ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-7849/2023-АК
г. Пермь
26 июля 2023 года Дело № А60-8121/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В, Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы «Картотека арбитражных дел»:
от заинтересованного лица: ФИО1, паспорт, доверенность № 6 от 09.01.2023, диплом;
от заявителя: представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Издательство Татлин»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июня 2023 года
по делу № А60-8121/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Издательство Татлин» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Екатеринбургской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления от 06.02.2023 № 10502000-92/2023,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ТАТЛИН» (далее – заявитель, ООО «Издательство ТАТЛИН», Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.02.2023 № 10502000-92/2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель, не оспаривая состав вменного правонарушения, приводит доводы о том, что нарушение указанного срока не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Полагает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным. По мнению заявителя, в данном случае имеет место несоответствие наказания тяжести совершенного правонарушения.
Таможенным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по существу которого заинтересованное лицо не согласно с аргументами апеллянта, находя их несостоятельными; просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции, указанное ходатайство судом одобрено.
Судом обеспечена техническая возможность подключения сторон для участия в судебном заседании посредством веб-конференции. По причине технических неполадок со стороны сервиса ПК «Электронное правосудие» судом, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 26.07.2023.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же лицом.
После перерыва, в ходе судебного разбирательства, представитель таможенного орган возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Екатеринбургской таможни от 06.02.2023 № 10502000-92/2023 ООО «Издательство ТАТЛИН» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с решением, принятым заинтересованным лицом и считая, что указанным постановлением нарушены его законные права и интересы, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соблюдении порядка, срока привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствие со статьей 276 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
В соответствии с частью 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В частности, порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19,06,2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015г. № 1329» (далее - Постановление).
Согласно пункту 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением (далее - Правила), «российское лицо» обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Согласно пункту 8 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка или получение товаров.
Согласно пункту 10 Правил, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Как установлено судами следует из материалов дела, в сентябре 2022 ФИО2 (Покупатель, Киргизия) в интернет - магазине приобрела товар у ООО «Издательство ТАТЛИН» (Продавец, Россия).
В ходе исполнения обязанности в сентябре 2022г. продавец в соответствии с товарной накладной № УТ-1560 от 14.09.2022 отгрузил товар Покупателю товар - книга, код ТН ВЭД ЕАЭС 4901990000 на сумму 2940 рублей, вес нетто товара 2,3 кг.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 Российская Федерация и Республика Армения являются государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и сторонами Договора.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (Приложение № 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».
ООО «Издательство ТАТЛИН» в срок не позднее 14.10.2022 обязано было представить в Екатеринбургскую таможню статистическую форму учета перемещения товара, отгруженного в сентябре 2022г.
26.10.2022 Обществом по электронным каналам связи в электронном виде с применением электронной подписи посредством сети Интернет подана статистическая форма учета перемещения товаров, системный номер ED20221026103412704.
Таким образом, статистическая форма представлена с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил, а именно по истечении 12 календарных дней, со дня окончания срока представления статистической формы в таможенный орган.
Согласно сведениям, содержащимся в федеральной базе данных КПС «Правоохрана-АП», ООО «Издательство ТАТЛИН» ранее привлечено к административной ответственности: по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (дело № 10502000-1010/2022, 10502000-1011/2022), о чем вынесены постановления Екатеринбургской таможней от 22.06.2022, вступившие в законную силу 26.07.2022 (дата исполнения 22.06.2022).
Указанные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушений исследован таможенным органом при рассмотрении дел об административных правонарушениях, соответствующие выводы отражены в постановлениях.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер для соблюдения срока представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемые постановления вынесены в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб., что соответствует санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Заявитель жалобы повторно настаивает на наличии основании для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», а также в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Суд должен исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Кроме того, применение критерия малозначительности для освобождения лица от административной ответственности в силу той же нормы КоАП РФ является правом, а не обязанностью соответствующего органа.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров.
То есть, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной, социальной опасности правонарушения, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, при этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не столько в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, сколько в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В данном случае Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному представлению в таможенный орган статистических форм. Равно, как и не представлено доказательств отсутствия у совершенного правонарушения существенной угрозы охраняемым отношениям.
Лицо не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей возложенных законодательством РФ о таможенном деле.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным. Допущенное обществом правонарушение посягает на экономическую безопасность государства.
Совершенное заявителем правонарушение посягает напрямую на интересы государства, так как искажает статистику взаимной торговли и с учетом повторности совершения аналогичного административного правонарушения, свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовой обязанности, что указывает на существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в данном случае.
Несвоевременное представление статистической формы, препятствует достижению целей статистики взаимной торговли, направленных на обеспечение полного и достоверного учета данных во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов Евразийского экономического союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики.
Факт представления ООО «Издательство ТАТЛИН» статистической формы учета перемещения товаров таможенному органу, после истечения установленного срока, следует оценивать лишь как действие, направленное на исполнение установленной законом обязанности после совершения правонарушения.
Таким образом, как справедливо указал суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оснований для применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение также не имеется.
Как подтверждено материалами дела, общество в 2022 году неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, однако цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений не достигнута.
Вопреки позиции заявителя, по убеждению апелляционного суда мера административного наказания (административный штраф) согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует тяжести совершенного административного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и решения.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная заявителем государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2023 года по делу № А60-8121/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Издательство Татлин» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 22.06.2023 № 237 госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Е.В. Васильева
В.Н. Якушев