ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-7838/2022-АК
г. Пермь
02 августа 2022 года Дело № А71-17149/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 мая 2022 года
по делу № А71-17149/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Обелиск" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: ФИО1,
о взыскании 190 015 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее – истец, ООО «Обелиск») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее – ответчик, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики») о взыскании 190 015 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 мая 2022 года исковые требования удовлетворены: с ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" в пользу ООО "Обелиск" взыскано 190 015 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников; а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 700 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что истец в подтверждение доводов на получение компенсации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лип, уволенных с военной службы» предоставляет копии договоров уступки требования, заключенных между гражданкой ФИО1 и ООО «Обелиск». Предметом указанных договоров является передача прав требования ФИО1 расходов, связанных с изготовлением и установкой памятников в пользу ООО «Обелиск». При этом, ни в одном из пунктов договоров или приложений к ним не указано, какими документами установлено право требования компенсации ритуальных услуг ФИО1 от имени родственников погибших. Поскольку материалы дела не содержат доказательств получения согласия ответчика на уступку права требования родственников погибших военнослужащих в пользу гражданки ФИО1 и, в последующем, в пользу ООО «Обелиск» договоры уступки требований, заключенные между ФИО1 и ООО «Обелиск», а также передача прав требований родственников погибших военнослужащих в пользу ФИО1 в соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ являются ничтожными сделками.
Отмечает, что в пакете документов по изготовлению памятников для ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представленных ООО «Обелиск», отсутствовали свидетельство о смерти, выданное органами записей актов гражданского состояния; справка о месте захоронения, документы, подтверждающие право на государственную гарантию по увековечиванию памяти защитника Отечества.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2021 году между истцом и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключены договоры подряда № 6 от 28.04.2021, № 75 от 23.07.2021, № 74 от 22.07.2021, № 77 от 22.06.2021, № 83 от 21.09.2021 (л.д. 11-12, 23, 33), по условиям которых истец изготовил и установил надгробные памятники, в том числе: участникам Великой отечественной войны ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
1. Факт оказания услуг истцом подтвержден в отношении ФИО6 - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника № 75 от 23.07.2021 (л.д. 11-12), актом приемки выполненных работ от 23.09.2021 (л.д. 10) и прейскурантом выполненных работ согласно договору (л.д. 18), договором цессии (уступки права требования) № 36 от 23.07.2021 (л.д. 13), квитанцией серии КР № 003257 от 23.09.2021 (л.д. 18).
Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО6 подтвержден справкой о захоронении МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" исх. № 26/08-12 от 17.12.2021 (л.д. 93), журналом регистрации умерших за период с 30.03.1995 по 19.08.1995 (л.д. 88-89), фотографиями места захоронения и установки памятника (л.д. 21), а также актами выполненных работ.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточкой награждения, следует, что ФИО6, является участником Великой Отечественной войны, награжден медалями "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.", а также награжден Орденом Отечественной войны II степени (л.д. 17).
2. Факт оказания услуг истцом подтвержден в отношении ФИО2 - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника № 74 от 22.07.2021 (л.д. 23), актом приемки выполненных работ от 23.09.2021 (л.д. 22) и прейскурантом выполненных работ согласно договору (л.д. 30), договором цессии (уступки права требования) № 35 от 22.07.2021 (л.д.24), квитанцией серии КР № 003256 от 23.09.2021 (л.д. 28).
Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО2 подтвержден справкой о захоронении МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" исх. № 27/08-12 от 17.12.2021 (л.д.87), журналом регистрации умерших за период с 02.01.1994 по 05.10.1994 (л.д. 91-92), фотографиями места захоронения и установки памятника (л.д. 31), а также актами выполненных работ.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, представленными в материалы дела копией военного билета серии АБ №743908 (л.д. 125), выпиской из удостоверениями участника войны (л.д. 126), справкой № 4/332 (л.д. 127), удостоверений о награждении (л.д. 131-132), списка участников Великой Отечественной войны по военному комиссариату Шалинского района на выдачу удостоверения участника войны № 1-17 (л.д.134), следует, что ФИО2 является участником Великой Отечественной войны, награжден медалями "70 лет Вооруженных сил СССР", "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.", а также награжден Орденом Отечественной войны II степени
3. Факт оказания услуг истцом подтвержден в отношении ФИО3 - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника № 6 от 28.04.2021 (л.д. 33), актом приемки выполненных работ от 16.10.2021 (л.д. 32) и прейскурантом выполненных работ согласно договору (л.д. 41), договором цессии (уступки прав требования) № 4 от 28.04.2021 (л.д. 34), квитанцией серии КР № 003196 от 16.10.2021 (л.д. 38).
Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО3 подтвержден справкой о захоронении Администрации муниципального образования "Перевозинское" исх. № 305 от 22.10.2021 (л.д. 42), фотографиями места захоронения (л.д. 43) и установки памятника, а также актами выполненных работ.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточкой награждения, следует, что ФИО3 является участником Великой Отечественной войны, награжден медалями "За отвагу", "Орден Славы III степени", а также награжден Орденом Отечественной войны I степени, (л.д.37).
4. Факт оказания услуг истцом подтвержден в отношении ФИО4 - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника № 77 от 22.06.2021, актом приемки выполненных работ от 24.09.2021, и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии (уступки прав требования) № 38 от 22.06.2021, квитанцией серии КР № 003255 от 24.09.2021.
Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО4 подтвержден справкой о захоронении МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" исх. № 28/08-12 от 17.12.2021 (л.д.90), журналом регистрации умерших за период с 03.05.1997 по 12.08.1997 (л.д.94), фотографиями места захоронения и установки памятника, а также актами выполненных работ.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточкой награждения, следует, что ФИО4 является участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны I степени, Орденом красной Звезды.
5. Факт оказания услуг истцом подтвержден в отношении ФИО5 - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника № 83 от 21.09.2021, актом приемки выполненных работ от 11.10.2021, и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии (уступки прав требования) № 43 от 21.09.2021, квитанцией серии КР № 003263 от 11.10.2021.
Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО5 подтвержден справкой о захоронении МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" исх. № 29/08-12 от 17.12.2021 (л.д. 84), журналом регистрации умерших за период с 10.06.1999 по 22.08.1999 (л.д. 85), фотографиями места захоронения и установки памятника, а также актами выполненных работ.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточкой награждения, следует, что ФИО5 является участником Великой Отечественной войны, награжден медалью "За боевые заслуги".
Как следует из обстоятельств дела, истец направил ответчику заявления с требованием о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробных памятников, ответчик расходы в указанном размере истцу не возместил.
Отказ ответчика в возмещении расходов, послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании 190 015 руб. расходов по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах).
Согласно статье 24 Закона о ветеранах погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В пункте 1 статьи 11 Закона о погребении предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона о погребении умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона о погребении).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Общество, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Закон о ветеранах и Закон о погребении не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
В соответствии с пунктом 35 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с пунктом 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка его действие распространяется на погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 38 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 39 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5).
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 № 5622/09, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что истцом понесены расходы на изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной Войны. Данные расходы подлежат возмещению военным комиссариатом с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих по каждому надгробному памятнику.
С учетом этого и принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны, понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела в том числе, договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями, фотографиями места захоронения и установки памятников участникам Великой Отечественной войны, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для возмещения понесенных истцом затрат отклоняется на основании следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов настоящего дела, переход прав к истцу от заказчика работ осуществлен на основании договоров цессии № 36 от 23.07.2021, № 35 от 22.07.2021, № 4 от 28.04.2021, № 38 от 22.06.2021, № 43 от 21.09.2021.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятника было направлено истцом Военному комиссариату Удмуртской Республики.
Уступка права (требования) кредитора является одной из форм перемены лиц в обязательстве, влечет за собой переход прав кредитора к другому лицу и, как следствие, материальное и процессуальное правопреемство.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора уступки стороны действовали исключительно с намерением причинить вред другому лицу, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций учреждением не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 АПК РФ).
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о наличии, как у истца, так и у ФИО1 в связи с заключением договоров уступки права требования корыстной, противоправной цели, в материалах дела также не имеется.
Указанные договоры уступки права требования в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Из системного анализа статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах» и пункта 39 Приказа Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 следует, что правоотношения, связанные с возмещением (оплатой) расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ, возникают с момента фактического изготовления и установки памятника на месте захоронения участника ВОВ.
ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являлись участниками Великой Отечественной войны, а, следовательно, в силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ имеют право на увековечивание памяти за счет средств государства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных в материалы дело фотографий, ответчиком не опровергнутых и не оспоренных, исходя из системного анализа приведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что, истец, понесший расходы по изготовлению и установке надгробных памятников, имеет право на возмещение данных расходов.
Размер и исполнение истцом обязательств по договорам подряда подтвержден материалами дела, следовательно, задолженность ответчика по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников с учетом установленных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 № 460 норм составляет 190 015 руб. по договорам подряда, представленным в дело.
На основании вышеизложенного, апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласился.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 мая 2022 года по делу № А71-17149/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Судьи
И.В. Борзенкова
Е.В. Васильева
Ю.В. Шаламова