ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8991/2022-АК от 30.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8991/2022-АК

г. Пермь

05 сентября 2022 года Дело № А60-12334/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.

при участии:

от акционерного общества «ГАЗЭКС» - Нарыгин А.М., паспорт, доверенность от 30.12.2021, диплом;

от Прокуратуры г. Краснотурьинска – Орлова К.А., удостоверение, письмо от 24.08.2022;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества «ГАЗЭКС»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 24 мая 2022 года

по делу № А60-12334/2022

по заявлению акционерного общества «ГАЗЭКС» (ИНН 6612001379; ОГРН 1036600620440)

к Прокуратуре г. Краснотурьинска

третье лицо – индивидуальный предприниматель Зюзин Виталий Петрович,

о признании недействительным представления № 02-05-2022 от 04.02.2022 об устранении нарушений законодательства о газоснабжении,

установил:

Акционерное общество «ГАЗЭКС» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Прокуратуре г. Краснотурьинска (далее – прокуратура) о признании недействительным представления № 02-05-2022 от 04.02.2022 об устранении нарушений законодательства о газоснабжении.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что заявки ИП Зюзина В.П. на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования не соответствуют Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила (далее – Правила № 410). К заявке не была приложена доверенность,выданная ИП Зюзину В.П. от имени уполномоченных собственников, на право заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, а представленные агентские договоры, заключенные между уполномоченными представителями собственников помещений многоквартирных домов и ООО «АМД», не содержат прямого поручения принципала на заключение договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирных домов агентом с АО «ГАЗЭКС». Таким образом, в силу пункта 27 Правил № 410 общество правомерно приостановило рассмотрение заявок ИП Зюзина В.П. на заключение договора. Деятельность заявителя как специализированной организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию, подлежит контролю исключительно органами жилищного надзора (контроля) Свердловской области. Постановление Конституционного Суда РФ суда от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не применимо к рассматриваемым отношениям. Представление не содержит в себе указания на то, какие именно действия следует совершить заявителю в целях устранения выявленного нарушения, что фактически делает представление не исполнимым. Содержащееся в представлении требование рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за неисполнение возложенных на них обязанностей сформулировано императивно, что противоречит положениям Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Представитель прокуратуры ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Краснотурьинска во исполнение задания прокуратуры области от 05.10.2021 № 7/2-27-2021 проведена проверка исполнения АО «ГАЗЭКС» требований законодательства о газоснабжении при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования.

В ходе проверки установлено, что с 2019 года в многоквартирных домах № № 9, 10 по ул. Животноводов в г. Краснотурьинске и № № 22, 24 по ул. Шахтеров в п. Рудничный, а также с 2020 года в многоквартирном доме № 12 по ул. Животноводов не проводятся работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В отношении акционерного общества «ГАЗЭКС» по результатам проведения проверки вынесено представление № 02-05-2022 от 04.02.2022 об устранении нарушений законодательства о газоснабжении.

Согласно резолютивной части представления заявителю надлежит:

1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.

2.Незамедлительно принять исчерпывающий комплекс мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и их недопущению впредь.

3.Рассмотреть вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших указанные нарушения законодательства.

4.О результатах рассмотрения настоящего представления сообщить в прокуратуру г. Краснотурьинска в установленный законом месячный срок в письменном виде.

5.О времени и месте рассмотрения настоящего представления уведомить прокурора г. Краснотурьинска.

Считая представление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого представления недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Реализуя свои полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (пункт 3 статьи 22, статьи 24, 28 названного Закона).

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В данном случае, прокуратурой в соответствии с указанными нормами на основании поступивших в ее адрес обращений проведена проверка общества по исполнению им законодательства о газоснабжении.

Поскольку действия АО «ГАЗЭКС» препятствуют проведению работ по техническому обслуживанию ВДГО, что создает угрозу возникновения аварийной ситуации, прокуратурой г. Краснотурьинска в адрес АО «ГАЗЭКС» правомерно внесено оспариваемое представление в рамках предоставленных ему законодательством полномочий.

Из анализа содержания документов следует, что требования Федерального закона № 2202-1 к процедуре проведения прокурорской проверки (наличие оснований для проведения проверки, решение о проведении проверки, уведомление о проведении проверки, сроки проведения проверки) прокурором соблюдены, нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, судом апелляционной инстанции не установлено.

При проверке оспариваемого представления на предмет соответствия требованиям законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В состав общего имущества жилого дома включаются: внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абзац третий пункта 5 Правил № 491).

Из содержания пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесена организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов и организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета, используемых энергетических ресурсов.

На основании части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области газоснабжения утверждает, в том числе правила пользования газом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410).

В пункте 2 Правил № 410 приведены основные понятия, в соответствии с которыми под заказчиком понимается юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе посредством комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (подпункт "а").

На основании пункта 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Заказчиком по такому договору, в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме – собственники таких помещений (подпункт «а» пункта 17).

Для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать сведения, определенные пунктом 18 Правил № 410.

В пункте 19 Правил № 410 перечислены документы, прилагаемые к заявке (оферте), в том числе документы, подтверждающие право лица действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, - при непосредственном способе управления таким домом собственниками помещений.

Согласно пункту 21 Правил №410 документами, подтверждающими право лица действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме при непосредственном способе управления ими таким домом, при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования являются:

а) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о предоставлении указанному лицу права действовать от имени собственников помещений в таком доме в отношениях со специализированной организацией, - для лица, являющегося одним из собственников помещений в многоквартирном доме;

б) доверенность, удостоверяющая полномочия действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме в отношениях со специализированной организацией, выданная указанному в ней лицу в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме, - для лица, не являющегося собственником помещения в многоквартирном доме.

Одновременно в пункте 22 Правил № 410 указано, что документами, подтверждающими право заявителя – юридического лица на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, расположенного в многоквартирном доме, являются для управляющей организации договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, заключенный с этой управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в МКД, содержащий решение о заключении указанного договора с управляющей организацией, - если собственниками помещений в МКД в качестве способа управления выбрано непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем 12 (подпункт «а» пункта 22).

В силу пункта 24 Правил № 410 специализированная организация не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

Как установлено проверкой и не оспаривается заявителем, в спорных многоквартирных домахсобственники помещений в качестве способа управления выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, заключив агентский договор с ООО «АМД», которое приняло на себя обязательства по заключению договоров с расчетно-кассовыми центрами, а также с организациями и предприятиями на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (л.д.90).

Во исполнение условий агентских договоров ООО «АМД» заключило с ИП Зюзиным В.П. договор возмездного оказания услуг, предметом которого является выполнение в указанных многоквартирных домах работ по содержанию и ремонту жилищного фонда (л.д.62-65).

Решения общих собраний собственников помещений в МКД на заключение договоров с ИП Зюзиным В.П. отражены также в протоколах внеочередных собраний по соответствующим МКД (л.д.69-78).

Следовательно, для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО предпринимателю достаточно было представить договор на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, содержащие решения о заключении указанного договора с ИП Зюзиным В.П.

ИП Зюзин В.П. обратился 29.11.2021 в АО «ГАЗЭКС» с заявкой на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, приложив к ней договор на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и указав, что протоколы общих собраний направлены обществу ранее.

Общество представление этих протоколов и договора не оспорило, однако в ответ на заявку направило письмо от 08.12.2021 № 05/3999-с о приостановлении рассмотрения заявки до предоставления документов, предусмотренных пунктами 22, 23 Правил № 410 (л.д.66-68).

В чем именно выразилось несоответствие представленных документов пунктам 22, 23 Правил № 410, в письме указано не было.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у прокуратуры оснований для внесения в адрес общества представления об устранении нарушений законодательства о газоснабжении.

При этом следует отметить и о законности пункта 3 предписания, поскольку прокурором указано на разрешение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения, а не предложено привлечь должностных лиц к ответственности.

С учетом приведенных мотивов суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого представления прокурора.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2022 года по делу № А60-12334/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Ю.В. Шаламова