ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9109/2022-ГК
г. Пермь
01 сентября 2022 годаДело № А60-14642/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судейДружининой Л.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтаир», ФИО1,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 июня 2022 года
по делу № А60-14642/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1 (ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Альтаир» (далее – ООО «Альтаир»), ФИО1 (далее – ФИО1) (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – регистрирующий орган, инспекция) №8251А от 02.03.2022, обязании устранить допущенное нарушение.
Решением суда от 15.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявители обратились в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
По мнению заявителей, факт того, что ФИО1, является новым директором ООО «Альтаир» должен подтверждаться не сведениями об этом в квалифицированной электронной подписи (КЭП), как настаивает на этом ИФНС, а решением единственного учредителя о назначении его директором ООО «Альтаир», которое было приложено к заявлению по форме Р13014 о внесении изменений в сведения об ООО «Альтаир», направленному в электронной форме в регистрирующий орган. Кроме того, заявители считают, что ошибочным является довод налогового органа о том, что заявление по форме Р13014 при смене директора должно быть подписано подписью заявителя, то есть ФИО1, удостоверенной только в нотариальном порядке, также является незаконным, так как нотариус в таком случае удостоверяет подпись физического лица ФИО1, как директора ООО «Альтаир» только на основании решения единственного учредителя о назначении его директором ООО «Альтаир».
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв, в котором он считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО «Альтаир» (ИНН <***>, ОГРН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица 06.05.2008, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
ФИО2 является единоличным исполнительным органом общества, а также единственным участником общества.
Как следует из материалов дела, 22.02.2022 единственный участник ООО «Альтаир» ФИО2 принял решение о назначении новым ООО «Альтаир» ФИО1
ФИО1 пояснил, что направил пакет документов с заявлением по форме Р13014 в регистрирующий орган, однако по результатам рассмотрения заявления 02.03.2022 было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Заявители полагают, что решение налогового органа №8251А от 02.03.2022 является незаконным ввиду следующего.
Так, по утверждению заявителей, вопреки доводам регистрирующего органа, поданное в электронном виде заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014 было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью ФИО1, что соответствуют требованиям законодательства. Заявители также указали, что к заявлению в электронном виде было приложено решение единственного участника общества от 22.02.2022, подтверждающее его полномочия как руководителя постоянно действующего исполнительного органа.
Таким образом, заявители считают необоснованным довод налогового органа о том, что из направленного в электронном виде заявления, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью физического лица и документов, предоставленных для государственной регистрации, не усматриваются полномочия ФИО1 выступать от имени юридического лица без доверенности.
Заявители полагают, что новый директор ООО «Альтаир» ФИО1 вправе осуществлять представление интересов компании в полной мере и на законных основаниях с момента принятия общим собранием участников (или единственным участником) решения о смене руководителя.
По мнению заявителей, факт того, что ФИО1, является новым директором ООО «Альтаир» должен подтверждаться не сведениями об этом в квалифицированной электронной подписи (КЭП), как настаивает на этом ИФНС, а решением единственного учредителя о назначении его директором ООО «Альтаир», которое было приложено к заявлению по форме Р13014 о внесении изменений в сведения об ООО «Альтаир», направленному в электронной форме в регистрирующий орган.
Кроме того, заявители считают, что ошибочным является довод налогового органа о том, что заявление по форме Р13014 при смене директора должно быть подписано подписью заявителя, то есть ФИО1, удостоверенной только в нотариальном порядке, также является незаконным, так как нотариус в таком случае удостоверяет подпись физического лица ФИО1, как директора ООО «Альтаир» только на основании решения единственного учредителя о назначении его директором ООО «Альтаир».
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 02.03.2022 № 8251А соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и
- нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с Законом № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона № 129-ФЗ).
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона № 129- ФЗ).
Согласно положениям п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга (пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129- ФЗ).
Как установлено положениям п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ в Регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включаяединый порталгосударственных и муниципальных услуг.
Согласно положениям пп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129- ФЗ при государственной регистрации юридического лиц заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц поформе, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральнымзаконом«Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Инспекции 22.02.2022 в отношении ООО «Альтаир» (ОГРН <***> ИНН <***>) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ФИО1 представлены документы (вх. № 8251А), предусмотренные положениями п. 2 ст. 17 Закона № 129 – ФЗ, а именно:
- заявление по форме № Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (далее – заявление по форме № Р13014);
- решение участника ООО "АЛЬТАИР" от 22.02.2022.
Основания, при наличии которых регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации, установлены положениями п.1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона № 129 – ФЗ (пп. «ц» п. 1 ст. 23 Закона № 129- ФЗ).
Налоговым органом при рассмотрении вышеуказанных документов на основании положений пп. «ц» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ 02.03.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации № 8251А.
Исходя из представленных 22.02.2022 документов (№ 8251А) изменения вносятся в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "АЛЬТАИР" (ОГРН <***> ИНН <***>).
Согласно, представленному заявлению по форме № Р13014 вносятся сведения о прекращении полномочий ФИО2, возложение полномочий на ФИО1.
В указанном выше заявлении по форме № Р13014 в разделе 1 листа П страницы 1 в графе «заявителем является» проставлено значение 01 – лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.
В разделе 2 листа П страницы 1 заявления по форме № Р13014 графа «сведения о заявителе» заполнена в отношении ФИО1.
Документы представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью ФИО1, в сертификате ключа проверки электронной подписи заявителя, которым подписано заявление по форме № Р13014 не содержится наименование юридического лица, не усматривается полномочий ФИО1 выступать заявителем от имени ООО "АЛЬТАИР" (ОГРН <***> ИНН <***>) при государственной регистрации юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в Регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (п. 1.1 ст. 9 Закона № 129- ФЗ).
В силу, закрепленных положений в п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган поформе, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:
- представления документов, предусмотренных ст. 12 Закона № 129-ФЗ, непосредственно в Регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- представления документов, предусмотренных ст. 22.1, 22.2 и 22.3 Закона № 129-ФЗ, в Регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Отношения по использованию электронных подписей при совершении гражданско – правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридических значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ).
Электронной подписью признается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию; (п. 1 ст. 2 Закона № 63-ФЗ).
Частью 3 ст. 14 Закона № 63-ФЗ предусмотрено, что в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу, в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.
Следовательно, законом прямо предусмотрено, что сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица должен содержать информацию о физическом лице, действующем от имени юридического лица без доверенности.
Поскольку при направлении соответствующего заявления в Регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица в форме электронного документа не требуется свидетельствование в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя на данном заявлении, то усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя должна подтверждать не только личность заявителя, но и его полномочия на подписание указанного заявления.
В силу положений п. 4 и 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Юридические лица в случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Таким образом, все заявления об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ должны исходить именно от юридического лица. Изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, путем подачи заявления, исходящего от физического лица, Законом № 129-ФЗ не предусмотрено.
Направленное в адрес регистрирующего органа заявление по форме №Р13014 подписано электронной подписью физического лица ФИО1, из которой не усматриваются его полномочия выступать от имени ООО «Альтаир» (ОГРН <***> ИНН <***>) без доверенности.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что в качестве подтверждения полномочий единоличного исполнительного органа к заявлению по форме№ Р13014 приложено решение участника ООО «Альтаир» (ОГРН <***> ИНН <***>), из которого следует, что на ФИО1 возложены полномочия руководителя общества, была рассмотрена судом первой инстанции и верно отклонена.
Положениями п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ установлен перечень документов представление, которых необходимо с целью внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Сведения о полномочиях непосредственного подателя заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице действовать от имени юридического лица без доверенности должны усматриваться из доверительной записи нотариуса, либо квалифицированной электронной подписи в случае подачи документов (заявления) в электронном виде.
Как установлено положениям п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как следует из положений п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ законодатель предусмотрел альтернативные способы представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации, что само по себе свидетельствует об отсутствии препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что заявитель не лишен права подавать соответствующие заявления (уведомления, сообщения) в адрес регистрирующего органа способами, установленными положениями п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Однако, при выборе того или иного способа направления заявлений (уведомлений, сообщений) заявитель не должен игнорировать положения Закона № 129-ФЗ, в частности положения, соблюдение которых с достоверностью позволит установить право заявителя на обращение в регистрирующий орган с целью получения услуг, связанных с государственной регистрацией.
При наличии альтернативных способов подачи документов в адрес регистрирующего органа, а также с учетом того, что ФИО1 при подаче комплекта документов (вх № 8251А) в нарушение пп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ выступал, как физическое лицо, оснований для признания решения об отказе в государственной регистрации № 8251А от 02.03.2022 незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения (ч. 1ст. 201 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренные ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены. Решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июня 2022 года по делу № А60-14642/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Р.А. Балдин
Судьи
Л.В. Дружинина
И.О. Муталлиева