ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8173/2023-АК от 17.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8173/2023-АК

г. Пермь

17 августа 2023 года Дело № А60-9427/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от заявителя акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (после смены наименования Публичное акционерное общество «Россети Урал») -ФИО1, паспорт, доверенность от 30.12.2021, диплом;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области – не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица ФИО2 – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 мая 2023 года по делу № А60-9427/2023

по заявлению акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора, ФИО2,

о признании недействительными решения и предписания,

установил:

акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – заявитель, АО «МРСК Урала», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными пункты 1, 2, 4, 5 решения от 01.12.2022 по жалобе №066/01/18.1-3821/2022, предписания от 01.12.2022 №066/01/18.1-3821/2022 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Так, Свердловское УФАС России отмечает, что закупка осуществлялась заказчиком/организатором торгов в соответствии с нормами Закона о закупках на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (далее - Положение), утвержденного советом директоров ПАО «Россети» и размещенного в единой информационной системе 23.11.2022 в редакции № 28. Приложением № 3 к части II «Информационная карта закупки» установлены требования к участникам закупки, согласно которым участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям (отборочные требования). Пунктом 2 Приложения № 3 к части II «Информационная карта закупки» установлен перечень документов, обязательно предоставляемых участниками в составе заявки на закупку, в том числе, документы, подтверждающие наличие минимально необходимого количества кадровых ресурсов требуемой квалификации, необходимых для исполнения договора, согласно пункту 1.1.5 настоящего приложения №3 к части II «Информационная карта закупки». Однако в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, перечисленных в пунктах 1 – 13.

При этом положения закупочной документации не должны противоречить действующему законодательству, регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется ими не произвольно, а с учетом принципов закупочной деятельности, указанных в статье 3 Закона о закупках, а также при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Положение о закупках заказчика не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. Разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью Положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

В силу части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи. Таким образом, по мнению антимонопольного органа, ОАО «МРСК Урала», установив требование о предоставлении в составе заявок участниками закупки указанных документов, нарушило требование части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просил суд обжалуемое антимонопольным органом решение оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы отзыва.

До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о переименовании юридического лица, согласно которому ПАО «Россети Урал», ссылаясь на выписку из ЕГРЮЛ, просило заявителем в деле № А60-9427/2023 считать ПАО «Россети Урал», указав, что 03.08.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о внесении изменений в Устав общества, ОАО «МРСК Урала» переименовано в ПАО «Россети Урал», переименование не повлияло на права и обязанности общества в отношениях с третьими лицами.

Указанное ходатайство поддержано представителем заявителя в заседании суда.

В силу части 1 статьи 124 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования.

Судом апелляционной инстанции данное ходатайство удовлетворено, представленные документы приобщены к материалам дела, наименование заявителя Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ОАО «МРСК Урала») изменено на Публичное акционерное общество «Россети Урал» (ПАО «Россети Урал») (статья 124 АПК РФ).

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в Свердловское УФАС России поступила жалоба ИП ФИО2 (вх. № 12717/22 от 23.11.2022 г.) с информацией о нарушении заказчиком в лице АО «ЕЭСК», его комиссией Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерного оборудования и коммуникаций, уборке, санитарно-коммунального содержания помещений и территории на объектах АО «ЕЭСК» в 2023 году (извещение № 32211837852), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы №066/01/18.1-3821/2022 Свердловским УФАС России принято решение от 01.12.2022, согласно которому:

- жалоба ИП ФИО2 признана обоснованной (пункт 1 решения);

- в действиях заказчика в лице АО «ЕЭСК», организатора торгов в лице ОАО «МРСК Урала» выявлено нарушение части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках (пункт 2 решения):

- заказчику в лице АО «ЕЭСК», организатору торгов в лице ОАО «МРСК Урала», оператору электронной торговой площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о закупках (пункт 4 решения);

- обязать заказчика/ организатора торгов обеспечить явку должностного лица, ответственного за составление/утверждение закупочной документации по закупке № 32211837852, с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия каждого из них на совершение указанных действий, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: <...> / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения 06.03.2023 в 11:30 (пункт 5 решения).

