ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7556/2023-ГК от 21.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7556/2023-ГК

г. Пермь

22 августа 2023 года Дело № А60-4456/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,

при участии:

от ответчика, ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" – ФИО1, паспорт, доверенность от 26.01.2023, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, садоводческого некоммерческого товарищества "Надежда",

на решение Арбитражный суд Свердловской области от 16 мая 2023 года по делу № А60-4456/2023

по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Надежда" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании права,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество "Надежда" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просит:

- признать садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) правопреемником садоводческого некоммерческого товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>);

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:9 в части включения в его границы земли, государственная собственность на которую не разграничена, в следующих координатах характерных точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

x

Y

н1

402147.81

1533687.17

1

402145.06

1533734.35

2

402039.04

1533786.85

3

402034.98

1533789.45

4

402001.89

1533806.09

5

401925.84

1533660.90

н2

401919.07

1533647.29

н3

401888.38

1533653.00

н4

401867.00

1533648.59

н5

401866.76

1533626.37

н6

401867.55

1533619.37

н7

401868.73

1533616.10

н8

401870.02

1533614.10

н9

401887.48

1533601.25

н10

401887.29

1533599.47

н11

401899.34

1533591.05

н12

401904.93

1533590.49

н13

401910.18

1533547.10

н14

401911.18

1533543.71

н15

402046.24

1533530.66

н16

402060.84

1533570.67

н17

402064.95

1533569.89

н18

402079.24

1533615.09

н19

402074.24

1533617.47

н20

402077.54

1533627.00

н21

402079.69

1533626.16

н22

402082.21

1533632.42

н23

402096.32

1533683.49

н24

402095.34

1533685.32

н25

402084.77

1533695.58

н26

402092.40

1533707.85

н27

402097.67

1533705.07

н28

402134.08

1533689.33

Н1

402147.81

1533687.17

- образовать из земель, государственная собственность на которую не разграничена, земельный участок площадью 41370 кв.м с установлением границ в следующих координатах характерных точек:

Обозначение характерных

Координаты, м

точек границ

x

Y

H1

402147.81

1533687.17

1

402145.06

1533734.35

2

402039.04

1533786.85

3

402034.98

1533789.45

4

402001.89

1533806.09

5

401925.84

1533660.90

н2

401919.07

1533647.29

н3

401888.38

1533653.00

н4

401867.00

1533648.59

н5

401866.76

1533626.37

н6

401867.55

1533619.37

н7

401868.73

1533616.10

н8

401870.02

1533614.10

н9

401887.48

1533601.25

н10

401887.29

1533599.47

н11

401899.34

1533591.05

н12

401904.93

1533590.49

н13

401910.18

1533547.10

н14

401911.18

1533543.71

н15

402046.24

1533530.66

н16

402060.84

1533570.67

н17

402064.95

1533569.89

н18

402079.24

1533615.09

н19

402074.24

1533617.47

н20

402077.54

1533627.00

н21

402079.69

1533626.16

н22

402082.21

1533632.42

н23

402096.32

1533683.49

н24

402095.34

1533685.32

н25

402084.77

1533695.58

н26

402092.40

1533707.85

н27

402097.67

1533705.07

н28

402134.08

1533689.33

н1

402147.81

1533687.17

- признать за садоводческим некоммерческим товариществом «Надеж, (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) право безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок площадью 41370 кв.м в следующих координатах характерных точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

x

Y

н1

402147.81

1533687.17

1

402145.06

1533734.35

2

402039.04

1533786.85

3

402034.98

1533789.45

4

402001.89

1533806.09

5

401925.84

1533660.90

н2

401919.07

1533647.29

н3

401888.38

1533653.0U

н4

401867.00

1533648.59

н5

401866.76

1533626.37

н6

401867.55

1533619.37

н7

401868.73

1533616.10

н8

401870.02

1533614.10

н9

401887.48

1533601.25

н10

401887.29

1533599.47

н11

401899.34

1533591.05

н12

401904.93

1533590.49

н13

401910.18

1533547.10

н14

401911.18

1533543.71

н 15

402046.24

1533530.66

н16

402060.84

1533570.67

н17

402064.95

1533569.89

н18

402079.24

1533615.09

н19

402074.24

1533617.47

н20

402077.54

1533627.00

н21

402079.69

1533626.16

н22

402082.21

1533632.42

н23

402096.32

1533683.49

н24

402095.34

1533685.32

н25

402084.77

1533695.58

н26

402092.40

1533707.85

н27

402097.67

1533705.07

н28

402134.08

1533689.33

н1

402147.81

1533687.17

- обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить с садоводческим некоммерческим товариществом «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) договор безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок площадью 41370 кв.м в следующих координатах характерных точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

