ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-77/2022-АК от 08.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-77/2022-АК

г. Пермь

08 февраля 2022 года Дело № А50-15591/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,

при участии представителя заинтересованного лица: Плотникова Л.Б. (паспорт, доверенность от 12.01.2022, диплом)

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, индивидуального предпринимателя Волосатых Валентины Павловны,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 02 декабря 2021 года

по делу № А50-15591/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя Волосатых Валентины Павловны (ОГРНИП 310591115300019, ИНН 591102737533)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117)

третье лицо: Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192),

о признании недействительным сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц от 21.01.2021 № 396536,

установил:

Индивидуальный предприниматель Волосатых Валентина Павловна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Волосатых В.П.,налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц от 21.01.2021 № 396536.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 01.10.2021 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - третье лицо, Министерство).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По доводам апелляционной жалобы, заявитель ссылается на неправомерноенаправление налоговым органом сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц от 21.01.2021 №396536, которым отказано в предоставлении налогоплательщикуза 2019 год налоговой льготы (освобождения от налоговых обязательств) по налогу на имущество физических лиц в отношении двух принадлежащих заявителю на праве собственности нежилых помещений. Полагает, что заявитель, применяющий упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ имел право наосвобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ), поскольку сведения о принадлежащих ему объектах недвижимости не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость,действующий на территории Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края на 2019 год. Выводы суда об обратном, материалами дела не подтверждаются.

Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы, в соответствии с которым, инспекция считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.

Заявитель, третье лицо, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствием для рассмотрения дела не является.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ИП Волосатых В.П. 20.01.2021 обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю с заявлением о предоставлении ей права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении нежилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности и используемых в предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением упрощенной системы налогообложения.

Инспекция направила в адрес предпринимателя сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы от 29.01.2021 № 39636 по основанию отсутствия льготы по налогу на имущество в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11, пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.

Не согласившись с полученным отказом, предприниматель обжаловала его в Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, которое решением от 08.04.2021 № 18-17/164 оставило жалобу Волосатых В.П. без удовлетворения.

Полагая, что отказ инспекции в предоставлении права на льготу не соответствует налоговому законодательству и нарушает его права, предприниматель обратился в суд с указанными выше требованиями.

Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из следующего.

Волосатых В.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).

Предпринимателю на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 59:03:0400045:7705 и 59:03:0400045:7680, которые расположены в здании по адресу: г.Березники, ул. Юбилейная, 1.

Данному зданию присвоен кадастровый номер 59:03:0400045:7396 (с 23.10.2019 - «архивный», в настоящее время - 59:03:0400045:7618).

Данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, а также информацией, представленной Пермским филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по запросу арбитражного суда (определение от 15.09.2021).

Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество для физических лиц являются здание, строение, сооружение, помещение.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Налог на имущество организаций введен на территории Пермского края Законом Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае».

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" Правительством Пермского края принято Постановление от 29.11.2018 № 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

В указанном Перечне (таблица 1) за номером 2972 поименовано здание, расположенное по адресу : г.Березники, ул. Юбилейная, 1, кадастровый номер 59:03:0400045:7396. При этом в примечании к Таблице 1 указано, что нежилые помещения, расположенные в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Постановление Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п в соответствующей части налогоплательщиком не обжаловано, действия по включению в указанный перечень рассматриваемого здания не оспорены.

Таким образом, в отношении данных помещений отсутствует основание для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку принадлежащие предпринимателю помещения являются объектами, включенными в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, то есть попадают под исключение, установленное пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным сообщения инспекции об отказе от предоставления налоговой льготы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не определена ставка налога, подлежащая применению в рассматриваемом случае, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку с учетом предмета и основания настоящего спора, установление ставки налога на имущество выходит за пределы заявленных требований

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нарушение судом при вынесении решения требований Арбитражного процессуального кодекса РФ, а именно несоответствие описательной и мотивировочных частей обстоятельствам дела, принимается судом апелляционной инстанции как обоснованная.

Однако, допущенное судом первой инстанции нарушение положений статьи 170 АПК РФ не повлекло принятие неверного по существу решения и в силу части 3 статьи 270 АПК РФ не является основанием для его отмены.

Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Нарушений норм материального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2021 года по делу № А50-15591/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Г.Н. Гулякова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова