ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 9 /2022-АК
г. Пермь
05 августа 2022 года Дело № А60-9117/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судейВасильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии:
представителя заявителя, Рудометовой Ю.С., паспорт, действующей по доверенности от 31.01.2020, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2022 года
по делу № А60-9117/2022
по заявлению акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская эксплуатационная служба» (ИНН 6686037411, ОГРН 1136686033780)
о признании недействительным п. 1 предписания от 07.12.2021 № 29-09-41-128,
установил:
Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее - ОАО «Энергосбыт Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным п. 1 предписания от 07.12.2021 № 29-09-41-128.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская эксплуатационная служба».
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2022 года в удовлетворении требований акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о признании недействительным п. 1 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области от 07.12.2021 № 29-09-41-128 отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что вынесенное предписание является неисполнимым, т.к. общедомовые приборы учета установлены сетевой организацией и являются расчетными. Многоквартирный дом по адресу: Екатеринбург, ул. Подгорная, д.6 согласно техническому паспорту является общежитием, соответственно расчет производится по п.п.51,50 Правил.
Полагает, предписание №№ 29-09-41-128 от 07.12.2021 обязывающее Общество пересчитать начисления по нормативам также нарушает права управляющей компании ООО УК «ГЭС», т.к. сторнированные объемы необоснованно будут предъявлены управляющей компании.
Департамент представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда считает законным и обоснованным, считает необходимым в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать, признать законным решение Арбитражного суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2022, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Заинтересованное лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, департаментом ГЖИСН по обращению гражданина в отношении общества «ЭнергосбыТ Плюс» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что общество «ЭнергосбыТ Плюс» в нарушение действующего законодательства произвело в платежном документе за сентябрь 2021 года начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения в жилом помещении (комн. 26) многоквартирного дома № 6 по ул. Подгорная в г. Екатеринбурге, не оборудованном индивидуальным и (или) общеквартирным прибором учета электрической энергии исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии и количества проживающих/зарегистрированных в многоквартирном доме граждан.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.12.2021 № 29-09-40-128 и вынесено предписание от 07.12.2021 № 29-09-41-128, в соответствии с которым обществу «ЭнергосбыТ Плюс» предписано в срок до 07.02.2022 обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную в жилом помещении (комн. 26) многоквартирного дома № 6 по ул. Подгорная в г. Екатеринбурге, не оборудованном индивидуальным и (или) общеквартирным прибором учета электрической энергии исходя из установленного норматива потребления электрической энергии.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения не находит.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из требований статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользования помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, вступившими в силу с 01.09.2012 (далее - Правила № 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В пункте 40 Правил № 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с абзц. 4 п. 42 Правил № 354 в предусмотренных п. 80(1) Правил № 354 случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию, повышающие плату коэффициенты не применяются.
В силу пункта 50 названных Правил расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Между тем, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
При этом объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354: то есть при наличии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета - по показаниям такого прибора, при его отсутствии - по нормативу потребления.
В силу п.51 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Жилищным законодательством установлены понятия «квартиры» и «комнаты». В силу ч.3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.4 ст. 16 ЖК РФ).
Судом установлено, что нормативный объем электрической энергии, подлежащий оплате указанным потребителем за коммунальную услугу по электроснабжению, составляет 192 кВтч в месяц.
Однако обществом «ЭнергосбыТ Плюс» потребителю к оплате предъявлен следующий объем: 417,5 кВтч в месяц за дневное электропотребление, 165,42 кВтч в месяц за ночное электропотребление.
Соответственно, данные объемы рассчитаны обществом «ЭнергосбыТ Плюс» не в соответствии с п. 42 Правил № 354.
Общество «ЭнергосбыТ Плюс» указывает на то, что для расчета платы за электроэнергию потребителю применены положения п. 50 и 51 Правил № 354.
Однако данные положения применены без учета требований п. 42 Правил № 354.
Административный орган при проведении проверки произвел анализ применения Обществом формулы 7 при исчислении размера платы за коммунальную услугу «электроснабжение» и пришел к выводу о том, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» использует неверную расшифровку показателя Vi, то есть формулировку, не предусмотренную в данной формуле Правилами № 354.
