ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8701/2015 от 11.08.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 1 /2015-ГК

г. Пермь

17  августа 2015 года                                                                Дело № А50-237/2015­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  17 августа 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего       Мартемьянова В.И.,   

судей                                      Поляковой М.А., Романова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмыковой К.И.,  

от заявителя, ООО «Высота»: не явились;

от заинтересованного лица, Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермском краю: не явились;

от заинтересованных лиц, Сычева Андрея Александровича, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2015 года

по делу № А50-237/2015, принятое судьей О.В. Щеголихиной

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Высота» (ОГРН 1045900846034, ИНН 5905230930)

к Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю

третьи лица: Сычев Андрей Александрович, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми,

о признании недействительной внесенной налоговым органом в ЕГРЮЛ 10.01.2014 записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Высота» (далее - ООО «Высота», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермском краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермском краю, налоговый орган) о признании недействительной внесенной налоговым органом в ЕГРЮЛ 10.01.2014 записи ГРН 2145958122594 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недействующего юридического лица ООО «Прикамье-жилстрой»  и обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2015 года (резолютивная часть объявлена 13 мая 2015 года) заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительной запись ГРН 2145958122594 от 10.01.2014 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица ООО «Прикамье-жилстрой».

Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю устранить нарушения прав и законных интересов заявителя - ООО «Высота».

С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю в пользу ООО «Высота» взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермском краю, не согласившись с вынесенным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе заявитель полагает, что соблюдение регистрирующим органом порядка государственной регистрации исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании недействительной записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра является непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.

Из представленной в материалы дела копии (скриншота) страницы журнала «Вестник государственной регистрации» следовало, что ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми опубликовала в журнале «Вестник государственной регистрации», часть 2 № 37 (446) от 18.09.2013 /973 сведения о принятом решении от 30.09.2011 № 3797 о предстоящем исключении ООО «Прикамье-жилстрой» из ЕГРЮЛ .

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «Прикамье-жилстрой» было зарегистрировано ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в качестве юридического лица 01.12.2005.

На основании справок № 388-О, № 388-С о непредставлении ООО «Прикамье-жилстрой» в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности, об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов налоговый орган (ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми) 13.09.2013 принял решение № 369 о предстоящем исключении ООО «Прикамье-жилстрой» из ЕГРЮЛ.

Сведения о принятии решения № 369 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО «Прикамье-жилстрой» были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» (№ 37 (446) от 18.09.2013).

10.01.2014  в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении из  него  ООО «Прикамье-жилстрой» как фактически прекратившего деятельность на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Полагая, что действия налогового органа по исключению ООО «Прикамье-жилстрой» из ЕГРЮЛ являются незаконными, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что в сведениях о публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» принятого регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, данные о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, отсутствуют; не представлено решение об исключении ООО «Прикамье-жилстрой» из ЕГРЮЛ, принятое после истечения срока, установленного п.4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.; на момент исключения из единого государственного реестра юридических лиц общество «Прикамье-жилстрой» имело задолженность перед обществом «Высота», установленную и взысканную в судебном порядке.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

В силу п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В силу п. 7 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.

Согласно п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Согласно справке ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми № 388-С от 12.09.2013 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми отсутствуют сведения об осуществлении ООО «Прикамье-жилстрой» в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету .

Согласно справке ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми № 388-С от 12.09.2013 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, сформированной ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, ООО «Прикамье-жилстрой» как налогоплательщик не исполняло обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые оно обязано уплачивать.

При наличии всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ условий, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми принято решение № 369 от 13.09.2013 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО «Прикамье-жилстрой» в качестве юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, на основании п. 2 ст. 21.1. Закона № 129-ФЗ.

Решение о предстоящем исключении ООО «Прикамье-жилстрой» из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, по которому могли быть направлены заявления, были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации», часть 2 № 37 (446) от 18.09.2013/973.

