ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8681/2022-ГК от 05.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8681/2022-ГК

г. Пермь

05 сентября 2022 года Дело № А50-28945/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,

при участии:

от ответчика, ООО «ТРАСТ-Центр» - ФИО1, удостоверение адвоката доверенность от 30.08.2021;

от третьего лица, ФИО2 – ФИО3, паспорт, доверенность от 12.05.2020;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Пермского края,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2022 года по делу № А50-28945/2021

по иску заместителя прокурора Пермского края в публичных интересах муниципального образования «город Пермь» и неопределенного круга лиц

к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью «ТРАСТ-Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрация города Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми, ФИО4, ФИО2,

о признании недействительным соглашения о перераспределении земель,

установил:

заместитель прокурора Пермского края (далее – прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее – Департамент земельных отношений, ответчик-1) и обществу с ограниченной ответственностью «ТРАСТ-Центр» (далее – общество «ТРАСТ-Центр», ответчик-2) о признании соглашения о перераспределении земель от 30.09.2020 № 0109-20п, заключенного между ответчиками, недействительной (ничтожной) сделкой, применении последствий ее недействительности путем исключения из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410091:279 площадью 750 кв.м с видом разрешенного использования «под 2-этажное здание кафе лит.А»; восстановления в ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410091:8 площадью 249, 59 кв.м, расположенном на землях населенных пунктов по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Ленина, 66а; исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) регистрационной записи в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410091:279; возложении на общество «ТРАСТ-Центр» обязанности возвратить Департаменту земельных отношений земельный участок площадью 503,41 кв.м по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Ленина; возложении на Департамент земельных отношений обязанности возвратить обществу «ТРАСТ-Центр» денежные средства в размере 5 286 617 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрация города Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми, ФИО4, ФИО2.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2022 года в удовлетворении заявленного иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд решение подлежит отмене в связи неправильным применением судом норм материального права. Ссылается на пункт 14 статьи 39.29 ЗК РФ, в соответствии с которой уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, более чем на десять процентов. Оспаривает выводы суда о том, что земельный участок не был образован за счет земель общего пользования, ссылается на ст. 262 ГК РФ, ст. 85 ЗК РФ, ст. 1 ГрК РФ. Указывает, что передача земельного участка, относящегося к землям общего пользования, в частную собственность противоречит правовому режиму территорий общего пользования (ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ, ст. 85 ЗК РФ). Разрешая возникший спор, суд первой инстанции не дал оценку доводу Прокуратуры края о том, что земельный участок из свободных городских земель, который участвовал в перераспределении, используется для пешеходной зоны - прохода общего пользования (между зданием общества и проезжей частью), что следует как из представленных прокуратурой края, так и третьим лицом - ИП ФИО2, фотоматериалов. Отсутствие ограждений на вновь сформированном земельном участке не придает законности приватизации земель общего пользования.Более того, в частной собственности ООО «ТРАСТ-Центр» находился земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410091:8 площадью 246,59 кв.м, площадь перераспределяемых земель, государственная собственность на которые не разграничена, составила 503,41 кв.м, или 67%.

До начала судебного разбирательства от Администрации города Перми, Управления Росреестра, ФИО2 поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель ФИО2 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представитель ответчика, ООО «ТРАСТ-Центр», оставил разрешения спора на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, за обществом «ТРАСТ-Центр» зарегистрировано право собственности на земельный участок, поставленный на кадастровый учет 07.02.2020, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов общественного питания, уточненной площадью 750 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Пермский край, городской округ Пермский, г. Пермь, Ленинский район, ул. Ленина, с кадастровым номером 59:01:4410091:279.

В границах указанного земельного участка расположено нежилое здание, принадлежащее обществу «ТРАСТ-Центр» на праве собственности, 4 общей площадью 304,8 кв.м, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Ленина, д. 66а, кадастровый номер 59:01:4410091:43.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410091:279 зарегистрировано за обществом «ТРАСТ-Центр» на основании соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков от 30.09.2020 № 0109-20п (далее – Соглашение).

По условиям указанной сделки Департамент земельных отношений и общество «ТРАСТ-Центр» достигли соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410091:8 площадью 246,59 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Ленина, 66а, разрешенное использование: под 2-этажное здание кафе лит. А, принадлежащего обществу «ТРАСТ-Центр» на праве собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 30.12.2019 № 1120 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной ул. Ленина, ул. Куйбышева, ул. Пермской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми» (п. 1.1 Соглашения).

В соответствии с п. 2.1 Соглашения цена за увеличение площади земельного участка составила 5 286 617 руб.

Денежные средства в указанном размере перечислены обществом «ТРАСТ-Центр» согласно п. 4.1 Соглашения.

