ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8132/2022-ГК от 08.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 2 /2022-ГК

г. Пермь

09 августа 2022 года                                                              Дело № А60-1840/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.

судей Дружининой Л.В., Муталлиевой И.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,

с участием:

от заявителя - Савина А.Б., паспорт, доверенность 15.12.2021, диплом;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Астра»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 мая 2022 года

по делу № А60-1840/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астра»              (ОГРН  1169658007254, ИНН 6685106408)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003),

третьи лица:  Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017), Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ОГРН 1046604027238, ИНН 6671159287), Поздняков Александр Константинович,

об оспаривании действий налогового органа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Астра» (далее - заявитель, ООО «Астра») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) о признании незаконными действий регистрирующего органа ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по внесению в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ)  записи за государственным регистрационным номером 2216601074590 от 17.09.2021        о недостоверности сведений о директоре ООО «Астра» Позднякове Александре Константиновиче (далее - Поздняков А.К); записи за государственным регистрационным номером 2216601074590 от 17.09.2021 о недостоверности сведений об учредителе ООО «Астра» Позднякове А.К. Также заявлено требование о возложении на ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обязанности внести в ЕГРЮЛ запись о признании незаконными: записи за государственным регистрационным номером 2216601074590 от 17.09.2021 о недостоверности сведений о директоре ООО «Астра» Позднякове А.К.; записи за государственным регистрационным номером 2216601074590 от 17.09.2021 о недостоверности сведений об учредителе ООО «Астра» Позднякове А.К.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области), Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области), Поздняков А.К.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2022 в  удовлетворении заявления отказано.  

Заявителем подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что документы по заявлению о недостоверности по форме 34002 были приобщены к материалам дела Межрайонной ИФНС № 31 по Свердловской области только в суде с отзывом на заявление ООО «Астра» от 05.04.2022 № 07-13, в связи с чем считает, что данные документы являются недопустимыми доказательствами. Полагает, что у регистрирующего органа не было оснований для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, поскольку наличие обоснованных сомнений в достоверности сведений о директоре/учредителе ООО «Астра» не подтверждено. Также указано, что регистрирующим органом не были проведены надлежащим образом мероприятия для установления обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений об учредителе, директоре ООО «Астра. Уведомление о недостоверности направляется регистрирующим органом после проведения проверки о достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в данных обстоятельствах при которых регистрирующим органом проверка достоверных сведений не была проведена, уведомление о предоставлении достоверных сведений в адрес ООО «Астра» является формальным действием. Кроме того, ООО «Астра» в адрес Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области, в Прокуратуру Октябрьского района г. Екатеринбурга, в УФНС России по Свердловской области направлялись жалобы на действия Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области в связи с тем, что от имени ООО «Астра», но вопреки его интересам, независимо от руководства и сотрудников организации внесены изменения в налоговую отчётность («нулевые» показатели) ООО «Астра». На основании положений ст. 128 Налогового Кодекса в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин директора/учредителя на допрос свидетеля, такая санкция как внесение записи о недостоверности в отношении директора/учредителя отсутствует. Кроме того, ООО «Астра» в адрес Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области направляло ответы на требования о предоставлении документов. Считает, что пояснения директора ООО «Астра» Позднякова А.К. в суде первой инстанции о видах деятельности общества, не прекращают его полномочий, как единоличного исполнительного органа и о недостоверности сведений не свидетельствуют.

ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, и третьими лицами, Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области, УФНС России по Свердловской области, представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они отклонили приведенные в жалобе доводы, просили оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

До судебного заседания от ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и УФНС России по Свердловской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя на жалобе настаивал, по доводам, изложенным в жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и УФНС России по Свердловской области письменно уведомили суд о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 08.08.2022 на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ к материалам дела приобщен дополнительный документ (повестка о вызове на допрос свидетеля от 18.05.2022), приложенный Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области к отзыву на жалобу, представленный в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 262 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «Астра» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2016.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ООО «Астра» (ИНН 6685106408, ОГРН 1169658007254) с 09.03.2021 по 03.09.2021: 620100, г. Екатеринбург, ул. Декабристов, д. 3, пом. 3, руководителем постоянно действующего исполнительного органа, единственным участником ООО «Астра» с номинальной стоимостью доли в размере 300 000 руб. (100% от уставного капитала Общества) с 19.06.2020 по 17.09.2021 являлся Поздняков А.К.

14.07.2021 Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области проведена проверка достоверности сведений об адресе места нахождения ООО «Астра», в ходе которой факт нахождения общества по адресу: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, д. 3, пом. 3 (протокол от 14.07.2021) не установлен.

В связи с недостоверностью сведений о Позднякове А.К., как о руководителе ООО «Астра», 02.08.2021 Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области в адрес ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отношении ООО «Астра» представлено заявление по форме № Р34002 (вх. № 41657А).