н1

402147.81

1533687.17

1

402145.06

1533734.35

2

402039.04

1533786.85

3

402034.98

1533789.45

4

402001.89

1533806.09

5

401925.84

1533660.90

н2

401919.07

1533647.29

н3

401888.38

1533653.00

н4

401867.00

1533648.59

н5

401866.76

1533626.37

н6

401867.55

1533619.37

н7

401868.73

1533616.10

н8

401870.02

1533614.10

н9

401887.48

1533601.25

н10

401887.29

1533599.47

н11

401899.34

1533591.05

н12

401904.93

1533590.49

н13

401910.18

1533547.10

н14

401911.18

1533543.71

н15

402046.24

1533530.66

н16

402060.84

1533570.67

н17

402064.95

1533569.89

н18

402079.24

1533615.09

н19

402074.24

1533617.47

н20

402077.54

1533627.00

н21

402079.69

1533626.16

н22

402082.21

1533632.42

н23

402096.32

1533683.49

н24

402095.34

1533685.32

н25

402084.77

1533695.58

н26

402092.40

1533707.85

н27

402097.67

1533705.07

н28

402134.08

1533689.33

н1

402147.81

1533687.17

Решением Арбитражный суд Свердловской области от 16 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение является незаконным и необоснованным. Отказывая в признании заявителя правопреемником, суд применил формальный подход, не учел, что с момента создания по настоящее время СНТ «Надежда» постоянно, непрерывно, открыто пользуется истребуемым земельным участком, как единственный правопреемник использует землю по разрешенному использованию «садоводство», членами нового СНТ являются те же члены СНТ либо их правопреемники, что подтверждается реестром членов СНТ за 1998, 2012, 2017, 2021 годы. Расположение истца на месте предыдущего СНТ «Надежда» подтверждают также договоры энергоснабжения. Принятое регистрирующим органом решение об исключении СНТ из ЕГРЮЛ с формальной точки зрения затрагивает права и законные интересы членов СНТ, фактически лишает их права надлежащим образом оформить земельные участки в соответствии с земельным законодательством. Исключение СНТ из ЕГРЮЛ в данном случае повлекло за собой невозможность восстановления прав садоводов, как членов СНТ, в отношении садовых участков, что нарушает право граждан на своевременную и эффективную защиту в рамках действующего законодательства. По мнению апеллянта, суд неверно применил ст. 76 Земельного кодекса РСФСР, указав, что земельный участок должен был быть предоставлен не СНТ, а предприятию, при котором оно создано. Воля руководства РТРС и органов власти была направлена на формирование самостоятельного земельного участка для садоводства, а не предоставление земельных участков в виде служебных наделов, как ссылается представитель РТРС. На момент обращения СНТ «Надежда» с заявлениями действовал Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ, который предусматривал предоставление земельного участка в (безвозмездное) срочное пользование (п. 4 ст. 14). В настоящее время сходные правоотношения урегулированы пп. l п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ, суд должен был руководствоваться именной этой нормой права. Указывает, что суд не учитывает, что административные органы злоупотребляют правом, нарушают принцип правовой определенности и защиты (поддержания) доверия к публичной власти. Полагает, что обращение в досудебном порядке за предварительным согласованием предоставления земельного участка в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса РФ нецелесообразно. Отмечает, что в момент обращения СНТ «Надежда» (l990-e годы) какой-либо градостроительной документации, запрещающей размещение сада на территории РТРС, не было. Если бы земельный участок был предоставлен, то он бы считался ранее учтенным земельным участком. Указывает, что судом не было учтено, что межевой план на образование земельного участка с кадастровым номером бб:41:0109071:9 подготовлен без учета фактического землепользования, земельный участок не содержал точных координат характерных точек, территория СНТ фактически существовала и была застроена с 1988 года. Правовая заинтересованность в оспаривании результатов межевания состоит в оформлении права на земельный участок незаконно непредставленный. Полагает, что суд неверно квалифицировал требования истца, указав на фактическое изъятие земельного участка изменение вида разрешенного использования в судебном порядке.

