ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8397/2022-АК от 05.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2022-АК

г. Пермь

09 сентября 2022 года                                                   Дело № А50-7569/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2022 года.

        Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,

при участии:

от заявителя ОАО «МРСК Урала» - ФИО1, паспорт, доверенность от 01.07.2022, диплом;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю – ФИО2, удостоверение, доверенность от 03.03.2022, диплом;

от ООО «Энергосервис Звездного» - ФИО3, паспорт, доверенность от 22.08.2022, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала»,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18 мая 2022 года

по делу № А50-7569/2022   

по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ОГРН <***>, ИНН <***>, сокращенное наименование – ОАО «МРСК Урала»)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис Звездного»

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – общество, ОАО «МРСК Урала») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявле­нием о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 059/04/9.21-67/2022, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Управление, антимонопольный орган), которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Энергосервис Звездного», по жалобе которого было возбуждено дело об административном правонарушении № 059/04/9.21-67/2022.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что пункт 30.1 Правил технологического присоединения не регулирует правоотношения по обращению ОАО «МРСК Урала» в регулирующий орган с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. При вынесении судебного акта суд первой инстанции не применил нормы права, регулирующие правоотношения по установлению индивидуальной платы за технологическое присоединение при наличии обращения сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение, что привело к вынесению необоснованного и незаконного решения.

В судебном заседании представить заявителя на доводах жалобы настаивал.

Антимонопольный орган в представленном в апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании на доводах, изложенных в отзыве, настаивал.

Третье лицо представило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица доводы отзыва поддержал.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом из материалов дела, в Управление поступило заявление ООО «Энергосервис Звездного» (вх. № 011528 от 07.07.2021) в отношении ОАО «МРСК Урала» при нарушении порядка технологического присоединения (подключения) к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» трансформаторной подстанции, находящейся по адресу: <...>.

Из материалов дела установлено, что 21.05.2021 ООО «Энергосервис Звездного» обратилось в адрес ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) энергопринимающего устройства, находящегося по адресу: <...> (трансформаторная подстанция № 0475). С дополнениями от 25.05.2021 № 375 обращение ООО «Энергосервис Звездного» по увеличению мощности указанной подстанции обусловлено обязательствами общества по исполнению договора о технологическом присоединении (подключении) объекта, находящегося по адресу: <...>, заключенного с ООО «Аквавита».

28.05.2021 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес смежной сетевой организации ООО «Лукойл-Пермь» запрос (исх. № ПЭ/22/698) о наличии технической возможности увеличений максимальной мощности в отношении указанных кабельных линий 6 кВ, подключенных к РП -97. В ответ на данный запрос ООО «Лукойл-Пермь» сообщило, что отсутствует техническая возможность увеличения, в связи с низкой пропускной способностью электрического указанных кабельных линий 6 кВ (письмо № И-11653 от 04.06.2021).

ОАО «МРСК Урала» оценив заявку и документы, полученные от ООО «Лукойл-Пермь», усмотрело технологическую и правовую необходимость для установления платы за технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) в отношении ООО «Энергосервис Звездного» в индивидуальной порядке, путем обращения в уполномоченный орган государственного регулирования цен в Пермском крае для проведения соответствующих расчетов, которые компенсируют ОАО «МРСК Урала» понесенные расходы по подключению.

18.06.2021 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес ООО «Лукойл-Пермь» заявку на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) указанных объектов электросетевого хозяйства, питающих трансформаторную подстанцию ООО «Энергосервис Звездного» (письмо исх. № ПЭ/22/823). Также о совершении данного действия сетевая организация проинформировала ООО «Энергосервис Звездного» (письмо исх. № ПЭ/22/824).

19.07.2021 ООО «Лукойл-Пермь» направило в адрес ОАО «МРСК Урала» проект договора об осуществлении технологического присоединения (увеличения максимальной мощности) (письмо исх. № И-15390).

21.07.2021 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края документы и информацию для установления платы за технологическое присоединение в отношении объектов ООО «Энергосервис Звездного» (письмо исх. № ПЭ/01/22/4517).