 В связи с недостоверностью сведений о Позднякове А.К., как о единственном участнике ООО «Астра», 02.08.2021 Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области в адрес ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга представлено заявление по форме № Р34002 (вх. № 41659А).

11.08.2021 в адрес ООО «Астра» и в адрес единственного участника, руководителя ООО «Астра» в лице Позднякова А.К. направлены уведомления об устранении нарушений и необходимости представления достоверных сведений об адресе. Почтовая корреспонденция с уведомлениями возвращена отправителю. Требование налогового органа не исполнено.

По результатам проверки в ЕГРЮЛ регистрирующим органом внесены следующие записи: запись за государственным регистрационным номером 2216601074590 от 17.09.2021 о недостоверности сведений о директоре ООО «Астра» Позднякове А.К., запись за государственным регистрационным номером 2216601074590 от 17.09.2021 о недостоверности сведений об учредителе ООО «Астра» Позднякове А.К.

Не согласившись с действиями инспекции, полагая их незаконными и нарушающими права и интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался ст. 51, 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации), представленными в материалы дела доказательствами, и пришел к выводу, что нарушений норм действующего законодательства инспекцией не допущено.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы (п. 1 ст. 4 Закона о регистрации).

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы юридического лица:

- об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со ст.65.1 ГК РФ, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества (подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации);

- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика.

В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга (подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации).

В п. 2 ст. 51 ГК РФ закреплено, что данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149 - ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование    государственной    информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

Таким образом, основополагающим принципом правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.

Согласно подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В силу п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4.3 ст. 9 Закона о регистрации).

Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в  п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий, согласно п. 4 которых основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона о регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подп. «в», «д» и (или) «л» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

При этом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 1 постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 61) в силу подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведенной 14.07.2021 Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области проведена проверки достоверности сведений об адресе места нахождения ООО «Астра», в ходе которой факт нахождения общества по адресу: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, д. 3, пом. 3 (протокол от 14.07.2021), 02.08.2021 в адрес ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отношении ООО «Астра» представлено заявление по форме № Р34002.

Из содержания заявлений по форме № Р34002 следует, что Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области в рамках проведения мероприятий налогового контроля кроме недостоверности сведений о Позднякове А.К., как о руководителе, единственном участнике установлено, что в  собственности ООО «Астра» нет основных средств и иного имущества, отсутствуют сотрудники, операции по расчетным счетам приостановлены.

Кроме того, в декларациях по НДС установлены расхождения вида «разрыв» на общую сумму более 13 млн. руб.  Как пояснил налоговый орган, Поздняков А.К. вызван для дачи пояснений в налоговый  орган по данным фактам.

По факту обращения в регистрирующий орган Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области с заявлениями по форме № Р34002, Инспекция в порядке п. 6 ст. 11 Закона о регистрации, реализовала установленную законодателем процедуру уточнения сведений об Обществе его руководителе, участнике и направила ООО «Астра», руководителю, единственному участнику Общества - Позднякову А.К. уведомление № 900 от 06.08.2021 о необходимости представления в регистрирующий орган документов опровергающих установленную недостоверность.

В уведомлении отражено, что в отношении руководителя, единственного участника ООО «Астра» в лице Позднякова А.К. установлена недостоверность сведений, размещенных в ЕГРЮЛ, разъяснены положения п. 6 ст. 11 Закона о регистрации, а также последствия непредставления документов опровергающих установленную недостоверность сведений.

Уведомление о недостоверности направлено Инспекцией 11.08.2021 в адрес единственного участника, руководителя ООО «Астра» в лице Позднякова А.К. Согласно отчету об отслеживании отправления, размещенного на официальном сайте АО «Почта России» (https://www.pochta.ru/) 13.09.2021 возвращено отправителю за истечением срока хранения; ООО «Астра» по адресу: 620100, ул. Декабристов, д. 3, пом. 3, г. Екатеринбург, Свердловская область (почтовый идентификатор 80087363604539). Согласно отчету об отслеживании отправления размещенного на официальном сайте АО «Почта России» (https://www.pochta.ru/) 13.09.2021 возвращено отправителю.

Таким образом, Общество, руководитель, единственный участник ООО «Астра» (ОГРН 1169658007254 ИНН 6685106408) в лице Позднякова А.К., были должным образом уведомлены о необходимости представления достоверных сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Общества, а также о единственном участнике и последствиях невыполнения обозначенных требований.

По смыслу положений п. 6 ст. 11 Закона о регистрации законодатель предоставляет гарантированный срок, в течение которого заинтересованные лица могут представить в регистрирующий орган доказательства достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Направленные уведомления о недостоверности не были получены адресатами, вернулись в регистрирующий орган, приемка корреспонденции адресатами не обеспечена.