До начала судебного разбирательства от ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагает судебный акт законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании Государственного акта от 31 октября 1953 № 13749 за ГУП связи «Екатеринбургский радиоцентр» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 195,69 га по адресному ориентиру: <...>.

22 января 1993 садоводческое товарищество «Надежда», организованное 27 сентября 1988 на территории «Екатеринбургский радиоцентр», обратилось за согласованием выделения (регистрации) земельного участка для ведения садоводства общей площадью 41 441 кв.м к начальнику «Екатеринбургский радиоцентр» ФИО2 Членами указанного садоводческого товарищества являлись сотрудники организаций связи, а по большей части работники радиоцентра. ФИО2 согласовал выделение (регистрацию) земельных участков, о чем, по мнению истца, свидетельствует отметка на заявлении.

16 сентября 1997 ФИО2 инициировал регистрацию садоводческого кооператива «Надежда», организованного на базе садоводческого товарищества «Надежда» на свободном земельном участке радиоцентра в качестве самостоятельного юридического лица.

Садоводческий кооператив «Надежда» зарегистрирован Администрацией Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 16 октября 1997 (ИНН <***>).

Истец указывает, что с момента создания и регистрации СНТ «Надежда» председателем и членами товарищества собирались документы по оформлению прав на земельные участки. В качестве доказательств ссылается на письмо ГУ архитектуры и градостроительства «Главархитектура» от 26.02.1998 № 13-01 для решения вопроса об узаконении земельных участков садоводческого кооператива «Надежда» им было рекомендовано предоставить исполнительную съемку на границы земельного участка и учредительные документ садоводческого кооператива (устав, постановление и свидетельство о государственной регистрации). Также истец указывает, что на представление земельных участков был согласен и директор филиала ВГТРК Екатеринбургский радиоцентр» ФИО2, который поставил отметку «Разрешаю» на заявлении садоводческого кооператива «Надежда» от 14 ноября 2001.

Вместе с тем, земельный участок по адресу: <...> площадью 1 956 900 кв.м предоставлялся в постоянное бессрочное пользование дирекции объекта п/я № 168 - правопредшественнику ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее по тексту - РТРС) на основании Акта на право постоянного (бессрочного) пользования от 31 октября 1953 № 13794. Акт имеет гриф СС.

На основании приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 1423 от 29 декабря 2007 года право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным дирекции объекта п/я № 168 в соответствии с Актом № 13749 от 31 октября 1953 было прекращено.

Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:41:01 09 071:0009, общей площадью 1665547 был предоставлен в аренду ФГУП «РТРС».

По результатам межевания, проведенного в 2008 году, на кадастровый учет поставлен участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 общей площадью 1665547 кв.м, предоставленный РТРС на праве аренды (договор аренды с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области № АЗФ 79/1113 от 03.06.2009). Целевое использование: земли предприятий связи. Срок аренды земельного участка в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 от 15 марта 2013 к договору аренды составляет до 01 ноября 2039.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 04.02.2003, исключено 09.12.2012 из ЕГРЮЛ как не действующее юридическое лицо.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), являющееся заявителем по делу, зарегистрировано 18.05.2017, способ образования данного юридического лица – создание юридического лица.

Полагая себя правопреемником СНТ «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>), заявитель оспаривает результаты межевания, просит образовать из земель, государственная собственность на которую не разграничена, земельный участок площадью 41370 кв.м, признании за ним права безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок, обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить с заявителем договор безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд исходил из отсутствия доказательств предоставления земельного участка во владение и пользование заявителя в 1993 году уполномоченным представителем собственника земельного участка. Основания для признания заявителя преемником исключенного из ЕГРЮЛ СНТ «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>) судом не установлены. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 был предоставлен ФГУП «РТРС» для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов связи специального назначения, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «Город Екатеринбург» (утверждены Решением Екатеринбургской городской думы № 22/83 от 19.06.2018) земельный участок расположен в зоне СО-2 - Зона режимных объектов ограниченного доступа и не предназначен для ведения садоводства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Согласно разъяснениям п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) указано, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.

В свою очередь лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015).

В силу разъяснений п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) было установлены полномочия городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов на распоряжение землями в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов.

