ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-7905/2022-ГК
г. Пермь
08 августа 2022года Дело № А71-15973/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Гладких Д.Ю., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца - публичного акционерного общества «Т Плюс» Московская область в лице филиала «Удмуртский» публичного акционерного общества «Т Плюс», ответчика – ООО «Городская Управляющая Компания»
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 03 июня 2022 года
по делу № А71-15973/2021
по иску публичного акционерного общества «Т Плюс» Московская область в лице филиала «Удмуртский» публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН<***> ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по договору теплоснабжения,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (далее - ООО "Городская УК") о взыскании 8 401 003 руб. 58 коп. долга по договору теплоснабжения N К2531 от 21.03.2016 за период январь-ноябрь 2021 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2022 года (резолютивная часть от 31.05.2022) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обратились в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец в апелляционной жалобе указал, что государственной пошлина по иску должна быть взыскана в полном объеме с ответчика.
Ответчик также обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит решение первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований на сумму 1 483 057 руб. 01 коп.
Ответчик в своей апелляционной жалобе оспаривает расчет истца, указывает на то, что истец должен осуществлять "досчет" с учетом температуры наружного воздуха в расчетном периоде, согласно требованиям, изложенным в Правилах N 1034 пункты 115 и 118; утверждает, что истец данные требования не исполняет; в своих расчетах использует среднесуточный показатель поставленных Гкал за период работы ОДПУ и досчитывает оставшиеся дни расчетного периода.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика, согласно которому истец приводит подробные пояснения по своему расчету, указывает на то, что разногласия имеют место, поскольку истец исходя из того, что ОДПУ в спорных МКД работали в нештатном режиме в течение определенного периода времени (до 15 суток), применяет в своем расчете формулу п. 61 Методики 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме (раздел VIII), ответчик использует п. 70 Методики, предусматривающий формулу определения среднесуточного количества тепловой энергии с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха, что истец считает неверным, поскольку вопреки доводам ответчика, положения раздела VIII Методики, в котором расположен п. 70, регулирует порядок определения объема теплопотребления объекта, когда ОДПУ не работает в течение расчетного периода; ссылается на судебную практику; возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
До проведения судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство истца об отказе от апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Рассмотрев ходатайство истца, арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает препятствий для принятия отказа лица, подавшего апелляционную жалобу, от этой апелляционной жалобы. Полномочия лица, заявившего соответствующее ходатайство, проверены судом апелляционной инстанции.
Возражений на отказ от апелляционной жалобы не поступило.
С учетом того, что отказ истца от апелляционной жалобы не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав, отказ от апелляционной жалобы принят арбитражным апелляционным судом.
На основании изложенного, производство по апелляционной жалобе истца подлежит прекращению в соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в спорный период между сторонами заключен договор теплоснабжения № К2531 от 21.03.2016 в редакции Решения Арбитражного суда Московской области от 11.10.2017 по делу А41-44405/2016, Постановления десятого Арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 года (далее – договор).
Пунктом 1.1 договора сторонами предусмотрено, что, теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Ответчик является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в договоре (Приложение № 1), коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 Договора).
Согласно пункту 7.1 Договора (в редакции, утвержденной судом), договор вступает в силу с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2.3.2 договора (в редакции, утвержденной судом), на потребителя возложена обязанность оплачивать тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) в соответствии с разделом 4 договора.
В соответствии с пунктом 4.5 договора (в редакции, утвержденной судом), оплата за тепловую энергию производится потребителем в адрес теплоснабжающей организации до 15-ого числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
ПАО «Т Плюс» во исполнение условий договора К2531 от 21.03.2016 в период январь - ноябрь 2021 года поставило в адрес ООО «ГУК» тепловую энергию, предъявив последнему к оплате счета-фактуры, которые последним не оплачены.
Согласно расчету истца (с учетом объединения дел) задолженность ООО «Городская УК» перед ПАО «Т Плюс» за переданную тепловую энергию составила 8 401 003 руб. 58 коп. за период январь – ноябрь 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании долга.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности, отклонив возражения ответчика по иску, в том числе приводимые в апелляционной жалобе.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика и отзыва истца на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) решения суда не имеется, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
В силу статьи 548 правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539- 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ООО «Городская УК» в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ПАО «Т Плюс», тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 603), вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления № 603).