Вместе с тем, как установлено положениями п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Следовательно, в силу положений ст. 53 ГК РФ именно на Позднякове А.К., как на руководителе ООО «Астра», лежала обязанность по предоставлению достоверных сведений о руководителе, единственном участнике Общества и получению почтовой корреспонденции, направленной в адрес Общества по указанному в ЕГРЮЛ адресу.

По истечении установленного п. 6 ст. 11 Закона о регистрации срока представления в регистрирующий орган достоверных сведений и в связи с невыполнением указанных требований, 17.09.2021 регистрирующим органом внесены в ЕГРЮЛ записи (ГРН 2216601074590, ГРН 2216601074590) о недостоверности сведений о Позднякове А.К., как о руководителе, единственном участнике ООО «Астра» (ОГРН 1169658007254 ИНН 6685106408) соответственно.

Поскольку в установленный срок доказательства достоверности имеющихся в ЕГРЮЛ сведений относительно ООО «Астра» (ОГРН 1169658007254 ИНН 6685106408) в части сведений о том, что Поздняков А.К. является руководителем, единственным участником данного Общества, не были представлены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у регистрирующего органа имелись обоснованные основания внести в ЕГРЮЛ записи о недостоверности таких сведений.

Довод жалобы о том, что у регистрирующего органа не было оснований для проведения мероприятий по проверки достоверных сведений, поскольку наличие обоснованных сомнений в достоверности сведений о директоре/учредителе ООО «Астра» не доказано, отклоняется в связи со следующим.

В адрес ООО «Астра», а также в адрес единственного участника, руководителя Позднякова А.К., направлялись требования о предоставлении документов (пояснений). Уведомления о вызове руководителя в Инспекцию, обществом не исполнялись, обязанность по предоставлению документов не осуществлялась. Учитывая изложенное, имеются основания полагать, что руководитель и учредитель организации является номинальным, а организация создана не с целью фактического осуществления финансово - хозяйственной деятельности.

Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области установила, что Поздняков А.К. в 2019 году работал поваром в ООО «Петручио» ИНН 5904160712 (Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания), ранее получал доход в 2020 году в ООО «Буланжери Круассан» ИНН 5902148389 (Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания). Направлены поручения об истребовании информации (документов) по Позднякову А.К. в налоговые органы по месту постановки указанных организаций на учет. Получены ответы с указанием информации, что с Поздняковым А.К. расторгнуты трудовые взаимоотношения. В 2021 году Поздняков А.К. получал доход в ООО «Микс» ИНН 5904110574 (Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания).

Инспекцией 02.03.2021 в адрес начальника отдела полиции № 5 Управления МВД по г. Перми направлено поручение №10-26/05459 об оказании содействия в проведении допроса Позднякова А.К.

Ранее от отдела полиции № 5 Управления МВД по г. Перми поступило письмо от 30.08.2021 №24/17-32467 в отношении Позднякова А.К., из которого следует, что адрес регистрации и проживания руководителя и учредителя отлично от адреса регистрации ООО «Астра», контактные данные отсутствуют. Никто из соседей не обладает сведениями о нем.

Инспекцией в адрес МИФНС № 9 по Пермскому краю направлялись поручения №720 от 12.08.2020, №1195 от 22.10.2020, №153 от 25.01.2021 №1048 от 06.05.2021, №1938 от 23.07.2021, №2008 от 02.08.2021, №2209  от  19.08.2021, №2488 от 02.09.2021, №4187 от 28.12.2021 о допросе Позднякова А.К., однако налогоплательщик в инспекцию не являлся.

Инспекцией 02.09.2021 в адрес Позднякова А.К. направлена повестка №3263 о вызове на допрос свидетеля. Налогоплательщик в инспекцию не явился.

14.07.2021 инспекцией был проведен осмотр объекта недвижимости по адресу регистрации Позднякова А.К., которым установлено, что «по данному адресу расположено 5-ти этажное здание с административными помещениями, офисные помещения находятся в первом подъезде, помещение № 3 расположено на 1 этаже».

В адрес ООО «Астра» инспекцией направлялись уведомления от 30.07.2019 №838, от 16.09.2019 №1971, от 29.01.2021 №22Н/353, от 23.08.2021 №4381, от 24.08.2021 №4546, от 27.08.2021 №4652, от 17.12.2021 №7960.

18.05.2022 Поздняков А.К. при явке в налоговый орган, ходатайствовал о переносе рассмотрения в связи с невозможностью ответить на поставленные вопросы, рассмотрение отложено на 26 и 27 мая 2022 года. В назначенные дни Поздняков А.К. в инспекцию не явился.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, Поздняков А.К. пояснял, что по месту регистрации постоянно не проживает, получение корреспонденции им не организовано. На вопрос суда, чем занимается общество, он пояснил, что строительными работами. Однако в ОКВЭД общества такой вид деятельности не указан.

