ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8932/2022-АК от 23.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8932/2022-АК

г. Пермь

30 августа 2022 года Дело № А71-18529/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при участии:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Лента»: Миняев Н.В., доверенность от 27.10.2021, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике: Мальцева Н.С., доверенность от 11.01.2022, служебное удостоверение, диплом,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 20 мая 2022 года по делу № А71-18529/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лента» (ОГРН 1037832048905, ИНН 7814148471)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485)

о признании недействительным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лента» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – антимонопольный орган, Удмуртское УФАС России) от 30.09.2021 по делу №018/10/13-263/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30.09.2021 по делу №018/01/13-263/2021 о нарушении антимонопольного законодательства признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». На Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике судом возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества «Лента».

Не согласившись с судебным актом, Удмуртское УФАС России обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы: заключаемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» Соглашения носят нормативный характер, поскольку последние содержат общеобязательные правила поведения, несоблюдение которых нарушает установленный Правительством Российской Федерации порядок ценообразования по установлению стабильных розничных цен на сахар-песок в размере, не превышающем 46 рублей за 1 кг., и не увеличения указанных цен в течение срока действия соглашения. ООО «Лента», являясь участником Соглашения, было обязано соблюдать условия Соглашения, направленные на обеспечение возможностей приобретения населением продовольственных товаров по стабильным ценам путём установления розничных цен на сахар-песок в размере, не превышающем 46 рублей за 1 кг, и не увеличения указанных цен в течение срока действия соглашения. Учитывая, что Постановлением №2094 установлен специальный порядок ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости посредством заключения соглашения с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров, участником которого является ООО «Лента», действия последнего по неисполнению такого порядка, являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее - Постановление №2094) для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поручено заключить соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - Соглашение).

Во исполнение данного постановления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, Соглашение о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар-песок белый российского производства (л.д.83-92).

Согласно реестру, размещенному на официальном сайте Минпромторга РФ, ООО «Лента» присоединилось к данному Соглашению.

В соответствии с п.2.1.2 Соглашения организации торговли обязуются установить розничные цены при реализации расфасованного товара в размере, не превышающем 46 рублей в перерасчете за 1 килограмм, включая НДС, и не увеличивать указанные цены в течение срока действия настоящего Соглашения.

Соглашение вступило в силу с 17.12.2020 и действовало до 01.04.2021. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 №455 срок соглашения о стабилизации цен на сахарный песок продлён до 01.06.2021.

В рамках еженедельного мониторинга Удмуртским УФАС России установлено, что на 26.03.2021 розничная цена на сахарный песок белый ГОСТ 33222-2015, категория ТС-2, произведенный на территории РФ, ООО «Лента» установлена в размере 49,49 руб. (обычная цена, без карты).

В связи с выявлением в действиях ООО «Лента» признаков нарушения п.3 ч.1 ст.13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившихся в неисполнении порядка ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Удмуртским УФАС России был издан приказ от 29.03.2021 №26 о возбуждении дела №018/01/13-263/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Удмуртским УФАС России установлено, что ООО «Лента» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, следовательно, на указанное общество распространяются запреты, установленные статьей 13 Закона о торговле.

ООО «Лента», являясь участником Соглашения, было обязано соблюдать условия Соглашения, направленные на обеспечение возможностей приобретения населением продовольственных товаров по стабильным ценам путём установления розничных цен на сахар-песок в размере, не превышающем 46 рублей за 1 кг, и не увеличения указанных цен в течение срока действия соглашения.

02.06.2021 Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела №018/01/13-263/2021.

Удмуртское УФАС России пришло к выводу, что Постановлением №2094 установлен специальный порядок ценообразования на отдельные виды социально-значимых продовольственных товаров первой необходимости посредством заключения соглашения с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров, участником которого является ООО «Лента», действия последнего по неисполнению такого порядка, являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

По результатам проведенного анализа материалов, полученных в ходе мониторинга, дополнительной информации и документов, иных материалов антимонопольного дела, Удмуртским УФАС России 16.09.2021 принято решение (в полном объеме изготовлено 30.09.2021) по делу № 018/01/13-263/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому ООО «Лента» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, что выразилось в нарушении специального порядка ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденного Постановлением №2094 (пункт 1): решено обязательное для исполнения предписание не выдавать, ввиду добровольного устранения нарушения (пункт 2); передать материалы дела № 018/01/13-263/2021 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 14.40 КоАП РФ в отношении виновных лиц (пункт 3).

