ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-8345/2022-АК
г. Пермь
22 августа 2022 года Дело № А50-31069/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от Министерства строительства Пермского края ФИО1, паспорт, доверенность от 31.01.2022, диплом;
от Прокуратуры Пермского края – ФИО2, служебное удостоверение; ФИО3, служебное удостоверение;
от ООО «СЗ «М.Горького 86» - ФИО4, пасопрт, доверенность от 24.01.2022, диплом;
от ТСЖ «Форма-5» - ФИО5, паспорт, доверенность от 17.05.2022; ФИО6, паспорт, доверенность от 17.05.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Министерства строительства Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 мая 2022 года
по делу № А50-31069/2021
по заявлению Министерства строительства Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Прокуратуре Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Максима Горького 86» (ОГРН <***>, ИНН <***>, сокращенное наименование – ООО «СЗ «М.Горького 86), товарищество собственников жилья «Форма-5» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Сарко» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании представления №7-52-131-2021 от 21.09.2021 об устранении нарушений градостроительного законодательства,
установил:
Министерство строительства Пермского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры Пермского края (далее – Прокуратура) об устранении нарушений градостроительного законодательства №7-52-131-2021 от 21.09.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «СЗ «М.Горького 86», ТСЖ «Форма-5», Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, ООО «Сарко».
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что выводы суда первой инстанции не учитывают наличие договора о развитии застроенной территории и соответствующее ему специальное правовое регулирование, обязывающее застройщика осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с проектом планировки этой территории; решение суда принято с нарушением пунктов 3, 6 части 3, частей 7, 8 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), подпунктов 3.1.1, 3.1.3, 7.2, 7.3 договора о развитии застроенной территории, порождающими специальное правового регулирование спорных правоотношений; применение общих градостроительных норм (в первую очередь по предельным параметрам разрешенного строительства) в спорных правоотношениях арбитражным судом первой инстанции необоснованно и неправомерно.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Прокуратура Пермского края с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представители Прокуратуры позицию, изложенную в отзыве, поддержали.
ООО «СЗ «М. Горького 86», согласно отзыву на апелляционную жалобу, считает ее доводы не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании представитель третьего лица на доводах, изложенных в отзыве, настаивал.
Представители ТСЖ «Форма-5» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы Министерства, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Иные третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее – Департамент) направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Прокуратуру Пермского края поступило обращение ООО «СЗ «М.Горького 86» о несогласии с предписанием, выданным Министерством, которым оно обязало Департамент отменить разрешения на строительство объекта «Многоквартирный дом со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Максима Горького, 86 в г. Перми» (л.д.25 том 1).
На основании решения от 26.08.2021 Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
20.07.2021 издан приказ Министерства о проведении внеплановой проверки Департамента на основании обращения председателя правления ТСЖ «Форма-5» на предмет законности выданного разрешения на строительство вышеуказанного объекта.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности № 31-05-2-4-8 от 10.08.2021, в котором Министерство пришло к следующим выводам: в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) № RU 90303000-180772 земельного участка в кадастровым номером 59:01:0000000:81747 недостоверно указана информация о параметрах разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленных в документации по планировке территории, ограниченной улицами Николая Островского, ФИО7, 1-й Красноармейской, Максима Горького в Свердловском районе города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83. Разрешения от 09.09.2020 № RU 90303000-115-2020, от 15.01.2021 № RU 90303000-115-2020/1, от 18.05.2021 № RU 90303000-115-2020/2 на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Максима Горького, 86 в г. Перми выданы Департаментом при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, установленных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, в соответствии с которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, в частности требованиям и ограничениям, установленным в документации по планировке территории, указанной в градостроительном плане земельного участка.
Результаты проверки послужили основанием для выдачи Департаменту предписания № 31-05-2-5-6 от 10.08.2021 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Установив, что предписание Министерства не соответствует нормам действующего законодательства, так как не содержит основанных на законе требований, Прокуратура в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесла в Министерство 21.09.2021 представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Согласно представлению, Прокуратурой в ходе проверки установлено, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:81747, выданный 25.04.2018, содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также о параметрах возможной высоты жилой застройки, которые соответствуют проекту планировки, утвержденному постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83.
Представлением № 7-52-131-2021 от 21.09.2021 на Министерство возложена обязанность безотлагательно рассмотреть представление с участием представителей Прокуратуры, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Полагая, что указанное представление не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Министерства в сфере реализации полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, Министерство обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания представления Прокуратуры незаконным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.