22.07.2021 ООО «Энергосервис Звездного» уведомлен о направлении документов в орган регулирования для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (письмо исх. № ПЭ/22/999).

06.08.2021 Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края проинформировало ОАО «МРСК Урала» о принятии ранее поданной заявки и назначении заседания правления по установлению платы для подключения объекта ООО «Энергосервис Звездного» на 18.08.2021.

Министерством тарифного регулирования плата за технологическое присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» по индивидуальному проекту установлена Постановлением №70-тп от 18.08.2021 (опубликовано 20.08.2021).

23.08.2021 ОАО «МРСК Урала» письмом №ПЭ/01/22/5232 в адрес ООО «Энергосервис Звездного» направлена оферта договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя.

09.09.2021 между ОАО «МРСК Урала» и ООО «Энергосервис Звездного» заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 8400013156.

Таким образом, ОАО «МРСК Урала» в установленный пунктом 30.1 Правил № 861 (до 24.06.2021) не направило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту после получения заявки от ООО «Энергосервис Звездного» от 21.05.2021 с дополнениями от 25.05.2021.

Фактически ОАО «МРСК Урала» обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении платы только 21.07.2021 (письмо ПЭ/01/22/4517), то есть с нарушением срока на 25 дней.

Нарушение положений пункта 30.1 Правил № 861 явилось основанием для возбуждения административным органом производства по делу по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (ранее заявитель уже привлекался к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения к электрическим сетям – постановлением Управления от 12.03.2020, вступившим в силу 27.07.2020 – в день принятия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А50-7226/2020).

08.02.2022 административным органом в отношении заявителя составлен протокол № 059/04/9.21-67/2022 об административном правонарушении.

Постановлением от 23.03.2022 № 059/04/9.21-67/2022 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (штраф снижен в 2 раза).

Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и  отсутствии оснований для освобождения общества от ответственности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывов не нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения решения суда не установил.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условие естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «МРСК Урала», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке передачи электрической энергии как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Пунктом 6 Правил № 861 установлено, что присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.

В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, с учетом особенностей, установленных III разделом указанных Правил (пунктом  30 Правил № 861).

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (пункт 30.1 Правил №861).

Следовательно, в случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно быть осуществлено по индивидуальному проекту, сетевая организация обязана в течение тридцати дней со дня поступления заявки на технологическое присоединение обратиться с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

При этом согласно пункту 30.2 Правил № 861 сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его направления.

Материалами административного дела подтверждается, что ОАО «МРСК Урала» в установленный пунктом 30.1 Правил №861 (до 24.06.2021) не направило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту после получения заявки от ООО «Энергосервис Звездного», поступившей 21.05.2021, с дополнениями от 25.05.2021.  

Фактически ОАО «МРСК Урала» обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении платы только 21.07.2021 (письмо ПЭ/01/22/4517), то есть с нарушением срока.

22.07.2021 ООО «Энергосервис Звездного» уведомлен о направлении документов в орган регулирования для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (письмо исх. № ПЭ/22/999).

Таким образом, ОАО «МРСК Урала» допущено нарушение положений пункта 30.1 Правил № 861 ввиду несоблюдения сетевой организацией срока направления заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

У ОАО «МРСК Урала» имелась возможность для соблюдения положений Правил № 861, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности проведения процедур во исполнение Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в более короткие сроки, как и невозможности соблюдения срока по осуществлению технологического присоединения, продленного сторонами, обществом в материалы дела не представлено.

В апелляционной жалобе ОАО «МРСК Урала» указывает, что срок, установленный пунктом 30.1 Правил, подлежит продлению на срок получения оферты договора об осуществлении технологического присоединения от вышестоящей сетевой организации, что следует из системного толкования пунктов 30.1, 30.05 Правил, а также пункта 41 Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее – Методические указания), утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17.

