ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9168/2023-АК
г. Пермь
13 сентября 2023 года Дело № А60-14826/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмидт К.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2023 года по делу № А60-14826/2023
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 63 000 руб. 00 коп.,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обратилось к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 63 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 23.06.2023) заявленные требования удовлетворены. С Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в доход бюджета Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области взысканы финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 63 000 (шестьдесят три тысячи) руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что антимонопольный орган, не отрицая факт несвоевременного предоставления сведений о застрахованных лицах за март, апрель и май 2022 года в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, полагает, что суд не учел, что УФАС по Свердловской области принял все меры, направленные на своевременное исполнение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете; суд не учел обстоятельства, связанные с переходом всех территориальных органом ФАС России для взаимодействия с Фондом с платного программного обеспечения на ПО «1С-Уполномоченный представитель», предоставляемое на безвозмездной основе, не доведение финансирования, предоставление доступа к ПО для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сотрудников по истечении нескольких месяцев; таким образом, взыскание штрафа в полном объеме не отвечает характеру нарушения и степени вины Управления.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в ходе проверки, проведенной в отношении страхователя, в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М предусмотренных п. 2 - 2.2 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон №27-ФЗ) выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся, в предоставлении учреждением неполных и недостоверных данных по формам, определенным Пенсионным фондом Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании от 19.09.2022 №075S 18220026785, 19.09.2022 №075S 18220026786, 19.09.2022 №075S 18220026787, 19.09.2022 №075S 18220026795, 19.09.2022 №075S 18220026796, 19.09.2022 №075S 18220026798.
По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 14.10.2022 №075S 19220029192, 14.10.2022 №075S 19220029193, 14.10.2022 №075S 19220029194, 14.10.2022 №075S19220029195, 14.10.2022 №075S 19220029197, 14.10.2022 №075S 19220029196 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. за одно застрахованное лицо.
Основанием для вынесения указанного решения послужило то, что общество не представило в установленный срок сведения о застрахованных лицах за 119 застрахованных лицо (исходная форма), также обществом представлены сведения о застрахованном лице за на 1 застрахованное лицо (дополняющая форма, представлена после истечения срока, установленного уведомлением).
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлены требования от 03.11.2022 №075S01220026037, 03.11.2022 №075S01220026038, 03.11.2022 №075S01220026039, 03.11.2022 №075S01220026040, 03.11.2022 №075SO 1220026042, 03.11.2022 №075S01220026041.
Требование в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Суд принял вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее - Закон №167-ФЗ) страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ) предусмотрены сроки и содержание сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые должны быть представлены страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по утвержденным формам (в редакции, действовавшей до 01.01.2023).
Форма СЗВ-М была утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (действовало до 29.05.2021), с 30.05.2021 -Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 №103п. Форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (далее - СЗВ-СТАЖ) утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция №211н).
Согласно пункту 40 Инструкции № 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Отделением ПФР по Свердловской области была проведена проверка отчетности, представленной страхователем за отчетный период май 2022 года. В результате проверки выявлены расхождения в отношении 1 застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции №211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Как следует из материалов дела, страхователю 04.08.2022 по телекоммуникационным каналам связи было направлено Уведомление от 04.08.2022 о наличии расхождений и необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней.
16.08.2022 страхователем была представлена дополняющая формы СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица за май 2022 года.
Согласно пункту 40 Инструкции №211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В данном случае уточненные сведения были представлены страхователем по истечении установленного срока, соответственно, основания для освобождения от применения финансовых санкций отсутствуют.
По результатам проверки в действиях страхователя выявлены признаки правонарушения: непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март, апрель, май 2022 года.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, представляет сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Факт совершения заинтересованным лицом указанного нарушения подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не опровергнут.
С учетом изложенного привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 63000 руб. является законным и обоснованным.
Не оспаривая факт правонарушения и правомерность привлечения к ответственности, страхователь просит суд апелляционной инстанции учесть степень вины, со ссылкой на обстоятельства, связанные с переходом всех территориальных органом ФАС России для взаимодействия с Фондом с платного программного обеспечения на ПО «1С-Уполномоченный представитель», предоставляемое на безвозмездной основе, не доведение финансирования, предоставление доступа к ПО для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сотрудников по истечении нескольких месяцев.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и исследовав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции оснований для снижения размера финансовой санкции не находит.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П установлено, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом Фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Те обстоятельства, на которые Управление ссылается в жалобе, были известны суду первой инстанции и получили правовую оценку. Суд признал, что указанные обстоятельства не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срок на представление сведений.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для иной оценки обстоятельств правонарушения не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2023 года по делу № А60-14826/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю. Муравьева
Судьи
Е.В. Васильева
Т.С. Герасименко