Кроме того, указанным Постановлением № 603 внесены изменения в Правила № 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе названные Правила дополнены пунктом 25.1.
Пунктом 25.1 Правил № 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Помимо этого, Постановлением № 603 в Правила № 354 внесен пункт 42(2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения № 2 к Правилам № 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил № 124 (подпункт «а» пункта 25(1) Правил № 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения № 1 к Правилам № 306 (подпункты «б», «в» пункта 25.1 Правил № 124).
Таким образом, Правила № 124 и Правила № 354 указывают на обязательность расчета объема теплопотребления исходя из среднемесячного объема теплопотребления за прошедший год с проведением корректировки 1 раз в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Принимая во внимание изложенное, в случае, если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода; по истечении календарного года начисленная стоимость тепловой энергии подлежит корректировке.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В связи с установлением порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года – 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, истец правомерно предъявлял ответчику за поставленную тепловую энергию плату ежемесячно равными долями в течение года.
В силу пункта 25(1) Правил № 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Согласно формуле 2(1) приложения № 2 к Правилам № 354 Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1):
Pi = Si x (NT x K) x TT,
где:
Si - общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году;
TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 приложения № 2 к Правилам № 354, Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
д
S x (V - SUM V )
i i т
P = (V + -------------------) x Т ,
i i об
S
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
При этом пункт 6(1) Приложения № 2 к Правилам № 354 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1):
где:
S
i
P = P x ---- - P
i k.пр S fn.i
об
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета – из нормативов потребления;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.
С учетом изложенного, корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что многоквартирные дома, находящиеся в обслуживании ответчика, оборудованы ОДПУ.
Таким образом, взыскиваемая в 2021 году задолженность подлежала корректировке и определению не исходя из 1/12 годового потребления, а на основании фактического объема потребленной ООО «Городская УК» тепловой энергии за указанный год, определенного по ОДПУ, и произведенных в этот же период платежей.
Предметом исковых требований по настоящему делу является задолженность ООО «Городская УК» перед обществом «Т Плюс» за поставленную в 2021 году тепловую энергию (отопление) в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, а при отсутствии в МКД ОДПУ исходя из утвержденного норматива потребления.
Вопреки доводам ответчика, положения Правил № 124 и Правил № 354 устанавливают, что объем годового потребления тепловой энергии для МКД определяется исходя из норматива потребления с коэффициентом периодичности только для МКД, не оборудованных ОДПУ, при этом внесение платы предполагается равномерным в течение всего календарного года без последующей корректировки по итогам года.
В случае наличия в МКД ОДПУ подпункты в(1) и в(3) пункта 21, подпункты а) и б) пункта 25 Правил № 124 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6(1) Приложения № 1 устанавливают, что расчет объема фактического теплопотребления для определения размера корректировки по итогам года производится исключительно с применением норматива потребления для отопления, утвержденного Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике», которым определено, что количество календарных месяцев, в том числе неполных, отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, равно 8 месяцев (пункт 2.1).
Применение указанного норматива императивно определено законодателем для определения объема фактического объема теплопотребления в течение отопительного периода. Постановление Правительства УР от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению» не изменяет утвержденный норматив потребления и порядок определения объема годового потребления тепловой энергии МКД, а лишь устанавливает порядок оплаты населением оказанной коммунальной услуги, являясь по своей сути одной из мер социальной поддержки.
Контррасчет ответчика в отношении МКД, в которых в исковой период отсутствовали показания ОДПУ либо ОДПУ вышел из строя, произведен исходя из норматива потребления на отопление, в связи с чем, возражения ответчика в указанной части подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Разногласия сторон в этой части по МКД № 45 ул. Демократическая между сторонами урегулированы, в связи с чем истец соответственно уменьшил сумму исковых требований, что не оспаривается
Не урегулированными также остались разногласия сторон относительно определения объема теплопотребления МКД, оборудованных ОДПУ при отсутствии показаний менее чем за 15 суток месяца (ул. 10 лет Октября, 43, ул. 30 лет Победы, 15а, ул. Молодежная, 27, 56, 93, ул. Союзная, 7,21).
