площадь помещений № 3 и № 4 изменены за счет их объединения, фактически вышеуказанные помещения не существуют. Актуальная документация не представлена.

На основании изложенного, определить, какие конкретно помещения заявлены для целей лицензирования Обществом, и имеется ли на них зарегистрированное в установленном порядке право собственности, не представляется возможным.

По результатам внеплановой выездной проверки 24.12.2021 составлен акт, в котором зафиксированы нарушения требований к лицензированию магазинов для целей розничной продажи алкогольной продукции.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2013 № 582-ст с 01.04.2014 введен в действие «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р 51303-2013), который устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.

Под стационарным торговым объектом, в соответствии с пунктом 15 ГОСТ Р 51303-2013, понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 21 ГОСТ Р 51303-2013 к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.

Пунктом 38 ГОСТ Р 51303-2013 установлено, что магазин – это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Согласно пункту 112 ГОСТ Р 51303-2013 торговый зал предприятия розничной торговли – это специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.

Согласно пункту 113 ГОСТ Р 51303-2013 площадь торгового зала – это часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Таким образом в пользовании и владении Общества находится неустановленная часть помещения стационарного торгового объекта, вместе с тем при системном анализе норм пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ, ГОСТ Р 51303-2013, лицензированию подлежит стационарный торговый объект и складские помещения, а не его части, находящиеся в единоличном пользовании хозяйствующего субъекта, планирующего осуществлять в них деятельность по розничной продаже алкогольной продукции и используемые исключительно для таких целей.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что в данном случае части торгового объекта и складских помещений выбыли из владения и пользования Общества, то есть Общество перестало быть правообладателем торгового объекта и складских помещенной в целом. При этом по смыслу Федерального закона № 171-ФЗ помещений выбывшие из владения и пользования Общества, лицензированию не подлежат.

По мнению апелляционного суда, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

В сложившихся условиях невозможно обеспечить соблюдение требований к осуществлению легального оборота алкогольной продукции, поскольку все действия с алкогольной продукцией должны осуществляться в лицензированных помещениях, находящихся во владении и пользовании субъекта, получившего лицензию на указанную деятельность, нахождение алкогольной продукции в помещениях (их частях), находящихся во владении и пользовании другого субъекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного главой 14 КоАП РФ.

В связи с чем вывод лицензирующего органа о наличии в представленных обществом документах недостоверной информации и несоответствии общества требованиям, установленным Федеральным законом № 171-ФЗ, является обоснованным, подтвержденным материалами дела.

Оспариваемое решение лицензирующего органа прав и законных интересов общества не нарушает также в связи с тем, что препятствий для обращения заявителя в Министерство вновь, после устранения обществом выявленных нарушений, не имеется.

На основании изложенного, совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, судами первой и апелляционной инстанций не установлена.

Довод общества о недоказанности Министерством того обстоятельства, что общество не соответствовало лицензионным требованиям, суд расценивает как опровергаемый актом осмотра, оспариваемым решением Министерства, а также пакетом документов, представленным самим обществом.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права; данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2022 года по делу № А60-3705/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова

Ю.В. Шаламова