ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-850/2015 от 05.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- /2015-ГК

г. Пермь

11 марта 2015 года                                                       Дело № А50-18249/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,

судей  Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васевой Н.В.,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства»,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2014 года

по делу № А50-18249/2014,

принятое судьей Кудиновой О.В.,

по иску Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Санкт-Петербурге, Федеральное агентство по рыболовству

о признании права оперативного управления,

установил:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» (далее - ФГБНУ «ГОСНИОРХ», истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – ТУ Росимущества в Пермском крае) о признании права оперативного управления на скважину №4 (4130), расположенную по адресу: Пермский край, Суксунский район, Кисилевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог», кадастровый номер земельного участка, на котором находится скважина, 59:35:1500102:1851 на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление Росреестра по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Санкт-Петербурге, Федеральное агентство по рыболовству.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец, ФГБНУ «ГОСНИОРХ», не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. По мнению истца, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований считать право оперативного управления истца ранее возникшим, неправомерен. Спорная скважина входит в состав зимовального комплекса, введенного в эксплуатацию в 1978 году и переданного на баланс Пермской лаборатории ГосНИОРХ, которая в настоящее время является филиалом ФГБНУ «ГОСНИОРХ». Несостоятелен, полагает истец, и вывод суда об избрании им ненадлежащего способа защиты права, поскольку данный иск заявлен ФГБНУ «ГосНИОРХ» в целях подтверждения существующего права, а также обеспечения принципов правовой определенности. Кроме того, считает истец, иск предъявлен им к надлежащему ответчику, так как полномочия собственника в отношении спорного имущества, относящегося к федеральной собственности, осуществляет ТУ Росимущества в Пермском крае. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ФГБНУ «ГОСНИОРХ» просит отменить решение  и принять новый судебный акт.

От ответчика,  третьего лица, Федерального агентства по рыболовству, поступили отзывы на жалобу.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу положений ст.ст.156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора в их отсутствии. От третьего лица Управление Росреестра по Пермскому краю поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на территории опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства в долине ручья Ключи в 1 км от д. Цыганы было запланировано строительство зимовального комплекса, в состав которого входят здание зимовала с машинным отделением, склад топлива, артезианские скважины с насосными станциями и водоводами, система электроснабжения, подъездная автодорога (Техно-рабочий проект зимовального комплекса опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории ГосНИОРХ в д. Цыганы Суксунского района Пермской области 1978 года).

01 июня 1978 года Камским бассейновым управлением по регулированию использования и охране вод утверждено заключение по проекту 3 разведочно-эксплуатационных и 1 резервной скважин на воду для водоснабжения зимовального комплекса опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории ГосНИОРХ в д. Цыганы Суксунского района. Место бурения проектируемых скважин 2 – 4 определено за юго-западной окраиной существующей территории опытного форелевого хозяйства, скважина 2 – в 10 м юго-западнее существующей территории, скважины 3 – 4 – через каждые 300 м друг от друга, начиная от скважины 2.  Скважина 1 расположена в 300 м северо-восточнее скважины 2 в северо-восточном углу существующей территории (л.д. 107-108).

16 августа 1978 года Пермской лабораторией ГосНИОРХ  (заказчик) с подрядчиком заключен годовой договор подряда на строительство зимовального комплекса форелевого хозяйства (л.д. 109).

24 октября 1979 года подписан акт на сдачу заказчику скважины после монтажа водоподъемного оборудования № 2 (л.д. 110).

16 декабря 1987 года утвержден акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта – зимовального комплекса форелевого хозяйства от 16 декабря 1987 года. Законченный строительством зимовальный комплекс Суксунского экспериментального форелевого  хозяйства передан безвозмездно на баланс Пермской лаборатории ГосНИОРХ (л.д. 111-114).

16 февраля 2000 года федеральному государственному научному учреждению «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» на основании его заявления и проведения процедуры учета выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества федерального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, с присвоением объекту реестрового номера 07800288 (л. д. 79).