В ст. 73 Земельного кодекса РСФСР указано, что все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Генеральные планы (проекты планировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктов определяют основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.

К землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач (ст. 79 Земельного кодекса РСФСР).

Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно - строительных и гаражно - строительных кооперативов (ст. 80 Земельного кодекса РСФСР).

Правоотношения в области создания и функционирования садоводческих и садово-огородных товариществ были урегулированы Законом СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР".

Так в п. 3 ст. 11 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI указано, что кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов. Для государственной регистрации в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов кооперативом представляются устав и другие документы, перечень которых устанавливается Советами Министров союзных и автономных республик. Если кооператив создается при предприятии, организации или учреждении, для его регистрации требуется согласие данного предприятия, организации или учреждения. В случае, когда для деятельности кооператива требуется участок земли или другие природные ресурсы, для его регистрации необходимо согласие на их предоставление соответствующего государственного органа, землевладельца, землепользователя или первичного пользователя другими природными ресурсами.

Советы народных депутатов и другие государственные органы оказывают разнообразную помощь кооперативам: предоставляют им в установленном порядке землю, а также в аренду землю, производственные и иные помещения, оборудование, содействуют совершенствованию техники и технологии, рекламе их продукции (работ, услуг), способствуют выработке экономически эффективной структуры производства, предоставляют кооперативам различного рода льготы и преимущества (п. 2 ст. 30 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI).

В последующем был принят Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Согласно ст.ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель общего пользования в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).

Согласно ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными юридическим лицам, указанным во втором и в третьем абзацах настоящего пункта, должно быть осуществлено до 1 марта 2031 года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как верно установлено судом, решение Исполкома Свердловского горсовета об отводе земельного участка не принималось, акт на право пользования земельным участком для коллективного садоводства не выдавался.

Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 был предоставлен первоначально ГУП связи «Екатеринбургский радиоцентр» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта от 31 октября 1953 № 13749, затем ФГУП «РТРС» на праве аренды (договор аренды с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области № АЗФ 79/1113 от 03.06.2009) на срок до 01 ноября 2039 г.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, в частности предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Полномочия собственника федерального имущества, включая полномочия на распоряжение землей, реализует Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления заявителю на вещном праве земельного участка площадью 41370 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:9, для целей садоводства как в порядке, установленном Законом СССР от 26.05.1988 N 8998-XI, Земельным кодексом РСФСР, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, представленная истцом в материалы дела копия заявления садоводческого кооператива «Надежда» с резолюцией начальника Екатеринбургского радиоцентра ФИО2 «Разрешаю» таким доказательством не является, суд правомерно не усмотрел оснований для признания заявителя лицом, обладающим правом безвозмездного пользования земельным участком площадью 41370 кв.м. Нормы права, вопреки позиции апеллянта, применены судом правильно.

Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право уполномоченного органа принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при условии, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Учитывая, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «Город Екатеринбург» (утверждены Решением Екатеринбургской городской думы № 22/83 от 19.06.2018) земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 расположен в зоне СО-2 - Зона режимных объектов ограниченного доступа, спорный земельный участок не предназначен для ведения садоводства, заявитель не подтвердил свое право на испрашиваемый земельный участок, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований об образовании земельного участка площадью 41370 кв.м и заключении с заявителем договора безвозмездного пользования.

Поскольку заявитель не обладает вещными правами в отношении земельного участка площадью 41370 кв.м, не вправе требовать предоставления указанного земельного участка, процедура межевания проведена в соответствии с требованиями ст.ст. 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при этом оспаривание межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, где воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, оспаривание результатов межевания не повлечет возникновение прав заявителя на испрашиваемый земельный участок. Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказав иске.

Оставляя без удовлетворения требования заявителя о признании его правопреемником садоводческого некоммерческого товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>), суд обоснованно исходил из положений п. 1 ст. 61 ГК РФ, в силу которых ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Учитывая, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права, доказательств наделения заявителя земельным участком площадью 41370 кв.м для целей садоводства в установленном законом прядке не представлено, злоупотребление правом в действиях административных органов, под которым следует понимать очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения, что разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не установлено, оспаривание результатов межевания не повлечет возникновение у заявителя прав на землю, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного иска.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражный суд Свердловской области от 16 мая 2023 года по делу № А60-4456/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

О.Г. Дружинина

В.В. Семенов