Как указал прокурор, образуемый для данных целей участок, несмотря на неограниченность его красными линиями, относится к территории общего пользования, поскольку его образование признано обеспечить публичные интересы в виде обеспечения прохода, проезда; на указанном земельном участке имеются тротуары и газоны, обслуживание которых осуществляется за счет бюджетных средств города.

Так, письмом Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми от 14.5.2021 № 059-01-55/2- 171 в 2016 году осуществлялись мероприятия по благоустройству тротуаров по ул. Ленина от здания № 64 до ул. Попова площадью 2256 кв.м, выделено 1964,7385 тыс. руб., на ремонт газона площадью 181 кв.м вдоль данного тротуара выделено 61,12807 тыс. руб.

Кроме того, фактически единственной причиной перераспределения городских земель с частными землями является необходимость увеличения площади земельного участка под объектом общественного питания (кафе) в целях приведения в нормативное соответствие с требованием СП42.13330.2016, согласно которому минимальная требуемая площадь земельного участка должна составлять 1000 кв.м. Однако такое требование не достигнуто, площадь составляет 750 кв.м. Кроме того, положения СП42.13330.2016 распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации, к их планировке и застройке.

Вместе с тем, изложенное не относится к числу случаев перераспределения, указанных в п.1 ст. 39.28 ЗК РФ.

Исключение таких недостатков как чересполосица (с южной и восточной стороны), изломанность границ земельного участка по всему периметру, было возможно и без значительного увеличения площади земельного участка за счет земель общего пользования (тротуара).

Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на то, что отчуждение земельного участка нарушает права неопределенного круга лиц – граждан жителей города Перми на свободный беспрепятственный доступ к территориям общего пользования, в том числе п. 12 ст. 85, п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями со ссылками на п. 1 ст. 166, п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд указал на отсутствие оснований для признания сделки недействительной, поскольку перераспределение земель осуществлено в соответствии с проектом межевания, судом не установлены основания для отнесения земельного участка, находящегося в публичной собственности и участвующего в перераспределении, к землям общего пользования.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Прокурор по мотивам недействительности (ничтожности) оспаривает заключенное ответчиками соглашение о перераспределении земель от 30.09.2020 № 0109-20п.

В силу ст. 11.2 ЗК РФ перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.

Статьей 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка (п. 1). При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (п. 2). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3).

Пунктом 1 ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи, при которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В частности таким случаем является перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подп. 2).

Вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица определяется как недостаток землепользования, наличие которого препятствует образованию и рациональному использованию земельных участков (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В силу п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предшествует обращение граждан или юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков, с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

В частности уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 1266-О изложена правовая позиция, согласно которой законоположение подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.

Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Суд первой инстанции верно указал, что перераспределение, осуществляемое на основании подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, может быть выполнено при одновременном наличии следующих условий: находящийся в частной собственности земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания; находящийся в частной собственности земельный участок обладает одним или несколькими недостатками землепользования, такими как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица; площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Материалами дела подтверждается, что первоначально принадлежащий предпринимателю земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410091:8 обладал недостатком землепользования в виде наличия чересполосицы (с южной и восточной стороны), изломанности границ земельного участка и смежного с ним участка по всему периметру.

С целью увеличения размера используемых площадей здания, принадлежащего обществу «Траст-Центр», расположенного по адресу <...>, 30.07.2019 между обществом «Траст-центр» (принципал) и ФИО2 (агент) был заключен агентский договор, по условиям которого агент обязуется по поручению и за счет принципала совершить от имени и в интересах принципала за обусловленное вознаграждение, юридические и фактические действия, направленные на разработку документации по подготовке проекта межевания территории согласно Техническому заданию (выдается департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми, на основании распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 01.07.2019 № 059-22-01-03- 1024), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора, в сроки и на условиях, установленных договором (п. 1.1 договора).

Постановлением администрации города Перми от 30.12.2019 № 1120 утвержден проект межевания территории, ограниченной ул. Ленина, ул. Куйбышева, ул. Пермской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми.

Согласно проекту межевания на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410091:8 находится объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 59:01:4410091:43. Кафе, расположенное в этом здании, рассчитано на 50 посадочных мест (согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией). В соответствии со СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» размер земельного участка рассчитывается исходя из норматива от 0,2 до 0,25 га на 100 мест при вместимости до 50 мест. Минимальная требуемая площадь земельного участка – 1000 кв.м. Земельный участок, подлежащий перераспределению из городских земель, сформирован с целью исключения чересполосицы с южной и восточной стороны, изломанности границ земельного участка и смежного с ним участка по всему периметру. Для данных городских земель невозможно образовать самостоятельный земельный участок для предоставления на торги ввиду изломанности границ, ширина перераспределяемых земель составляет 3-6 м, что недостаточно для размещения на таких землях объектов капитального строительства в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, для данной территории с учетом противопожарных отступов и расстояний между объектами капитального строительства согласно СП 4.13130.2003 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Также земельный участок из городских земель будет препятствовать доступу правообладателей земельного участка под существующим объектом капитального строительства с кадастровым номером 59:01:4410091:43 к территориям общего пользования.