Таким образом, установленные обстоятельства в совокупности с иными доказательствами, свидетельствуют, что Поздняков А.К. не опроверг довод о своей номинальности как участника и руководителя общества, а организация создана не с целью фактического осуществления финансово - хозяйственной деятельности, в связи с чем регистрирующего органа имелись обоснованные сомнения в достоверности сведений о директоре/учредителе ООО «Астра», и соответственно основания для проведения мероприятий по проверке достоверных сведений.

Следует отметить, что согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 № 2616-0, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице выступает элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и, не затрагивая права контролирующих организацию лиц, способствующих своевременному представлению в регистрирующий орган достоверных сведений о ней, и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся по состоянию на сентябрь 2021 года в реестре данные о директоре и единственном участнике ООО «Астра» (ОГРН 1169658007254 ИНН 6685106408) в лице Позднякова А.К. соответствовали действительности и являлись достоверными, заявитель не представил.

Достоверность того факта, что Поздняков А.К. действительно, а не «номинально» является директором, единственным участником ООО «Астра», не подтверждена, документов, свидетельствующих о ведении ООО «Астра» реальной финансово-хозяйственной деятельности под руководством Позднякова А.К., материалы дела не содержат.

Более того, руководитель Общества в лице - Позднякова А.К. на общие вопросы суда первой инстанции о финансово - хозяйственной деятельности ООО «Астра» (ОГРН 1169658007254 ИНН 6685106408) давал ответы, которые не соответствовали действительности, что говорит о неосведомленности Позднякова А.К. о деятельности Общества, а в равной степени о непричастности к деятельности Общества.

Довод жалобы о том, что пояснения директора ООО «Астра» Позднякова А.К. в суде первой инстанции о видах деятельности общества, не прекращают его полномочий, как единоличного исполнительного органа и о недостоверности сведений не свидетельствуют, отклоняется, поскольку решение о недостоверности сведений принято регистрирующим органом исходя из совокупности имеющихся сведений, которые заявителем надлежащими доказательствами не опровергнуты.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доказательств нарушения оспариваемыми действиями регистрирующего органа прав и законных интересов ООО «Астра» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей и создания препятствий для осуществления экономической деятельности, не представлено (ст. 65 АПК РФ).

С учетом установленных по делу обстоятельств, довод жалобы о том,  что регистрирующим органом не были проведены надлежащим образом мероприятия для установления обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений об учредителе, директоре ООО «Астра, отклоняется как необоснованный.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что документы по заявлению о недостоверности по форме 34002 были приобщены к материалам дела Межрайонной ИФНС № 31 по Свердловской области только в суде с отзывом на заявление ООО «Астра» от 05.04.2022 № 07-13, в связи с чем считает, что данные документы являются недопустимыми доказательствами.

Указанные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Постановлением правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» установлено следующее:

- Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

- служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Таким образом, Налоговые, Регистрирующие органы входят в единую централизованную систему ФНС России.

Согласно положениями п. 6 ст. 11 Закона о регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в», «д» и (или) «л» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Как установлено п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 .статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» (далее - Основания).

Из подп. 4 п. 10 Оснований следует, что информация о несоответствии сведений, в том числе, об органах управления юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений, может быть получена при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

Таким образом, исходя из положений Оснований, обязанность по установлению достоверности сведений ЕГРЮЛ возложена как на регистрирующие, так и на территориальные налоговые органы.

При этом мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных, в том числе, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

В свою очередь сведения о руководителе, участнике юридического лица являются сведениями, подлежащими отражению в едином информационном ресурсе, и считаются достоверными для третьих лиц до момента их изменения в соответствии с установленным законодателем порядком.

Информация, свидетельствующая о недостоверности содержащихся в информационном ресурсе сведениях, может быть получена по фактам реализации налоговыми органами своих непосредственных полномочий, обозначенных в ст. 31 НК РФ и получивших развитие в иных нормативных документах.

Территориальный налоговый орган вправе представить в регистрирующий орган заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице.

Более того, заинтересованность Налогового органа в данном случае Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области обусловлена ее прямыми обязанностями, установленными ст. 32 НК РФ, в частности обязанностью вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Таким образом, представленные в материалы дела Межрайонной ИФНС № 31 по Свердловской области документы правомерно признаны судом первой инстанции надлежащими доказательствами.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм действующего законодательства инспекцией не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. 

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь кнесогласию заявителя с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.

Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта.

Таким образом, решение арбитражного суда от 25.05.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2022 года по делу № А60-1840/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

         Председательствующий

Н.П.Григорьева

         Судьи

Л.В.Дружинина

И.О.Муталлиева