СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-787/2018-АК
г. Пермь
26 февраля 2018 года Дело № А71-15017/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 декабря 2017 года по делу № А71-15017/2017,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - заявитель, ООО "УКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации Устиновского района города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия) от 24.08.2017 № 432 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2017 (резолютивная часть объявлена 13.12.2017) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суд отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии вины в совершении правонарушения; обращает внимание суда, что материалами дела не подтверждается проведение обществом земляных работ на газоне возле здания Отдела полиции по ул. Петрова, 27, места разрытия на топосъемке не совпадают с местом, зафиксированным административным органом как место производства земляных работ.
Отзыв на жалобу заинтересованным лицом не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.06.2016 ООО «УКС» получено разрешение на производство земляных работ № 1168 по текущему ремонту теплотрассы между ЦТП «Пластмасс» и жилым домом № 27а по ул. Петрова в г. Ижевске, с благоустройством территории в срок с 15.06.2016 по 15.08.2016; в последующем разрешение продлено до 06.06.2017.
20.07.2017 членом административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска установлен факт нарушения порядка проведения ООО «УКС» земляных работ, предусмотренного Правилами благоустройства города Ижевска, по адресу: <...>, а именно: не соблюдены требования к виду, форме либо размерам ограждений, отсутствуют защитные ограждения с учетом требований СНиП 12-03-2001, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.07.2001 № 80, отсутствуют сплошные, устойчивые и надежные ограждения по всему участку производства работ, что создает угрозу попадания посторонних лиц на место проведения земляных работ, отсутствуют информационные шиты (таблички) с указанием наименования заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) от 20.07.2017 (с фототаблицей, схемой).
28.07.2017 по факту нарушения Правил благоустройства города Ижевска административной комиссии в отсутствие представителя ООО «УКС», извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении №18УР1701166.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.08.2017 получено ООО «УКС» 23.08.2017, о чем имеется отметка на копии определения.
24.08.2017 административной комиссией вынесено постановление № 432 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 16000 рублей (с учетом определения об исправлении описки (опечатки) от 04.12.2017).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о доказанности состава правонарушения в действиях общества, оспариваемое постановление признал законным и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, коллегия апелляционного суда приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" нарушение порядка проведения земляных работ, установленного муниципальными правовыми актами, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: производство земляных работ на участках территорий общего пользования, связанных со вскрытием грунта и нарушением благоустройства (первичного вида) территории, без разрешения на проведение земляных работ или с нарушением сроков, установленных в указанном разрешении либо в графике проведения земляных работ или ином документе, связанном с их проведением, которые выдаются уполномоченным органом местного самоуправления; несоблюдение требований к виду, форме либо размерам ограждений места производства земляных работ; необеспечение свободных и безопасных подходов и подъездов к жилым домам и другим объектам, заваливание грунтом пешеходных проходов и проезжей части с твердым покрытием, детских площадок при производстве земляных работ; невосстановление благоустройства территории после проведения земляных работ в установленные сроки; нарушение порядка закрытия разрешения на земляные работы, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии Правилами благоустройства города Ижевска, утвержденными решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 №308 (далее - Правила благоустройства) земляные работы (за исключением работ, проводимых в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации), производятся при условии получения разрешения на земляные работы (пункт 7.1).
При аварийных работах юридическим и физическим лицам разрешается приступать к проведению земляных работ после извещения диспетчерской службы Администрации города Ижевска по телефону <***>, землепользователя и вызова на место аварии представителей организаций, эксплуатирующих прилегающие инженерные сооружения, сети. Оформление разрешения юридическими и физическими лицами осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента начала аварийных работ (пункт 7.1 Правил благоустройства).
В силу п. 7.3.6 Правил благоустройства запрещается производство земляных работ без оформления разрешения на проведение земляных работ, за исключением случаев выполнения аварийных работ в течение 5 рабочих дней с момента их начала.
Согласно п. 7.3.9 Правил благоустройства до начала производства земляных работ Заказчик обязан обеспечить ограждение места производства работ защитными ограждениями с учетом требований раздела 6 СНиП 12-03-2001, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 23.08.2001 № 80. В темное время суток ограждение обозначается красными сигнальными фонарями. Ограждение выполняется сплошным, устойчивым и надежным, предотвращающим попадание посторонних на место проведения земляных работ; установить на ограждении информационные щиты (таблички) с указанием наименования Заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ.
В соответствии с пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001" конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Материалами дела, в том числе актом осмотра от 20.07.2017, протоколом об административном правонарушении № 18УР1701166, подтверждается нарушение ООО «УКС» Правил благоустройства, выразившееся в не соблюдении требований к виду, форме и размерам ограждений места производства земляных работ, отсутствии информационных щитов (табличек) с указанием наименования заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ.
Указанные действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».
Доводы апеллянта о недоказанности события правонарушения, поскольку место разрытия на топосьемке к разрешению № 1168 не совпадает с местом, зафиксированным административным органом как место производства земляных работ, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Судом установлено, что участок, на котором обнаружено нарушение, находится на участке теплотрассы, ремонт которой осуществлял заявитель на основании вышеуказанного разрешений; материалами административного дела подтверждается проведение именно земляных работ, а не провал грунта, на чем настаивает заявитель.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Наказание в виде административного штрафа в размере 16 000 руб. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 11.3 Закона № 57-РЗ, с учетом обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение однородного административного правонарушения).
Материалы дела свидетельствуют о том, что существенных процессуальных нарушений закона административной комиссией не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Отказ суда в удовлетворении требований является правомерным.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2017 года по делу № А71-15017/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.Х.Риб
Судьи
Н.В. Варакса
Е.М. Трефилова