20 июня 2013 года ФГБНУ «ГОСНИОРХ» обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на скважину № 4 (4130), расположенную по адресу: Пермский край, Суксунский район, Киселевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог».

08 ноября 2013 года заявителю отказано в государственной регистрации права оперативного управления на названный объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  с ним» в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновение права оперативного управления ФГБНУ «ГОСНИОРХ» на него (л. д. 17-20).

Полагая, что названный объект с момента его введения и до настоящего времени находится в его владении и пользовании на праве оперативного управления,    ФГБНУ «ГОСНИОРХ» обратилось в арбитражный суд  с иском к ТУ Росимущества в Пермском крае о признании права оперативного управления на скважину № 4 (4130), расположенную по адресу: Пермский край, Суксунский район, Киселевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог», кадастровый номер земельного участка, на котором находится скважина, - 59:35:1500102:1851, на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (л. д. 4-7).

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права (абзац 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ)).

При этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру нарушения и вести к восстановлению нарушенных прав.

Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что на основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.

Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 названного Постановления).

ФГБНУ «ГОСНИОРХ» является научным учреждением, созданным приказом Наркомснаба от 03 августа 1932 года № 613 (пункт 1.2 Устава) (л.д.61-78).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 3 раздела II приложении № 1 к названному Постановлению высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, ГосНИОРХ как научное учреждение при разграничении государственной собственности отнесено исключительно к федеральной собственности, учредителем и собственником которого является Российская Федерация (пункт 1.5 Устава).

Из Выписки из реестра федерального имущества от 14 мая 2013 года № 389/3 также следует, что спорная скважина № 4 (4130), расположенная по адресу: Пермский край, Суксунский район, Киселевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог»,  включена в реестр федерального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и закреплена на праве оперативного управления за ФГБНУ «ГОСНИОРХ» (л. д. 28-30).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный объект отсутствуют.

В государственной регистрации права оперативного управления ФГБНУ «ГОСНИОРХ» регистрирующим органом отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновение права оперативного управления ФГБНУ «ГОСНИОРХ» на него (л. д. 17-19).

Абзацами 2-3 пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 предусмотрено, что если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.

Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств, положенных ФГБНУ «ГОСНИОРХ» в основу заявленных требований, и при наличии возражений ответчика относительно наличия у истца оснований возникновения права оперативного управления, что  само по себе свидетельствует о наличии спора о праве, иск о признании права оперативного управления является надлежащим способом защиты, соответствующим характеру предполагаемого нарушения и в случае удовлетворения исковых требований обеспечит восстановление нарушенных прав и защиту интересов истца, поскольку такое решение суда будет являться основанием для внесения в ЕГРП записи о праве оперативного управления истца на спорное имущество.

Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неправильном толковании норм материального права.

Неправомерен и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований считать право оперативного управления истца ранее возникшим, поскольку опровергается материалами дела.

Из представленных в материалы дела техно-рабочего проекта зимовального комплекса опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории ГосНИОРХ в д. Цыганы Суксунского района Пермской области 19878 года и заключения по проекту 3 разведочно-эксплуатационных и 1 резервной скважин на воду для водоснабжения зимовального комплекса опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории ГосНИОРХ в д. Цыганы Суксунского района от 01 июня 1978 года следует, что в составе данного комплекса планировалось строительство, в том числе 3 разведочно-эксплуатационных и 1 резервной скважин (л. д. 104-106).

16 августа 1978 года Пермской лабораторией ГосНИОРХ  заключен годовой договор подряда на строительство зимовального комплекса форелевого хозяйства (л. д. 109).

24 октября 1979 года заказчику сдана скважина после монтажа водоподъемного оборудования  (л. д. 110).