Одновременно заказчику и организатору торгов выдано предписание от 01.12.2022 по жалобе № 066/01/18.1-3821/2022 «О совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения Закупки» (далее - предписание), в соответствии с которым предписано:

1) заказчику в лице АО «ЕЭСК», организатору торгов в лице ОАО «МРСК Урала», закупочной комиссии в срок до 15.12.2022 устранить нарушения Закона о закупках, установленные решением от 01.12.2022 № 066/01/18.1-3821/2022 путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, если таковые были составлены, внесения изменений в Закупочную документацию, продления срока подачи заявок на участие в закупке, завершения процедуры с учетом требований Закона о закупках;

2) оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе в сфере закупок обеспечить исполнение пункта 1 предписания;

3) заказчику в лице АО «ЕЭСК», организатору торгов в лице ОАО «МРСК Урала» в срок до 22.12.2022 представить в Свердловское УФАС России подтверждение исполнения предписания, а также по электронной почте to66@fas.gov.ru.

Полагая, что вынесенные антимонопольным органом решение в части пунктов 1, 2, 4, 5 и предписание являются незаконными и необоснованными, ОАО «МРСК Урала» обратилось в арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.

Заявленные требования признаны судом обоснованными и удовлетворены.

Заинтересованные лицо по доводам жалобы настаивает на том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статью 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного закона (часть 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В частях 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки; иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площади для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, регламентированы ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с 2023-7764 участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке;

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Как следует из материалов дела, 11.11.2022 в Единой информационной системе размещено извещение № 32211837852 и конкурсная документация на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерного оборудования и коммуникаций, уборке, санитарно-коммунального содержания помещений и территории на объектах АО «ЕЭСК» в 2023 году.

Закупка проведена в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети», введенным в действие на основании решения Совета директоров ОАО «МРСК Урала», а также в соответствии с Документацией о закупке, подготовленной в целях проведения настоящего Конкурса (далее - Документация).

Согласно пункту 4.6.8 Положения о закупке требования к участникам закупки устанавливаются извещением о закупке и (или) документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Стандарта.

В силу пункта 1.1. Типовых требований к участникам закупок, включаемые в документации о закупке, критерии и методики оценки заявок Участников закупок (Приложение № 2 к Положению о закупке) - далее Типовые требования - в документация о закупке устанавливаются единые для всех участников требования, критерии и порядок оценки, в соответствии с которым осуществляется определения соответствия заявок установленным отборочным критериям, а также оценка и сопоставление заявок участников с целью выявления наилучшей.

В соответствии с пунктом 1.2. Типовых требований перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок Участников утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке при проведении каждой закупки на основании настоящих «Типовых требованиях» и приложения №1 к типовым требованиям, при этом применение/не применение конкретных требований осуществляется в зависимости от способа закупки и предмета договора, заключаемого по результатам закупки.

Согласно пункту 1.2.1. раздела I Документации заказчик проводит закупку, предмет и условия которой указаны в части II «Информационная карта закупки», в соответствии с процедурами, условиями и положениями настоящей документации о закупке.

Требования к содержанию заявки на участие в закупке установлены разделом 3 раздела I Документации.

В соответствии с пунктом 3.1.2. раздела I Документации участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» части I «Общие условия проведения закупки» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «Образцы форм для заполнения участниками закупки».

В Приложении № 3 к части II «Информационная карта закупки» установлены организационно-технические требования к участникам закупки.

Так, в силу пункта 1.1. участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям (отборочные требования):

- должен самостоятельно (без привлечения субподрядчиков) выполнить работы, общая стоимость которых должна составлять не менее 50% от цены, указанной в заявке, без учета стоимости материалов и оборудования, приобретаемых подрядчиком (п.п. 1.1.1);

- иметь в составе заявки комплект документов, перечисленный в пункте 2 настоящего приложения № 3 к части II «Информационная карта закупки» (п.п. 1.1.2.);

- иметь зарегистрированную Управлением Федеральной службы по экологическому и атомному надзору электролабораторию с правом проведения испытаний, либо действующий договор с указанной лабораторией, с целью оперативно-технического контроля показателей качества электрической энергии и анализа качественных параметров режимов потребления электрической энергии, согласно требованию ГОСТ 32144-2013 (п.п. 1.1.3;

- участником закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п.п. 1.1.4.);

- обладать минимально необходимым количеством кадровых ресурсов требуемой квалификации, необходимых для исполнения договора, не менее 45 человек, в т.ч.:

- старший инженер, имеющий 5 группу допуска работ в электроустановках и 3 группу допуска работ на высоте - не менее 1 человека;