Письмом от 29.01.2020 № 21-01-06-И-470 Департамент земельных отношений уведомил о результатах рассмотрения обращения, дал согласие на заключение соглашения.

В результате подписания спорной сделки сторонами достигнуто соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410091:8 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, перераспределение осуществлено в соответствии с проектом межевания, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 30.12.2019 № 1120, в результате перераспределения образован единый земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410091:279 площадью 750 кв.м, определена цена увеличения площади, момент возникновения права общества на образованный земельный участок.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд обоснованно указал, что в данном случае перераспределение земельных участков осуществлено в соответствие с утвержденным проектом межевания территории в целях устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы земельного участка, исходя из невозможности образования самостоятельного земельного участка из земельного участка, находящегося в публичной собственности, и применения общего порядка приобретения земли – по результатам проведения торгов.

Отклоняя доводы об увеличении площади исходного участка общества «ТРАСТ-Центр» на 503,41 кв.м, то есть более чем в 2 раза за счет муниципальных земель, суд указал, что, во-первых, представленные в материалы дела документы в совокупности не свидетельствуют о превышении установленных законом предельных максимальных размеров земельных участков в результате перераспределения земельного участка судом; во-вторых, в случае формирования самостоятельного земельного участка в целях дальнейшего предоставления его путем проведения торгов из перераспределяемых городских земель к земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410091:8, предполагаемый самостоятельный земельный участок не будет обеспечен свободным доступом, так как с южной и восточной сторон ограничен земельным участком, предоставленном в частную собственность, что не допускается действующим законодательством.

Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении сторонами порядка и условий заключения соглашения о перераспределении земель, отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного иска в связи с недоказанностью обстоятельств для признания сделки недействительной (ничтожной).

Доводы апеллянта о существенном увеличении площади земельного участка в результате перераспределения земель, нарушении требований п. 14 статьи 39.29 ЗК РФ отклоняются.

Согласно п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

В соответствии с выпиской из ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410091:279 составляет 750 кв.м, определена в соответствии с проект межевания территории, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 30.12.2019 № 1120.

Действительно, уполномоченный орган вправе отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков (подп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 52.1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (ред. от 23.08.2022), максимальный размер земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков - 10000000 кв. м, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Таким образом, нарушений подп. 8 п. 9, п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ при формировании земельного участка не допущено.

Доводы апеллянта об образовании земельного участка за счет земель общего пользования были предметом рассмотрения суда и правомерно отклонены. Оснований полагать выводы суда в указанной части ошибочными не установлено.

Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

Согласно п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

Судом установлено, что документацией по планировке территории, ограниченной набережной реки Камы - левый берег, ул. Николая Островского, ул. Ленина, ул. Максима Горького, ул. Пушкина, ул. Сибирской, ул. Краснова, ул. Куйбышева, ул. Революции, шоссе Космонавтов, ул. Подгорной, ул. Екатерининской, ул. Окулова, ул. Решетниковский спуск в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми, территории общего пользования в пределах границ ул. Попова, ул. Петропавловской, ул. Ленина в Ленинском районе города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 31.12.2013 № 1293, установлены красные линии, в том числе по границе квартала, ограниченного ул. Ленина, ул. Куйбышева, ул. Пермской, ул. Попова, внутри испрашиваемого квартала красные линии установление красных линий не предусмотрено.

Проектом межевания территории, ограниченной ул. Ленина, ул. Куйбышева, ул. Пермской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми от 30.12.2019 № 1120, предусмотрено образование земельного участка с видом разрешенного использования - участок для обеспечения прохода, проезда (для обеспечения доступа с территории общего пользования к земельным участкам, границы которых не примыкают к красным линиям, неопределенного круга лиц).

Возражая против доводов истца, ФИО2 представил в материалы дела заключение специалиста, индивидуального предпринимателя ФИО5, от 14.05.2022, согласно которому в результате геодезической съемки и выноса поворотных точек расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410091:279 до края проезжей части (автодороги) по ул. Попова – 16,34 м, до края проезжей части (автодороги) по ул. Ленина – 14,93 м. При этом замощение тротуаров ул. Ленина и ул. Попова (плитка красный кирпич 60 мм) на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410091:279 не заходит.

Таким образом, прокурором не приведено достаточных доказательств формирования земельного участка за счет территорией общего пользования и нарушения прав неопределенного круга лиц, суд правомерно указал на утвержденный проект межевания и установленные в соответствии с ним границы красных линий.

При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2022 года по делу № А50-28945/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

О.Г. Дружинина

В.В. Семенов