ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8032/2022-АК от 03.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8032/2022-АК

г. Пермь

04 августа 2022 года Дело № А60-6397/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судейБорзенковой И.В., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от заявителя ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (ИНН 6665002150, ОГРН 1026600930707) – Епишкина О.В., паспорт, доверенность от 30.11.2021, диплом; Гайнутдинов В.Р., паспорт, доверенность от 11.07.2022;

от заинтересованного лица Правительства Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444) – Ануфриев А.А., служебное удостоверение, доверенность от 23.12.2019, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Правительства Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2022 года

по делу № А60-6397/2022,

принятое судьей Ивановой С.О.

по заявлению ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод»

кПравительству Свердловской области

о признании недействительным распоряжения от 16.12.2021 № 726-РП,

установил:

ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (далее – заявитель, общество, ОАО «КУМЗ») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Правительство СО) о признании недействительным распоряжения от 16.12.2021 № 726-РП.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2022 заявленные требования удовлетворены: распоряжение Правительства СО от 16.12.2021 № 726-РП признано незаконным. В порядке распределения судебных расходов с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заинтересованное лицо настаивает на том, что выводы, изложенные в решении, являются неверными, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, судом не правильно истолкован закон. Вывод суда о постановке на баланс «Прокатного комплекса» (приоритетного инвестиционного проекта как сложной вещи) 31.12.2018 фактически допускает ситуацию, при которой пятилетняя налоговая льгота по всем созданным в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта объектам может исчисляться с 31.12.2018, а не с даты постановки на баланс каждого из объектов. По мнению заявителя жалобы, суду первой инстанции надлежало исследовать и оценить обстоятельства, связанные с постановкой на баланс каждого из созданных объектов с последующим применением к таким обстоятельствам нормы подпункта 5 пункта 12 статьи 38-1 Закона № 43-03. По мнению Правительства, на баланс должно быть поставлено именно имущество, созданное в пределах срока реализации приоритетного инвестиционного проекта, т.е. имущество, созданное в период с 2013 по 2016 год, введение обществом в эксплуатацию и поставка на баланс в качестве основных средств объектов в 2018 году осуществлено с четырехлетним и двухлетним опозданием, т.е. за пределами окончания срока реализации приоритетного инвестиционного проекта. Таким образом, в 2021 году завершился пятилетний налоговый период, на который предоставляются налоговые льготы, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Закона № 42-03 и подпунктом 11 пункта 2 статьи 3 Закона № 35-03, в отношении имущества, созданного при реализации приоритетного инвестиционного проекта с 2013 по 2016 год. Установленный пятилетний срок не является диспозитивным в том смысле, в котором такой срок является акцессорным сроком, действующим автоматически с даты постановки на баланс имущества, созданного в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта. Принимая оспариваемый правовой акт, Правительство Свердловской области обоснованно исходило из того обстоятельства, что в 2016 году срок реализации проекта закончился и в 2021 году истек 5 летный срок, на который может предоставляться налоговая льгота.

Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)

Как следует из материалов дела, ОАО «КУМЗ» с 2011 года реализует на территории Свердловской области приоритетный инвестиционный проект «Строительства прокатного комплекса».

Распоряжением Правительства Свердловской области от 11.03.2014 №265-РП приоритетный инвестиционный проект «Прокатный комплекс» включен в реестр приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области по новому строительству.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 04.06.2014 № 683-РП ОАО «КУМЗ» присвоен статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 16.12.2021 №726-РП субъект инвестиционной деятельности ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» признан утратившим статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству на основании подпункта 5 пункта 12 статьи 38-1 закона Свердловской области от 30.06.2006 №43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области.

Согласно пояснительной записке к проекту распоряжения от 16.12.2021 №726-РП основанием его принятия стали выводы о том, что Инвестиционный проект «Прокатный комплекс» реализован. Согласно декларации сроки реализации проекта: 2013-2016 годы. В 2021 году завершается пятилетний налоговый период, на который предоставляются налоговые льготы, предусмотренные для участников приоритетных проектов подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Закона СО от 29.11.2002 № 42-ОЗ и подпунктом 11 пункта 3 Закона СО от 27.11.2003 № 35-ОЗ.

Полагая, что указанное распоряжение Правительства Свердловской области нарушает права и законные интересы ОАО «КУМЗ», заявитель обратился в арбитражный суд.

Установив, что принятие оспариваемого распоряжения носило преждевременный характер, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Заинтересованное лицо по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.

На основании пункта 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 названного Кодекса.

Статьей 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

На территории Свердловской области налог на имущество организаций, а также налоговые льготы по этому налогу, основания, порядок и условия применения льгот установлены Законом Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (далее - Закон № 35-ОЗ).

Согласно статье 1 Закона № 35-ОЗ (в ред. от 17.06.2021, действовавшей в спорный период) на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливается налог на имущество организаций, определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.