- слесари-сантехники, из них 2 группу электробезопасности должны иметь не менее 3 человек;

- электрики, из них 3 группу по электробезопасности и 1 группу допуска работ на высоте должны иметь не менее 3 человек;

- подсобные рабочие, из них 2 группу по электробезопасности должны иметь не менее 2 человек;

- слесарь - ремонтник, имеющий 2 группу по электробезопасности и 1 группу допуска работ на высоте - 1 человек;

- менеджер объектов, имеющий 3 группу работ на высоте, 3 и выше группу допуска работ в электроустановках - не менее 1 человека;

- уборщики служебных и производственных помещений в количестве не менее 28 человек, из них 2 группу по электробезопасности должны иметь не менее 3-х человек;

- уборщики территории в количестве не менее 6 человек, из них 2 группу по электробезопасности должны иметь не менее 1 -х человека.

Указанные группы электробезопасности являются минимально необходимыми. В качестве подтверждения соответствия требованиям Участник может подтвердить наличие кадровых ресурсов, имеющих более высокую группу электробезопасности (п.п.1.1.5.).

По мнению антимонопольного органа, данные требования о предоставлении в составе заявок участниками закупки указанных документов установлено заказчиком/организатором торгов в нарушение положений части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках, в силу которой не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо настаивает на своей позиции.

Между тем, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными оспоренные пункты решения и предписания, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующее законодательство и Единый стандарт закупок ПАО «Россети» предоставляют заказчику право самостоятельно определять требования к участникам закупки.

Так, в соответствии с подпунктом «д» пункта 4.2.1 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиями ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (либо декларирующие) соответствие этим требованиям.

Требование о наличии квалифицированных кадровых ресурсах предусмотрено пунктом 14 приложения 1 к «Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок (приложение № 2 к Единому стандарту).

Указанный стандарт закупок в рассматриваемой части на момент утверждения конкурсной документации, проведения закупки и рассмотрения дела не изменен и не отменен и, соответственно, подлежал применению к спорным правоотношениям.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Из правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423, следует, что сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Верховным судом Российской Федерации неоднократно разъяснялось, что заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

В определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 Верховный Суд РФ разъяснил, что включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и Закона о контрактной системе лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502, является недопустимым вмешательство кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Из изложенного следует, что заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам самостоятельно, вместе с тем, такие требования должны быть непосредственно связаны с особенностями предмета закупки, квалификации участника.

В данном случае, заявителем доказано, что требование о наличии квалифицированных кадровых ресурсов обусловлено спецификой деятельности организатора - ПАО «Россети Урал», заказчика - АО «ЕЭСК», являющихся энергетическими компаниями, основным видом деятельности которых является передача электрической энергии и технологическое присоединение; а также требованиями законодательства о работе в электроустановках и с электрооборудованием, а именно невозможностью допустить на определенные объекты электроэнергетики персонал, не имеющий группу по электробезонасности.

При этом право на установление требований о наличии квалифицированных кадровых ресурсов предусмотрено Единым стандартом, в соответствии с п.п. «д» п. 4.2.1 которого организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиями ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (либо декларирующие) соответствие этим требованиям.

Вместе с тем, требование о наличии квалифицированных кадровых ресурсов соответствует ст. 209 ГК РФ о соблюдении требований охраны труда, Приказу Минтруда России от 15.12.2020 N 903н «Об утверждении Правил но охране труда про эксплуатации электроустановок», Приказу Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок».

Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, пункт 23 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022).

Согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) несогласие антимонопольного органа с целесообразностью установления заказчиком определенных критериев и порядка оценки заявок участников закупки, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении заказчиком требований закона.

Выводы антимонопольного органа, содержащиеся в оспариваемом решении, свидетельствуют только о несогласии с целесообразностью установления заказчиком определенных критериев и порядка оценки заявок участников закупки, но не о нарушении заказчиком требований Закона о закупках.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения части 1 статьи 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа в части пунктов 1, 2, 4, 5 является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.

Выданное на основе несоответствующего закону решения предписание также является незаконным.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Само же по себе несогласие заявителя жалобы с вынесенным судебным актом не является основанием для их отмены и не свидетельствуют о судебной ошибке.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, антимонопольным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

При таких обстоятельствах, решение суда по настоящему делу признается судом апелляционной инстанции законным и обоснованным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2023 года по делу № А60-9427/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.М. Трефилова

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.Ю. Муравьева