С указанного момента в силу п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий орган заявление.

В случае, если заявления от лиц, указанных в пункте 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, в регистрирующий орган не поступают в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, регистрирующим органом вносится запись в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Заявления от заинтересованных лиц, указанных в пункте 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми не поступали.

Инспекцией на основании решения ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 369 от 13.09.2013, внесены сведения об исключении из ЕГРЮЛ фактически прекратившего свою деятельность (недействующего) юридического лица - ООО «Прикамье-жилстрой» на основании п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, дата внесения записи 10.01.2014, государственный регистрационный номер записи о прекращении деятельности 2145958122594.

Соблюдение регистрирующим органом порядка государственной регистрации исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании недействительной записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.

Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из ЕГРЮЛ организации.

Решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - «Прикамье-жилстрой» не представлялось в суд первой инстанции, поскольку такое решение в виде отдельного документа Инспекцией не принималось, так как Законом № 129-ФЗ и «Порядком ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений и документов», утвержденным Приказом Минфина России от 23.11.2011 № 158н, зарегистрированным в Минюсте России 05.04.2012 № 23734, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа оформлять решение об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ в виде отдельного документа.

В Приказе Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» установлено, что сведения, содержащиеся в реестре и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Состав сведений, публикуемых в журнале «Вестник государственной регистрации», определен в приложении № 2 к данному Приказу. В частности, подлежат отражению: наименование регистрирующего органа и его адрес; полное наименование юридического лица; основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия основного государственного регистрационного номера):          регистрационный номер и дата регистрации; идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (при наличии); дата и номер решения о предстоящем исключении; сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Таким образом, юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из ЕГРЮЛ только в случае соблюдения определенной установленной процедуры, несоблюдение которой влечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Из представленной в материалы дела копии (скриншота) страницы журнала «Вестник государственной регистрации» следовало, что ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми опубликовала в журнале «Вестник государственной регистрации», часть 2 № 37 (446) от 18.09.2013 / 973 сведения о принятом решении от 30.09.2011 № 3797 о предстоящем исключении ООО «Прикамье-жилстрой» из ЕЕРЮЛ.

Таким  образом, суд первой инстанции необоснованно заключил, что в органе печати - журнале «Вестник государственной регистрации» не были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом , кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением общества из ЕГРЮЛ, что является нарушением требований пункта 3 статьи 21.1 Законом № 129-ФЗ.

Судом первой инстанции при вынесении решения от 19.05.2015 по делу № А50-237/2015 не было учтено следующее.

Как следует из Приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № САЭ- 3-09/355@, сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале «Вестник государственной регистрации». В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале «Вестник государственной регистрации» этих сведений определяется редакционной политикой журнала.

В журнале «Вестник государственной регистрации» во вводной части раздела «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» указывается порядок и сроки направления возражений против исключения.

При  этом трехмесячный срок  направления  претензий установлен законом.

Доказательства обращения кредиторов, в том числе истца, и иных лиц в уполномоченный орган с заявлениями о нарушении их прав и законных интересов принятым решением, в материалах дела отсутствуют.

Сам  по  себе  факт   наличия  у  недействующего юридического  лица  неисполненных  обязательств перед  кредиторами  законодательно не  отнесен к  обстоятельствам,  препятствующим исключению  юридического лица  из  ЕГРЮЛ.

Принимая во внимание , что исключение общества из ЕГРЮЛ произведено при наличии всех признаков недействующего юридического лица, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом не нарушена, совокупности  условий,  при  наличии  которых решение регистрирующего  органа подлежит  признанию  судом недействительным  не  установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2015  подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ,  апелляционную  жалобу следует  удовлетворить.

Учитывая вышеизложенное , в удовлетворении требований следует отказать.

Судебные расходы распределяются в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2015 года по делу № А50-237/2015 отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Высота» отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Высота» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

В.И. Мартемьянов

Судьи

М.А. Полякова

В.А. Романов