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО «Лента» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, признавая оспариваемое решение недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что федеральные акты и законы, предусматривающие государственное регулирование цен на продовольственные товары, торговых надбавок (наценок) к ценам на них, не приняты; Постановление №2094 каких-либо ограничений или правил розничных цен не устанавливает; Соглашение является гражданско-правовой сделкой и не может считаться нормативным актом, в связи с чем не соблюдение Соглашения влечет гражданско-правовые последствия, а не публично-правовые и не образует нарушения требований Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами, оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов оспариваемым актом, решением, действием (бездействием).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 381-ФЗ).

Обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности является полномочием Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, установленным частью 1 статьи 5 Закона № 381-ФЗ.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют: порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: а) ассортимент продаваемых товаров; б) режим работы; в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров (п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ); также цены на продаваемые товары (п. 8 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ); а также иные порядок и условия осуществления торговой деятельности (п. 11 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 381-ФЗ в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 8 Закона № 381-ФЗ).

Главой 3 Закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные правила, требования и запреты в сфере торговой деятельности.

В статье 13 Закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

На основании части 2 статьи 16 Закона № 381-ФЗ установленные правила реализации антимонопольными органами своих полномочий применяются при выявлении нарушений (признаков нарушений), указанных в статьях 9, 13 - 15 Закона о торговле.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции" Правительство Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – Постановление № 2094), в п. 1 которого указано, что для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное (далее - продовольственные товары), Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключить соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - соответственно хозяйствующие субъекты, соглашения).

Согласно п. 2 Постановления № 2094 соглашения признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий: предметом соглашений является реализация сахара-песка и масла подсолнечного; соглашения не ограничивают хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в выборе хозяйствующих субъектов - производителей и поставщиков продовольственных товаров; соглашения не ограничивают хозяйствующих субъектов - производителей, переработчиков и поставщиков продовольственных товаров в выборе хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; соглашения не затрагивают поставку иных продовольственных товаров.

В п. 3 Постановления № 2094 указано, что Федеральной налоговой службе при проведении налогового контроля учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями.

Пунктом 6 Постановления № 2094 предусмотрено Федеральной антимонопольной службе при проведении антимонопольного контроля исключить применение предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации мер ответственности к хозяйствующим субъектам в связи с выполнением ими обязательств, указанных в соглашениях.

Таким образом, в данном случае Правительством Российской Федерации в целях снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное, порядок ценообразования установлен посредством заключения с хозяйствующими субъектами соответствующих соглашений.

Следовательно, хозяйствующий субъект, заключивший такое соглашение должен соблюдать предусмотренный соглашением порядок ценообразования, нарушение хозяйствующими субъектами условий соглашения, заключенного во исполнение Постановления № 2094, является нарушением установленного данным нормативным правовым актом порядка ценообразования.

Материалами дела подтверждается, что на основании Постановления № 2094 Министерством промышлености и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено с хозяйствующим субъектами – производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, Соглашение о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар-песок белый российского производства, к которому присоединилось ООО «Лента».

Данное соглашение действовало до 01.06.2021 с учетом срока его продления Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 455.

В соответствии с п. 2.1.2 Соглашения организация торговли обязуется розничные цены при реализации Расфасованного товара в размере, не превышающем 46 рублей в перерасчете за 1 килограмм, включая НДС, и не увеличивать указанные цены в течение срока действия настоящего Соглашения.

ООО «Лента», являясь участником Соглашения, обязано было соблюдать условия Соглашения, предусматривающего порядок ценообразования в отношении сахара-песка.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в рамках еженедельного мониторинга Удмуртским УФАС России установлено, что на 26.03.2021 розничная цена на сахарный песок белый ГОСТ 33222-2015, категория ТС-2, произведенный на территории РФ составила в размере 49,49 руб. (обычная цена, без карты), что является нарушением порядка ценообразования и обязательств хозяйствующего субъекта, предусмотренных Соглашением (л.д. 80-81).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении обществом «Лента» п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

Доводы общества о том, что в магазине была установлена цена товара в размере 45 рублей 99 копеек, которая применима по карте Лента, что соответствует Соглашению, подлежат отклонению, поскольку установленная соглашением розничная цена на данный товар первой необходимости является публичной, установлена для неопределенного круга потребителей, и не обусловлена наличием у потребителей карты постоянного покупателя или их участием в программах лояльности торговой сети, предоставление возможности приобрести сахар по цене не выше 46 рублей только при наличии у потребителя карты лояльности не является соблюдением установленного соглашением порядка ценообразования.

Таким образом, решение Удмуртского УФАС России по делу № 018/01/13-263/2021 от 30.09.2021 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Выводы суда первой инстанции о том, что Постановлением № 2094 Порядок ценообразования не установлен и обществом соблюдено условие Соглашения о цене на сахар нельзя признать верными, поскольку они не соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 мая 2022 года по делу № А71-18529/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.М. Трефилова

Судьи

Г.Н. Гулякова

Ю.В. Шаламова