ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-8748/2022-АК
г. Пермь
23 августа 2022 года Дело № А60-17370/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное Предприятие"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 мая 2022 года
по делу № А60-17370/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное Предприятие" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания №29-22-29-660 от 01.12.2021 в части пунктов 5,6,7,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное Предприятие" (далее – заявитель, Общество, ООО ОЖК «ПРП») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания № 29-22-29-660 от 01.12.2021 в части пунктов 5,6,7.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что ООО ОЖК «Первоуральское ремонтное предприятие» определено в качестве временной управляющей организации в отношении многоквартирного дома по адресу <...> на основании Постановления Администрации городского округа Первоуральск № 2119 от 03.11.2021. Приложением № 2 к Постановлению Администрации городского округа Первоуральск от 03.11.2021 № 2119 утвержден перечень работ и/или услуг по управлению многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом или выбранный способ управления не реализован. Поскольку договор управления между ООО ОЖК «ПРП» и собственниками помещений многоквартирного дома по пр. Ильича, д. 3/1 г. Первоуральска не заключался, способ управления и управляющая организация собственниками до настоящего момента не выбраны, соответственно считает, что в данном случае неправомерно возлагать на ООО ОЖК «ПРП» обязанности, которые возлагаются на управляющую организацию при заключении договора управления многоквартирным домом.
Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Департаментом на основании обращения от 22.11.2021 в отношении ООО ОЖК «ПРП» проведена внеплановая проверка на предмет лицензионных требований, в части соблюдения требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...> (далее - МКД).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.12.2021 № 29-22-28-660, согласно которому выявлены, в том числе нарушения:
- п.5 - необходимость окраски металлических элементов лестниц, а именно: в подъезде № 2 с 1 по 5 этажи МКД по адресу: г. Первоуральск, пр-кт. Ильича, д. 3 к. 1. на металлических ограждениях, перилах отслоение окрасочного слоя, а также местами отсутствие деревянных поручней.
- п.6 - волосяные трещины на потолке и стенах лестничных клеток, а именно: в подъезде № 2 в МКД по адресу: г. Первоуральск, пр-кт. Ильича, д. 3 к. 1., на входной группе, лестничных клетках и коридорах общего пользования с 1 по 5 этажи местами разрушение, отслоение, загрязнение штукатурно-окрасочного и побелочного слоев стен и потолка. Разрушение окрасочного слоя деревянных полов в коридорах общего пользования.
- п. 7 - неисправно остекление лестничных клеток, а именно: в подъезде № 2 МКД отслоение, загрязнение окрасочного слоя входной группы. Также со 2 по 5 этажи отслоение окрасочного слоя на оконных рамах, местами отсутствует либо неисправно двойное остекление.
По результатам проверки в отношении ООО ОЖК «ПРП» выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 01.02.2021 № 29-22-29-660, согласно которому Обществу в срок до 10.12.2021 необходимо, в том числе устранить нарушения по пунктам 5, 6, 7 предписания (соответствующие пункта акта проверки).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным, в связи с нарушением прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из наличия у общества обязанности по надлежащему оказанию услуг содержания общего имущества МКД.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2. ст. 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №290).
В указанном Минимальном перечне определены: работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов (раздел I); работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (раздел II); работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (раздел III).
Согласно пунктам 8, 11, 12, 13 раздела I Минимального перечня к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций и ненесущих конструкций многоквартирных домов относятся работы:
- выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ;
- выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ,
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2013 N 5-АПГ13-53 указано, что закрепленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
Порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Помимо Минимального перечня и Правил №290 применению подлежат Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила №170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Отклоняя довод заявителя о том, что Минимальный перечень, Правила № 290, Правила № 170 не применимы, суд правомерно исходил из того, что данные нормативные акты определяют требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, а как установлено судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что на основании заключенного с собственниками договора оно приняло на себя обязанность по содержанию общего имущества МКД.
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, заявитель должен был знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
По смыслу статьи 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, вне зависимости от технического состояния дома ООО ОЖК «ПРП» обязано содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации, своевременно выявлять и устранять несоответствие состояния общего имущества с целью обеспечения комфортных условий и безопасного проживания граждан в таком МКД.
Вопреки доводам заявителя жалобы, устранение нарушений, связанных с содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит в исключительную компетенцию заявителя, поскольку правила содержания жилого дома не допускают фактического наличия выявленных нарушений, в связи с чем именно управляющая компания обязана принять меры к их устранению.
Данная позиция поддержана определением Верховного Суда РФ от 12.12.2017 № 302-КГ17-18389, определением Верховного Суда РФ от 24.09.2019 № 309-ЭС19-17013.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений, послуживший основанием для вынесения оспариваемого предписания, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии у Департамента фактических и правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Выводы суда о законности предписания подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства. Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Доводы заявителя о том, что дефекты, перечисленные в пунктах 5 – 7 предписания, не предусмотрены Приложением № 2 к Постановлению Администрации городского округа Первоуральск от 03.11.2021г. № 2119 и, более того, не нарушают нормальное функционирование многоквартирного дома, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются требованиями действующего законодательства, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Свердловской области от 03.04.2013 № 290, Правил № 491 в соответствии с которыми, обязанность по содержанию внутренней отделки многоквартирного дома возлагается на лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
Обязанность управляющей организации содержания в надлежащем состоянии общего имущества в МКД предусмотрена независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Также необходимо отметить, что при управлении МКД применяется размер платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома в месяц – 16.65 руб., как установлено в приложении № 1 к решению Первоуральской городской Думы от 29.04.2021 № 429. Указанный тариф утвержден в объеме Правил № 491, Минимального перечня. Таким образом, как верно указывает административный орган, у управляющей компании возникает обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме в объеме, утвержденного Минимальным перечнем.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания предписания недействительным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2022 года по делу № А60-17370/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания «Первоуральское Ремонтное Предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 677 от 16.06.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Е.В. Васильева
Е.М. Трефилова