В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 3 Закона № 35-ОЗ освобождаются о уплаты налога на имущество организаций: организации, имеющие статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, в отношении имущества, созданного в результате реализации приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству, в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором это имущество поставлено на баланс в качестве основных средств (подпункт 11 введен Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 69-ОЗ).

14.06.2006 Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Закон Свердловской области от 30.06.2006 № 43-ОЗ, регулирующий отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, в том числе определяющий меры государственной поддержки, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности, субъектов инвестиционной деятельности, которым могут предоставляться эти меры, условия предоставления этих мер и порядок отбора субъектов инвестиционной деятельности, которым они могут предоставляться.

Согласно пункту 1 статьи 38-1 Закона от 30.06.2006 № 43-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 04.03.2016 № 18-ОЗ) субъект инвестиционной деятельности получает статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству со дня принятия Правительством Свердловской области решения о присвоении субъекту инвестиционной деятельности такого статуса.

Инвестиционный проект признается приоритетным инвестиционным проектом Свердловской области по новому строительству со дня получения субъектом инвестиционной деятельности, который его реализует (планирует реализовать), статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству.

В силу пункта 3 статьи 38-1 Закона № 43-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), субъекту инвестиционной деятельности присваивается статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству на основании декларации о реализации инвестиционного проекта по новому строительству, поданной субъектом инвестиционной деятельности в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Форма этой декларации утверждается Правительством Свердловской области.

На основании пункта 11 статьи 38-1 Закона № 43-ОЗ субъект инвестиционной деятельности утрачивает статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству со дня принятия Правительством Свердловской области решения об утрате субъектом инвестиционной деятельности такого статуса.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 12 статьи 38-1 Закона № 43-ОЗ решение об утрате субъектом инвестиционной деятельности статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству принимается в случае истечения срока реализации инвестиционного проекта и окончания у субъекта инвестиционной деятельности права на применение пониженных налоговых ставок, налоговых льгот и иных преференций, установленных законами Свердловской области и связанных с наличием у такого субъекта статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству (подпункт 5 введен Законом Свердловской области от 19.11.2020 № 124-ОЗ).

Таким образом, в силу указанного Закона для принятия решения об утрате субъектом инвестиционной деятельности статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству необходима совокупность двух условий:

- истечения срока реализации инвестиционного проекта;

- окончание у субъекта инвестиционной деятельности права на применение пониженных налоговых ставок, налоговых льгот и иных преференций, установленных законами Свердловской области и связанных с наличием у такого субъекта статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству.

Согласно декларациям, поданным заявителем в министерство инвестиций и развития Свердловской области, срок реализации приоритетного инвестиционного проекта составлял период с 2013 года по 2016 год.

Таким образом, суд соглашается с позицией Правительства СО о том, что срок реализации инвестиционного проекта «Строительство прокатного комплекса» истек.

Между тем, из буквального прочтения подпункта 11 пункта 2 статьи 3 Закона № 35-ОЗ следует, что организации, имеющие статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству в соответствии с законом Свердловской области освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором это имущество поставлено на баланс в качестве основных средств.

Как следует из материалов дела, и не опровергнуто заявителем жалобы, ряд объектов, созданных в результате реализации инвестиционного проекта «Прокатный комплекс», поставлены на учет в качестве основных средств 31.12.2018.

Следовательно, с учетом положений подпункта 11 пункта 2 статьи 3 Закона № 35-ОЗ ОАО «КУМЗ» имеет право на льготу по налогу на имущество в течение пяти последовательных налоговых периодов с периода постановки имущества на баланс, то есть до 2022 года.

При изложенных обстоятельствах второе условие, установленное подпунктом 5 пункта 12 статьи 38-1 Закона № 43-ОЗ, необходимое для принятия решения (в настоящем случае – распоряжения) об утрате субъектом инвестиционной деятельности статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству, не наступило, оснований для принятия соответствующего решения не имеется, что в свою очередь, свидетельствует о незаконности распоряжения Правительства Свердловской области от 16.12.2021 № 726-РП.

Ссылка заявителя жалобы на то, что, создав в 2016 году имущество, но поставив его на баланс только в 2018 году, инвестор необоснованно приобретает еще пять лет на реализацию приоритетного инвестиционного проекта, указанное не отвечает принципу баланса частных и публичных интересов, допускает возможность для злоупотребления правами при исчислении и уплате налогов, приобретении заявителем необоснованных налоговых льгот, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку вопрос правильности исчисления налогов, в том числе с учетом налоговых льгот, не входит в компетенцию Правительства Свердловской области, указанные обстоятельства выявляются налоговыми органами в ходе осуществления мероприятий налогового контроля.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании законодательства.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы следует отказать.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Правительство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2022 года по делу № А60-6397/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Г.Н.Гулякова

И.В.Борзенкова

Е.В.Васильева