ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7747/17-АК от 18.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2017-АК

г. Пермь

23 января 2018 года                                                   Дело № А60-356/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,

при участии:

от  заявителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 121 Федерального медико-биологического агентства России" (ИНН 6622000399, ОГРН 1026600787311) – Лежнин И.В., паспорт, доверенность от 18.12.2015;

от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052) – Лотоцкая О.Э., паспорт, доверенность от 09.01.2018;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 121 Федерального медико-биологического агентства России",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 18 сентября 2017 года

по делу № А60-356/2017, принятое судьей И.В. Хачевым

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 121 Федерального медико-биологического агентства России" (ИНН 6622000399, ОГРН 1026600787311)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства России" (далее – заявитель, МСЧ №121) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - Фонд, ТФОМС) о признании недействительным Акта от 29.09.2016 года, уточненного Сообщением о результатах рассмотрения возражений N 24-01-01/ 2767 от 27.10.2016 года в части пункта 1 требований акта проверки, пунктов 18, 19, 20, 28, 39, 45, 74 выводов Акта проверки (с учетом уточнения исковых требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2017 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Фондом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Фонд возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Кроме того, представитель заявителя уточнил заявленные требования, исключив вопрос о признании недействительным Акта от 29.09.2016 года, уточненного Сообщением о результатах рассмотрения возражений N 24-01-01/ 2767 от 27.10.2016 года в части пунктов 18, 19, 20, 28, 39, 45, 74 выводов  Акта проверки.

Представитель заинтересованного лица возражал против доводов  апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, на основании приказа должностными лицами ТФОМС Свердловской области проведена проверка использования средств ОМС, а также обеспечения прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, и защиты их прав, направленных в ФГБУЗ «МСЧ № 121 ФМБА России» за период с 01.04.2014 г. по 31.08.2016 г.

По результатам проверки составлен акт от 29.09.2016 года.

В указанной акте зафиксированы факты нецелевого использования учреждением средств ОМС в сумме 464 740 руб., израсходованных не в соответствии с программами обязательного медицинского страхования в результате приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу (аспиратор медицинский вакуумный ATMOS 042 NPWT/Vivano Тес с принадлежностями).

Посчитав данные выводы незаконными и нарушающими права учреждения, ФГБУЗ «МСЧ № 121 ФМБА России» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что оспариваемый акт соответствует действующему законодательству, расходы на покупку оборудования произведены в нарушение условий Тарифного соглашения по ОМС.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно пункту 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

Согласно п.п. 2, 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Медицинская организация является участником ОМС (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациям, структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".

Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, и на 2016 год утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, от 19.12.2015 N 1382 (далее - Программы).

На основе указанных программ постановлениями Правительства Свердловской области от 24.12.2013 N 1604-1111, от 24.12.2015 N 1195-ПП в Свердловской области были утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, и на 2016 год (далее - Территориальные программы).

Пунктом 4 главы 1 Территориальных программ определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются бюджетные ассигнования бюджета Свердловской области, средства местных бюджетов (в связи с наделением органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственным полномочием Свердловской области по организации оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Свердловской области), средства бюджета Фонда.

Пунктом 26 главы 6 Территориальной программы на 2014-2016 год и пунктами 21, 22 главы 3 Территориальной программы на 2016 год определено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества (за исключением расходов на капитальный ремонт), расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Тарифы на оплату медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Свердловской области, Фондом, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций).

Использование средств ОМС осуществляется медицинскими организациями на виды расходов, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенную настоящей Программой.

Согласно ст. 6.1. Тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области на 2015 и 2016 годы тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи по Программе ОМС по статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ): "Увеличение стоимости основных средств" (статья КОСГУ 310) - расходы медицинских организаций по оплате договоров на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу и сроком полезного использования более 12 месяцев (за исключением расходов на капитальное строительство, проектно-сметной документации для его проведения).

Согласно подп. 1 п. 18 гл. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 24.12.2013 N 1604-ПП финансовое обеспечение расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Свердловской области в рамках Программы на территории Свердловской области.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" также указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Одним из оснований для составления оспариваемого акта  от 29.09.2016 года в отношении  ФГБУЗ «МСЧ № 121 ФМБА России» послужил вывод Фонда  о том, что произведенные за счет средств территориальной программы ОМС расходы учреждения на приобретение основных средств на общую сумму 464 740 руб.  (аспиратора и серверного оборудования) являются нецелевым использованием указанных средств, поскольку положениями ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрены включаемые в тариф ОМС и возмещаемые медицинским организациям за счет средств ОМС расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, в то время как стоимость указанных основных средств, приобретенных учреждением, свыше 100 000 рублей за единицу.

Установив, что полученные в рамках территориальной программы ОМС Свердловской области средства были израсходованы учреждением на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, руководствуясь положениями Федерального закона N 326-ФЗ, условиями территориальной программы ОМС Свердловской области и тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области, суд первой инстанции поддержал позицию фонда, отказав в удовлетворении заявленного в данной части требования, признав нецелевым использованием учреждением средств ОМС на приобретение упомянутого оборудования.

Доводы заявителя  о том, что возмещению должны подлежать суммы, превышающие установленный лимит, отклоняются.

Расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленной ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением цели, - приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу является нецелевым использованием средств ОМС.

Такого понятия как "лимит тарифа на ОМС" или "лимит бюджетного обязательства" законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.

С учетом правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, принятых во исполнение данных норм программ, заключенного тарифного соглашения, учреждение не имело правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому, расходы на приобретение таких основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.

Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.04.2017 N 307-КГ16-17712.

При указанных обстоятельствах, акт от 29.09.2016 года, уточненный Сообщением о результатах рассмотрения возражений N 24-01-01/ 2767 от 27.10.2016 года в части пункта 1 требований акта проверки, является законным и обоснованным.

Все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства исследованы полно и всесторонне, им дана надлежащая оценка.

Решение суда первой инстанции в обжалуемой части  является законным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2017 года по делу № А60-356/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 121 Федерального медико-биологического агентства России" (ИНН 6622000399, ОГРН 1026600787311) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченную по платежному поручению от 18.10.2017 № 277530.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

В.Г.Голубцов

Н.М.Савельева