ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8171/2023-АК от 14.09.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8171/2023-АК

г. Пермь

14 сентября 2023 года Дело № А60-2104/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 мая 2023 года

по делу № А60-2104/2023

по заявлению муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» (ИНН 6620009974, ОГРН: 1056601020520)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Экотехпром-МО" (ИНН 6671103686, ОГРН 1206600013883),

о признании недействительным решения № 066/06/31-3484/2022 от 21.10.2022г.,

установил:

Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения № 066/06/31-3484/2022 от 21.10.2022.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2023 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, судом установлено, что деятельность по транспортированию отходов не включена в понятие «сбор отходов». Между тем, судом в решении отражено, что объектом закупки по аукциону 0362300300022000083 «является оказание услуг по вывозу отходов, в которую входит отсыпка подъездных путей, организация погрузки-выгрузки и вывоза отходов, размещение отходов и их транспортировка до места утилизации».

Однако, как следует из Описания объекта закупки (п. 2) подрядчик, имеющий Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV классов опасности, самостоятельно осуществляет организацию работ, в том числе: по разработке паспорта несанкционированного размещения отходов; отсыпку подъездных путей к месту расположения несанкционированной свалки; организацию погрузки-выгрузки и вывоза отходов; транспортировку до места утилизации отходов; размещение отходов производится в соответствии со схемой движения потоков отходов, согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 №1853.

При этом Заказчик совместно с Подрядчиком перед началом работ обследуют место размещения несанкционированных свалок и составляют АКТ о передаче несанкционированной свалки Подрядчику в целях сбора, вывоза и передачи на утилизацию указывая место, площадь и объем свалки.

Также п. 2.6. Описания объекта закупки предусмотрено «Сбор, погрузка, транспортировка (перевозка) мусора и передача на размещение осуществляется специализированным транспортом, способами, исключающими возможность потерь бытовых отходов и мусора, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам».

Таким образом, Описанием объекта закупки «сбор отходов» выделен отдельным обязательством Подрядчика по Контракту.

Кроме того п. 2.7 Описания объекта закупки предусмотрено, что в процессе ликвидации несанкционированных свалок отходов Заказчик утрачивает своё право собственности на отходы полностью, т.е. части, подлежащей размещению (захоронению). Исполнитель обретает право собственности на передаваемые (вывезенные по техническому заданию) несанкционированные свалки, что в свою очередь подтверждает факт принятия Подрядчиком отходов в целях их сбора и дальнейшей транспортировку к месту их дальнейшего размещения.

По приведенным в жалобе доводам заявитель считает, что имеются основания для отмены решения суда.

Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 19.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО «ЭКОТЕХПРОМ-МО» о нарушении заказчиком в лице МКУ Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы», его комиссией при осуществлении электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок (извещение № 0362300300022000083) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: заказчиком, по мнению общества, неправомерно установлено излишнее требование к участникам закупки в виде наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с обязательным указанием разрешенного вида деятельности по «сбору отходов IV класса опасности».

21.10.2022 решением Свердловского УФАС № 066/06/31-3484/2022 жалоба ООО «ЭКОТЕХПРОМ-МО» признана обоснованной, в действиях заказчика в лице МКУ Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» выявлено нарушение ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Полагая, что вынесенное решение является незаконным, МКУ Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Согласно положениям части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон о закупках, Закон N 44-ФЗ).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Исходя из абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Как следует из материалов дела, 11.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении процедуры электронного аукциона № 0362300300022000083 на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 395 300, 00 рублей.

Наименованием объекта закупки является «ликвидация несанкционированных свалок» (описание объекта закупок извещения).

В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно требованиям к участникам закупки извещения лицо, намеревающееся принять участие в указанной закупочной процедуре, должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности.

Основание: п. 30 ч. I ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности; Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Постановление Правительства РФ от 03.10.2015г. №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

На основании пп. «в» п. 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе для участия в электронном аукционе заявка на участие должна содержать:

В перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований): документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 М44-ФЗ; выписка из реестра лицензий (копия акта лицензирующего органа о принятом решении) о наличии у участника закупки действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности.

Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности».

Из положений технического задания извещения следует, что исполнитель обязан осуществить следующие виды работ:

- по разработке паспорта несанкционированного размещения отходов;

- отсыпку подъездных путей к месту расположения несанкционированной свалки;

- организацию погрузки-выгрузки и вывоза отходов;

- транспортировку до места утилизации отходов;

- размещение отходов производится в соответствии со схемой движения потоков отходов, согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 1853» (п. 2 описания объекта закупки извещения).

В соответствии с п. 2.1 технического задания извещения заказчик совместно с подрядчиком перед началом работ обследуют место размещения несанкционированных свалок и составляют акт о передаче несанкционированной свалки подрядчику в целях сбора, вывоза и передачи на утилизацию указывая место, площадь и объем свалки.

В соответствии с абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах (абз. 18 ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Правильно применив вышеприведенные положения, суд первой инстанции сделал верное суждение, что деятельность по транспортированию отходов не включена в понятие «сбор отходов». В связи с чем, прием отходов для целей их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, работами по сбору в том смысле, в котором они понимаются в абз. 17 ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не являются.

Далее, учитывая, что в рассматриваемом электронном аукционе № 0362300300022000083 объектом закупки является оказание услуг по вывозу отходов, в которую входит отсыпка подъездных путей, организация погрузки-выгрузки и вывоза отходов, размещение отходов и их транспортировка до места утилизации, то есть до местонахождения хозяйствующего субъекта, который в свою очередь осуществит все действий, входящие в понятие «сбора отходов» в смысле абз. 17 ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции признал обоснованным вывод антимонопольного органа, что установление заказчиком требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности и о ее предоставлении в составе заявки является излишним и нарушает ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств оснований для переоценки выводов суда по существу спора по приведенным в жалобе доводам не усматривает.

С учетом установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что вынесенное антимонопольным органом решение соответствует закону, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем в силу статьи 201 АПК РФ оснований для признания решения недействительным не имеется.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя, которая уже получила оценку со стороны суда.

В жалобе не приведено фактов, которые не проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.

На основании п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционным судом произведен зачет госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 10.12.2021 № 2820 в сумме 1500 руб.

Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2023 года по делу № А60-2104/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Произвести зачет государственной пошлины, уплаченной муниципальным казенным учреждением Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» по платежному поручению от 10.12.2021 № 2820 в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, в счет государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Т.С. Герасименко

В.Н. Якушев