Согласно представленному контррасчету ответчика, сумма исковых требований по данному доводу подлежит уменьшению на 729134 руб. 47 коп. за период январь-июнь 2021 года и 753922 руб. 54 коп. за период июль-ноябрь 2021 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета.
При этом расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, а также при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Согласно подпункту «а» пункта 7 Приказа Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Методика № 99/пр) определено, что для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяется, в частности, приборный метод, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
Как установлено судом, в спорных МКД на границе находятся приборы учета тепловой энергии; ОДПУ допущены к работе, следовательно, соответствуют требованиям, предъявляемым к приборам учета.
В связи с чем применение норматива потребления в период работы ОДПУ противоречит положениям Правил № 124 и Правил № 354.
Согласно данным ПАО «Т Плюс» наработка часов в части МКД в месяц составляет менее 360 часов. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При этом по смыслу подпункта «б» пункта 7 Методики № 99/пр расчетный метод коммерческого учета предназначен для применения в случаях отсутствия приборов учета, а также в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме.
Согласно пункту 118 Правил № 1034 при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.
Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой № 99/пр (пункт 114 Правил № 1034).
Формула определения среднесуточного количества тепловой энергии с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха предусмотрена пунктом 70 Методики.
ПАО «Т Плюс» в целях определения объема фактически полученной ответчиком тепловой энергии за 2021 год, с учетом положений пункта 118 Постановления № 1034 и изложенных обстоятельств, определил объем фактически поставленных энергоресурсов с учетом неполного расчетного периода на основании пункта 61 Методики № 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме по формуле (7.4):
Q
И
Q = --- T
корр T НШ , Гкал, (7.4)
РАБ
где: - рассчитанное теплосчетчиком в штатном режиме количество тепловой энергии в течение интервалов , и , Гкал;
- время нормальной работы теплосчетчика в штатном режиме, ч;
- суммарное время действия нештатных ситуаций, ч;
По мнению суда апелляционной инстанции, применение истцом в расчетах оспариваемой ответчиком методики не противоречит положениям Правил № 124 и Правил № 354 о том, что объем теплопотребления МКД определяется с учетом показаний ОДПУ.
Разногласия в объемах между сторонами происходит из-за применения различных методик расчетов, ООО «Городская УК», определяя среднесуточный расход тепловой энергии приводит ее к температуре наружного воздуха (п.70 Методики 99/пр).
Между тем, как обоснованно возражает истец, пункт 118 Правил № 1034 является по своей сути отсылочным, а сама формула определения объема теплопотребления применительно к спорной ситуации, установлена в пункте 61 Методики № 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме.
Поскольку ОДПУ в спорных МКД работали в нештатном режиме в течение определенного периода времени (до 15 суток) истец правомерно руководствовался положениями раздела VII, при том, что последующая «забраковка» ОДПУ не произведена.
Вопреки доводам ответчика положения раздела VIII Методики № 99/пр регулирует порядок определения объема теплопотребления объекта, когда УУТЭ не работает в течение расчетного периода.
Таким образом, расчет объемов потребления, произведенный ПАО «Т Плюс» на основании показаний работоспособных и принятых к коммерческому учету приборов учета, соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие со стороны ответчика необходимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг теплоснабжения ненадлежащего качества, правовых основания для принятия возражений ответчика относительно снижения размер платы за тепловую энергию за спорный период у суда не имеется.
Таким образом, вопреки утверждению ответчика, расчет объемов потребления, произведенный истцом на основании показаний работоспособных и принятых к коммерческому учету приборов учета, соответствует требованиям действующего законодательства, изложенные в апелляционной жалобе возражения ответчика по расчету истца, являются необоснованными и подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства исследованы и им дана надлежащая оценка согласно ст. 71 АПК РФ; решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе ответчика доводам отсутствуют.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 265-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ истца – публичного акционерного общества «Т Плюс» от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2022 года по делу №А71-15973/2021.
Производство по апелляционной жалобе ПАО «Т Плюс» прекратить.
Вернуть ПАО «Т Плюс»» из федерального бюджета 3 000 рублей госпошлины, уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению №3183 от 22.03.2022.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2022 года по делу №А71-15973/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика, ООО «Городская Управляющая Компания», - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Судьи
А.Н. Лихачева
Д.Ю. Гладких
Н.А. Гребенкина