Для расчета платы применению подлежит объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии с п. 42 Правил № 354.
Общество «ЭнергосбыТ Плюс» интерпретирует формулу таким образом, что для показателя Vi объемы, зафиксированные общедомовым прибором учета электрической энергии, расцениваются в качестве объемов, потребленных в коммунальной квартире.
Однако приравнивание общедомового прибор учета электрической энергии к общему (квартирному) прибору учета электрической энергии Правила № 354 не предусматривают.
Соответственно, примененный обществом «ЭнергосбыТ Плюс» порядок расчета платы за электроэнергию указанному потребителю является произвольным и не предусмотренным Правилами № 354.
Как верно указано судом первой инстанции приравнивание для расчета платы по формуле 7 коллективного (общедомового) прибора учета к общему (квартирному) прибору учета позволяет весь объем, зафиксированный таким прибором, предъявить потребителям в качестве коммунальной услуги в виде индивидуального потребления электроэнергии.
Однако поступающий в многоквартирный дом (общежитие) коммунальный ресурс предназначен не только для оказания коммунальной услуги в виде индивидуального потребления электроэнергии, но и для оказания жилищной услуги по предоставлению электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 2 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации разграничивает жилищные услуги по предоставлению коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с коммунальными услугами.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме, является управляющая организация.
Соответственно, жилищная услуга по предоставлению коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, по смыслу жилищного законодательства оказывается потребителям управляющей организацией. Следовательно, такая услуга подлежит оплате со стороны потребителей управляющей организации, которая при данном механизме правоотношений должна такую плату внести ресурсоснабжающей организации.
В силу п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Исходя из положений п. 40 Правил № 354 начисление платы коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, невозможно в качестве коммунальной услуги в случае, когда в многоквартирном доме способ управления выбран и реализован.
Из указанного следует, что оплата коммунальных ресурсов, затраченных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме не может вносится потребителем в адрес ресурсоснабжающей организации, а размер платы за такие ресурсы подлежит расчету отдельно от платы за коммунальные услуги.
Таким образом, приравнивание для расчета платы по формуле 7 коллективного (общедомового) прибора учета к общему (квартирному) прибору учета недопустимо.
Учитывая изложенное, в соответствии с формулой 7 объем потребленной электроэнергии в качестве коммунальной услуги подлежит определению согласно п. 42 Правил № 354, то есть исходя из нормативного объема в связи с отсутствием у потребителя общего (квартирного) прибора учета электроэнергии.
Факт несоблюдения заявителем требований п. 42 Правил № 354 установлен Департаментом в ходе проверки, подтвержден материалами дела и заявителем документально не опровергнут.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал правомерными изложенные в п. 1.1 оспариваемого предписания требования обеспечить соблюдения порядка начисления платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную в жилом помещении (ком.26) многоквартирного дома № 6 по ул. Подгорная в г. Екатеринбурге, не оборудованном индивидуальным и (или) общеквартирным прибором учета электрической энергии исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии и количества проживающих/зарегистрированных в многоквартирном доме граждан.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным п.1.1 оспариваемого предписания.
Общество в жалобе ссылается также на неисполнимость предписания.
Между тем, оспариваемое предписание содержит требование об устранении установленных нарушений, ссылку на пункты и статьи нормативного правового акта Российской Федерации, которые были нарушены; срок, установленный для его исполнения.
При этом способ исполнения предписания определяется юридическим лицом самостоятельно. Указание в предписании на совершение конкретных мер для его исполнения может повлиять на права и законные интересы лица, которому оно выдано. Предписание не должно определять характер необходимых действий проверяемого лица. К тому же, законом не запрещено в случае неясности обратиться в контролирующий орган за разъяснением возникшего вопроса.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных норм права, содержания оспариваемого предписания и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов обоснованными.
При вышеизложенных обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении его требований, в связи с чем оснований для отмены решения суда, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2022 года по делу № А60-9117/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий Судьи | И.В. Борзенкова Е.В. Васильева Г.Н. Гулякова |