Вместе с тем, исходя из указанных выше норм, указанные обществом обстоятельства не исключают необходимости выполнения сетевой организацией возложенных не нее обязательств в установленные сроки и не исключают ее ответственность за нарушение своих обязательств. Отношения между заявителем и сетевой организацией не могут ставиться в зависимость от третьих лиц, в том числе оправдывать неисполнение сетевой организацией возложенных на нее обязательств в установленный срок, и, тем самым, не могут снимать с нее ответственность за пропуск этого срока.

Пункт 41 Методических указаний не содержит положений о продлении срока подачи сетевой организацией заявления об установлении платы, указанная норма содержит лишь формулу расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, и не определяет порядок обращения с заявлением об установлении платы. Более того, согласно пункту 2 Методических указаний, данный акт имеет иной предмет правового регулирования, Методические указания определяют основные положения лишь по расчету платы за технологическое присоединение, но не определяют порядок направления заявлений и документов в адрес уполномоченного регулирующего органа, подобного рода положения в Методических указаниях отсутствуют.

Установленные пунктом 30.1 Правил №861, сроки направления заявления в уполномоченный орган и состав документов, прилагаемых к указанному заявлению, являются пресекательными и обязательными для соблюдения сетевыми организациями, указанный пункт не содержит указаний на продление сроков подачи заявления в зависимости от категории заявителя и необходимости получения оферты договора от смежной сетевой организации.

Как следует из содержания пункта 30.1 Правил технологического присоединения, одним из условий применения срока, установленный указанным пунктом, является необходимость строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил технологического присоединения инвестиционные программы на очередной период регулирования.

Таким образом, указанное условие нельзя рассматривать в отрыве от содержания нормы пункта 29 Правил технологического присоединения, поскольку именно указанным пунктом определяются объекты, о реконструкции или строительстве которых идет речь.

В соответствии с абзацем 2 пункта 29 Правил технологического присоединения, включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 28 настоящих Правил.

Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 29, 30.1 Правил №861, вне зависимости от того, требуется ли для обеспечения нужд заявителя реконструкция объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую обратился заявитель, либо объектов смежной с ней сетевой организацией, заявление об установлении платы за осуществление технологического присоединения но индивидуальному проекту должно быть направлено в адрес регулятора в 30-дневный срок с даты поступления заявки.

Доводы ОАО «МРСК Урала» о том, что срок подачи заявления об установлении платы подлежит продлению на основании пункта 30.5 Правил №861 также является ошибочными и основаны на неверном толковании норм материального права.

Разделом 111 Правил технологического присоединения для сетевой организации предусмотрены сроки:

- направления заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п. 30.1 Правил);

- направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения заявителю (п. 30.5 Правил).

Указанные сроки установлены для разных событий и наличие правил для продления одного из них не свидетельствует о возможности продления другого, поскольку такое продление не предусмотрено Правилами.

Таким образом, правила о продлении срока направления проекта договора заявителю не могут произвольно применяться к сроку направления заявления об установлении платы в адрес регулятора, поскольку расширительному толкованию норма пункта 30.5 Правил технологического присоединения, вопреки доводам общества не подлежит.

Кроме того, доводы, изложенные ОАО «МРСК Урала», являлись предметом рассмотрения арбитражных судов в деле № А50-20920/2021.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом предпринимались все возможные меры для предотвращения совершения правонарушения, в действиях заявителя имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.

У ОАО «МРСК Урала» имелась возможность для соблюдения пункта 30.1 Правил № 861, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассматриваемое правонарушение допущено ОАО «МРСК Урала» в тот период, когда оно являлось подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения (постановление по делу № 059/04/9.21-232/2020 от 12.03.2020 вступило в силу 27.07.2020 – в день  принятия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А50-7226/2020). Указанное постановление исполнено ОАО «МРСК Урала» 26.08.2020 (платежное поручение №29079). Таким образом, общество считается подвергнутым административному наказанию с 27.07.2020 до 26.08.2021.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) не пропущен.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП не имеется.

Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено. Административный штраф – 300 000 руб. назначен антимонопольным органом с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении правомерно признано судом законным.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2022 года по делу № А50-7569/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова