ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8677/2022-АК от 08.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2022-АК

г. Пермь

08 сентября 2022 года                                                             Дело № А50-27313/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 07 июня 2022 года

по делу № А50-27313/2021 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Регион» (ОГРН 1095904014436, ИНН 5904215954)

к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)

о признании недействительным решения от 21.09.2021 № 590021400033804,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Регион» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения от 21.09.2021 № 590021400033804 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 июня 2022 года требования общества удовлетворены, признано недействительным решение регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.09.2021 № 590021400033804 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, как несоответствующее действующему законодательству. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С фонда в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению фонда, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого начисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, даже если такой заработок менее размера минимального размера оплаты труда (МРОТ), в противном случае, выплаченное пособие, будучи явно несоразмерным выплаченному доходу, приобретает характер дополнительного материального стимулирования, поэтому не подлежит возмещению за счет средств фонда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, должностным лицом фонда проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных заявителем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения страхователем.

Итоги камеральной проверки отражены в акте от 10.08.2021 № 590021400033802.

По результатам проверки сделан вывод о том, что в связи с недостоверностью данных о режиме рабочего времени застрахованного лица, пособия по временной нетрудоспособности работника назначены фондом с нарушением законодательства, поскольку средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определен фондом из минимального размера оплаты труда без учета фактической продолжительности рабочего  времени застрахованного лица.

Проверкой выявлена переплата пособия по временной нетрудоспособности Кашину В.С. в сумме 75 832,51 руб.

21.09.2021 по результатам рассмотрения указанного акта, фондом  принято решение № 590021400033804 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, которым заявителю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения либо на исчисление размера страхового обеспечения в сумме  75 832,51 руб.

Полагая, что решение фонда не соответствует требованиям закона, предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое решение фонда не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

При этом основанием для выплаты страхового обеспечения являются документы, подтверждающие достоверность страхового события - листок нетрудоспособности.

В соответствии с пунктом 3 Временных правил № 402 назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе ФСС РФ, в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, уполномоченной Министерством здравоохранения РФ.

В соответствии с пунктом 4 Временных правил № 402 страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства РФ в области персональных данных направляет в фонд перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции, для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением № 294.

Страхователь формирует и направляет в фонд перечни застрахованных лиц раздельно в отношении каждого из периодов временной нетрудоспособности, указанных в пункте 8 Временных правил.

В соответствии с пунктом 8 Временных правил № 402 уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную организацию в соответствии с п. 7 Временных правил, с кодом «03», в том числе, единовременно на 14 календарных дней с 06 по 19 апреля 2020 г.

Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждены приказом Фонда социального страхования РФ от 24.11.2017 № 579.

С учетом пункта 3.22 Порядка № 579 в графе 41 «Сведения о неполном рабочем времени (размер ставки)» указывается размер ставки получателя пособия, указанный в трудовом договоре получателя пособия.

С 01.04.2020 вступил в действие Закон № 104-ФЗ, которым были утверждены Особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.

Статьей 1 Закона № 104-ФЗ определено, что пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 на основании Закона № 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона № 104-ФЗ в случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности, а размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения указанного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с Законом № 255-ФЗ, за полный календарный месяц не должно быть меньше федерального МРОТ, независимо от стажа и фактического заработка застрахованного лица.

Действие Закона № 104-ФЗ распространяется на все страховые случаи.

Наличие трудовых отношений между спорным застрахованным лицом и заявителем, размер среднего заработка, наступление страховых случаев, факт направления обществом реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

Как следует из решения, основанием предъявления требований о  возврате пособия послужил выявленный Фондом факт предоставления обществом недостоверных сведений о ставке застрахованного лица (в направленном обществом реестре сведений для назначения выплаты указана ставка «1», вместо «0,5»).

По мнению фонда, сумма пособия по временной нетрудоспособности за период с апреля 2020 по март 2021 была ошибочно рассчитана исходя из среднего заработка, принимаемого равным минимальному размеру оплаты труда, в то время как должна была определяться пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Частью 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из представленных в материалы дела документов следует, что спорными являются расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности Кашину В.С. Как установлено проверкой и не оспаривается заявителем, он работала в обществе на условиях неполного рабочего времени (по 4 часа в неделю). Заработная плата начислялась Кашину В.С. в размере менее установленного МРОТ, действовавшего на момент заключения трудового договора. Данные выплаты подтверждаются представленными в дело документами и не являются спорными.

Поскольку средний заработок указанного лица в спорные периоды был ниже МРОТ, расчет пособия по временной нетрудоспособности Кашину В.С. произведен страхователем из среднего заработка, приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

Положения части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на день наступления страхового случая средний заработок застрахованного лица был ниже минимального размера оплаты труда, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, суд пришел к выводу о правомерности произведенного обществом расчета среднего заработка застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, исходя из которого было исчислено пособие по временной нетрудоспособности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у фонда оснований для отказа обществу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения и непринятия к зачету указанных расходов.

Данные выводы соответствуют правовому подходу, изложенному в определениях ВС РФ от 27.07.2015 № 309-КГ15-4727, 18.11.2019 № 309-ЭС19-20504, 16.07.2020 № 301-ЭС20-9094.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июня 2022 года по делу № А50-27313/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.В. Васильева

Е.Ю. Муравьева