Проведение органами прокуратуры проверок является одним из способов осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в частности, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в органы прокуратуры информация о требующих принятия мер прокурором фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пункт 2 статьи 21, пункт 2 статьи 26 Закона о прокуратуре).
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пункты 2, 3 статьи 21 Закона о прокуратуре).
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что администрацией города Перми издано постановление от 15.08.2008 № 785 «О развитии застроенной территории, ограниченной ул. 1-й Красноармейской, ул. Максима Горького в жилом районе <...>)». Данным постановлением утверждено как само решение о развитии застроенной территории площадью 3544,596 кв. м, так и перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу.
Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, регулируются положениями статей 46.1-46.3 ГрК РФ, которые были внесены в данный кодекс Федеральным законом от 18 декабря 2006 № 232-ФЗ «О внесении изменении в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях увеличения объемов жилищного строительства и совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства.
Данным законом введено понятие «развитие застроенной территории», которое означает снос/реконструкцию здании, строении, сооружении, являющихся аварийными или подлежащими сносу/реконструкции по иному основанию, и осуществление нового строительства на освобожденной территории.
В соответствии со статьей 46.1 ГрК РФ (здесь и далее – в редакции, действовавшей в спорный период) развитие застроенных территории осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей; решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии – утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением администрации города Перми от 28.12.2010 № 911 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми проведен открытый аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территорииплощадью 3544,596 кв. м, ограниченной ул. Красноармейской 1-й, ул. Максима Горького в жилом районе <...>).
Согласно части 1 статьи 46.2 ГрК РФ по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свои счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 указанной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 этой же статьи.
Частью 2 статьи 46.2 ГрК РФ предусмотрено, что договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 данного Кодекса.
В части 3 статьи 46.2 ГрК РФ приведены существенные условия договора, к которым относятсяв том числе сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов здании, строении, сооружении, подлежащих сносу, реконструкции; цена права на заключение договора; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, взаимные обязательства сторон договора.
В данной норме предусмотрены следующие обязательства сторон: орган местного самоуправления обязуется создать необходимые условия для строительства (утвердить проект планировки, принять решение об изъятии путем выкупа жилья в аварийных домах, предоставить земельные участки для застройки), а другая (победитель либо единственный участник аукциона на право заключения такого договора) – подготовить проект планировки застроенной территории, создать или приобрести и передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенное жилье для предоставления гражданам определенных категории, уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, осуществить строительство на территории, в отношении которой принято решение о развитии.
По смыслу приведенных норм в результате исполнения договора о развитии территории достигаются как цели, преследуемые органом местного самоуправления, по увеличению жилищного фонда, в том числе по сносу аварийных домов, предоставлению благоустроенного жилья гражданам, проживающим в аварийных и подлежащих сносу домах, передаче в муниципальную собственность дополнительного жилья, так и цели, преследуемые застройщиком, по получению земельных участков в границах подлежащей развитию территории для капитального строительства и получению прибыли в результате использования и реализации построенных объектов.
На основании протокола аукционной комиссии от 09.03.2011 между ООО Сарко» и Управлением жилищных отношений администрации города Перми заключен договор о развитии застроенной территории от 23.03.2011 № 38-УЖО-РЗТ, по условиям которого застройщик обязался в срок до 01.07.2012 подготовить проект планировки и проект межевания территории, в срок до 31.12.2011 уплатить собственникам выкупную цену за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в срок до 31.12.2014 осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункты 3.1.1-3.1.5).
В свою очередь, согласно пункту 3.2 договора, администрация города обязалась утвердить проект планировки и проект межевания территории в течение 2 месяцев после их представления, после выполнения застройщиком обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.1-3.1.2, предоставить без проведения торгов в собственность или в аренду земельный участок.
25.10.2011 администрацией города Перми издано постановление № 673 «О подготовке документации по планировке застроенной территории. 28.11.2011 архитектурно-планировочным управлением администрации застройщику выдано техническое задание на разработку документации. Постановлением от 03.06.2014 № 78 назначены публичные слушания, которые состоялись 30.06.2014.
Постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83 утверждена документация по планировке территории (ДПТ), ограниченной ул. Николая Островского, ул. ФИО7, ул. Красноармейской 1-й, ул. Максима Горького в Свердловском районе города Перми, которая опубликована в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 20.02.2015 № 10 (файл «ДПТ 176-С» загружен с заявлением Министерства об оспаривании представления Прокуратуры).
В составе ДПТ утверждены проект планировки указанной территории и проект межевания этой территории.
В разделе III утвержденного проекта указаны основные технико-экономические показатели проекта планировки территории, в том числе предельная этажность/высота – 18 этажей, 55 метров.
Однако на чертежах, приложенных как к проекту планировки, так и к проекту межевания, указаны три дома, которые планируются к постройке на участке № 17 согласно экспликации (выделенном ООО «Сарко»): 6-этажный, 7-этажный и 9-этажный. 18-этажные дома на 17-м участке отсутствуют (есть только на 16-м, который уже построен и находится в управлении ТСЖ «Форма-5»).
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений от 30.08.2017 № 1558 на основании части 1 статьи 39.5, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 46.2 ГрК РФ и договора от 23.03.2011 № 38-УЖО-РЗТ застройщику ООО «Сарко» предоставлен в собственность земельный участок площадью 3545 кв. м, расположенный по ул. Максима Горького, 86 в Свердловском районе, под многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями за счет земель населенных пунктов.
25.04.2018 застройщику выдан ГПЗУ № RU 90303000-180772 земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:81747, в котором указана информация об утвержденной документации по планировке территории в отношении застроенной территории, которой установлены требования к параметрам застройки, земельный участок расположен в территориальной зоне: Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра).
В разделе 2.3 ГПЗУ в иные показатели включен параметр возможной предельной высоты жилой застройки – 18-55 метров из основного чертежа проекта планировки территории.
09.09.2020 по заявлению ООО «ПСК Стройэффект» выдано разрешение на строительство № RU90303000-115-2020.
На основании заявления ООО «СЗ «М.Горького 86» от 11.01.2021 Департаментом выдано разрешение от 15.01.2021 № 59-RU90303000-115-2020/1 в связи со сменой застройщика, затем 18.05.2021 выдано разрешение № RU 90303000-115-2020/2 в связи с корректировкой проектной документации.
Министерство в ходе проверки пришло к следующим выводам: в ГПЗУ № RU 90303000-180772 указана информация о параметрах разрешенного строительства (предельной высоте жилой застройки), не соответствующая ДПТ, утвержденной постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83. Следовательно, разрешения от 09.09.2020 № RU 90303000-115-2020, от 15.01.2021 № RU 90303000-115-2020/1, от 18.05.2021 № RU 90303000-115-2020/2 на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Максима Горького, 86 в г. Перми выданы Департаментом при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, установленных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, в соответствии с которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, в частности требованиям и ограничениям, установленным в документации по планировке территории (ДПТ), указанной в градостроительном плане земельного участка.
Прокуратура в ходе своей проверки пришла к выводу, что ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:81747, выданный 25.04.2018, содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также о параметрах возможной высоты жилой застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства подтвердил, что выданные разрешения на строительство подлежат отмене Департаментом как несоответствующие проектупланировки территории именно по такому требованию (параметру), как предельная высота жилой застройки. По мнению Министерства, на спорном участке не могут строиться 18-этажные дома (а только 6, 7 или 9-этажный).
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
На основании части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории (ДПТ), сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ.
По существу, ГПЗУ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Данным Приказом в соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в ГПЗУ подлежат отражению параметры градостроительного регламента, правил землепользования и застройки, действующие на дату подготовки ГПЗУ, а также параметры, предусмотренные утвержденной ДПТ.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются:
проект планировки территории,
проект межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории согласно части 2 статьи 42 ГрК РФ состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
В силу части 13 статьи 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Из анализа изложенных норм права следует, что опубликованию подлежит основная часть проекта планировки территории, которая включает в себя в том числе чертеж планировки территории, на котором отображаются красные линии, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Как верно установлено судом, разделом III утвержденного проекта планировки территории предусмотрено строительство домов предельной этажности/высотой – 18 этажей, 55 метров.
Данный проект и приложенный к нему чертеж, как это предусмотрено частью 1 статьи 42 ГрК РФ, содержит элементы планировочной структуры, границы территорий общего пользования, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Нарушение спорной застройкой красных линий, а равно линий регулирования застройки (согласно статье 1 ГрК – линий, устанавливаемых в ДПТ по красным линиям или с отступом от них и определяющих место допустимого размещения зданий, строений, сооружений) ни Министерством, ни Прокуратурой не установлено. Претензии Министерства сводятся только к высоте строящегося дома.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ элементом планировочной структуры является часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
Следовательно, проект планировки территории лишь определяет направление развития тех или иных зон. Конкретные объекты капитального строительства, планируемые к возведению на данной территории, не относятся к числу элементов планировочной структуры. Соответственно, не подлежат отражению в проекте планировки.
Указанный вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 02.02.2022 № 310-ЭС21-27307).
На чертеже, согласно пункту 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ, отображаются лишь красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
Указанный перечень является закрытым и не предполагает обозначение на чертежах предельных параметров, в том числе высотности (этажности). Следовательно, чертеж определяет исключительно границы различных зон и возможного размещения объектов капитального строительства.
С учетом того, что ГПЗУ содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также установленных параметров предельной высоты застройки, оснований для вывода о недостоверности информации, содержащейся в данном ГПЗУ, у Министерства не имелось.
Ссылка Министерства на наличие непосредственно на самом чертеже ДПТ в контуре предполагаемого размещения объектов капитального строительства обозначений «6 эт.», «7 эт.», «9 эт.» обоснованно отклонена судом, так как, во-первых, ни в описательной части чертежа, ни в текстовой части ДПТ, как это требует пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ, не имеется расшифровки и раскрытия содержания данных обозначений. Во-вторых, высота и этажность – это предельные параметры разрешенного строительства, которые в силу части 2 статьи 38 ГрК РФ устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне в целом, а не к конкретному объекту капитального строительства.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются Правилами землепользования и застройки, в которых должны быть указаны предельные параметры разрешенного строительства (в частности, предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства в пределах соответствующей территориальной зоны.
Статьей 3 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 (ред. от 16.12.2014) установлено, что количество видов предельных параметров с установлением их значений применительно к различным территориальным зонам может увеличиваться путем последовательного внесения изменений в настоящие Правила, в том числе с использованием предложений, подготовленных на основе утвержденной документации по планировке территории.
По результатам рассмотрения заявления ООО «ПСК Стройэффект» от 03.09.2020 с приложенными к нему документами в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе положительного заключения экспертизы проектной документации (шифр 2018/08-03-П) от 16.03.2020, Департаментом выдано разрешение на строительство № RU 90303000-115-2020 в связи с отсутствием оснований для отказа в выдаче разрешения.
Согласно разделу 2.1.3 «Сведения о технико-экономических показателях объекта капитального строительства» указанного заключения, этажность здания составляет 18, высота в соответствии с СП 1.13130.2009 – 49,9 м, предельная высота здания не превышает 54,28 м.
Разрешение на строительство от 15.01.2021 № RU 90303000-115-2020/1 выдано Департаментом с учетом положений частей 21.5, 21.10 статьи 51 ГрК РФ в связи со сменой застройщика.
В дальнейшем, 12.05.2021 ООО «СЗ М.Горького 86» направило заявление о внесении изменений в разрешение на строительство в соответствии с положениями части 21.14 статьи 51 ГрК РФ. К пакету документов приложено положительное заключение повторной негосударственной экспертизы от 28.04.2021 № 59-2-1-2-021463-2021. Согласно положительному заключению повторной негосударственной экспертизы, технико-экономические показатели объекта капитального строительства и сроки строительства не изменены, в том числе высота и этажность. По результатам рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и приложенных к нему документов Департаментом принято решение о выдаче разрешения на строительство от 18.05.2021 № 59-RU90303000-115-2020/2.
При таких обстоятельствах оснований для отказа Департаментом в выдаче разрешений на строительство, предусмотренных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, не имелось.
При этом, вопреки доводам Министерства, из решения суда не следует, что ГПЗУ является единственно возможным документом для надлежащего проектирования объекта. Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи (часть 3 статьи 57.3 ГрК Р).
Следовательно, ГПЗУ фактически является выпиской из вышеуказанных документов, что в своем решении и отметил суд.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:81747, выданный 25.04.2018, содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также о параметрах возможной высоты жилой застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, апелляционный суд полагает, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2022 года по делу № А50-31069/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.В. Васильева
Судьи
Г.Н. Гулякова
Е.Ю. Муравьева