16 декабря 1987 года утвержден акт приемки в эксплуатацию зимовального комплекса форелевого хозяйства в целом. Законченный строительством зимовальный комплекс Суксунского экспериментального форелевого  хозяйства передан безвозмездно на баланс Пермской лаборатории ГосНИОРХ. Из данного акта также следует, что строительные и монтажные работы начаты в 1979 году и окончены в декабре 1987 года (л. д. 111-113).

Таким образом, спорная скважина спроектирована в составе зимовального комплекса, построена, сдана в эксплуатацию и передана  в составе комплекса безвозмездно на баланс Пермской лаборатории ГосНИОРХ.

Ссылка ответчика на то, что в техническом и кадастровом паспортах спорного объекта указан 1979 год постройки (л. д. 31-32), тогда как зимовальный комплекс, в состав которого, по утверждению истца, и входит спорная скважина, принят в эксплуатацию в 1987 году, подлежит отклонению судом, поскольку в акте приемки зимовального комплекса в эксплуатацию указано, что строительство велось в период с 1979 года по 1987 год (л. д. 111-113).

Согласно пункту 1.2 Устава ФГБНУ «ГОСНИОРХ», утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству № 1233 от 12 декабря 2011 года, оно  создано приказом Наркомснаба СССР от 03 августа 1932 года № 613 как Институт озерного и речного рыбного хозяйства, зарегистрировано решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 28 апреля 1993 года № 3340 с наименованием «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства». В соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 09 сентября 1998 года № 550 переименовано в государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» и от 23 сентября 2002 года № 714 переименовано в федеральное государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства». В соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 31 мая 2011 года № 560 переименовано в ФГБНУ «ГОСНИОРХ» (л. д. 61).

Из Устава ГосНИОРХ, утвержденного приказом Министерства рыбного хозяйства № 64 от 20 марта 1980 года, следует, что Пермская лаборатория являлась подразделением ГосНИОРХ, находящимся на самостоятельном балансе (пункт 5 Устава, л. д. 118).

31 мая 1990 года приказом ГосНИОРХ Пермская лаборатория переименована в Пермское отделение  ГосНИОРХ (л. д. 120).

Из пункта 1.12 Устава ФГБНУ «ГОСНИОРХ» следует, что Пермское отделение является филиалом ФГБНУ «ГОСНИОРХ» (л. д. 63).

Таким образом, правопреемником ГосНИОРХ в настоящее время является истец ФГБНУ «ГОСНИОРХ», филиалом которого, в свою очередь, является Пермское отделение.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии  доказательств правопреемства истца от лица, создавшего спорный объект, как и об отсутствии доказательств, свидетельствующих о создании спорного имущества, опровергаются материалами дела.

Вместе с тем, данное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного решения (часть 3 статьи 270 АПК РФ).

В соответствии с п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года № 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

При этом абзацем 5 подпункта «б» пункта 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447, установлено, что учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении, в том числе, федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет соответствующего имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

ФГБНУ «ГОСНИОРХ», заявляющее о своем праве на спорную скважину, зарегистрировано в г. Санкт-Петербург (Выписка из ЕГРЮЛ, л. д. 41-59).

Соответственно, учет данного объекта осуществляет ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге, что следует и из Выписки из реестра федерального имущества на спорную скважину (л. д. 28-30).

Таким образом, ТУ Росимущества в Пермском крае, привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении спорного имущества, не является, как и не является  участником правоотношений, связанных с возникновением у истца каких-либо прав на спорный объект.

Следовательно, ТУ Росимущества в Пермском крае не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем в удовлетворении исковых требований, предъявленных истцом именно к нему, судом первой инстанции отказано правомерно.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении требований не имеется.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в удовлетворении исковых требований отказано неправомерно, поскольку им представлены достаточные доказательства возникновения права оперативного управления на спорную скважину, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции с учетом того, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Таким образом, апелляционная жалоба истца, ФГБНУ «ГОСНИОРХ», удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2014 года по делу № А50-18249/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Ю.В.Скромова

Судьи

В.Ю.Дюкин

Т.Л.Зеленина