ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-917/2022-АК от 24.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-917/2022-АК

г. Пермь

25 марта 2022 года Дело № А60-53521/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме видео-конференц-связи при техническом содействии Арбитражного суда Свердловской области, при участии:

от заявителя - Макарова Е.Н., паспорт, доверенность 66АА 6551179 от 29.01.2021, диплом,

от заинтересованного лица - Швецова А.Г., удостоверение, доверенность от 29.12.2021, диплом.

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества «Энергосбыт Плюс»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 декабря 2021 года

по делу № А60-53521/2021

по заявлению акционерного общества «Энергосбыт Плюс» (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)

к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 07.10.2021 № 230, а также о признании недействительным предписания от 07.10.2021 № 21,

установил:

Акционерное общество «Энергосбыт Плюс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания № 230 от 07.10.2021, а также о признании недействительным предписания № 21 от 07.10.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель с принятым решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при применении тарифа исходил из того, что была определена на основании предоставленного в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» технического паспорта жилого дома, составленного по состоянию на 01.01.1971 посредством заполнения всех граф формы документа рукописным текстом. Согласно редакции технического паспорта жилой дом оборудован кухонными плитами, газоснабжение в доме отсутствует. БТИ в ответе №03-02-613 от 05.08.2021 на запрос РЭК Свердловской области указана информация о том, что по данным технической инвентаризации по состоянию на 29.12.1991 здание МКД оборудовано электроплитами со ссылкой на прилагаемый электронный образ листов технического паспорта. Какие-либо расхождения АО «ЭнергосбыТ Плюс» в документах не установлены. Так же заявитель жалобы обращает внимание на то, что энергоснабжение спорного жилого дома всегда осуществлялось АО «ЭнергосбыТ Плюс» с применением понижающего коэффициента. Расчет платы за электроэнергию произведен гарантирующим поставщиком верно, с применением надлежащего тарифа, материального или какого-либо иного ущерба потребителю не причинено. Также считает, что вина в действиях гарантирующего поставщика в применении в расчетах с гражданами за электрическую энергию тарифа по пункту 2 утвержденных при наличии формулировки в техническом паспорте (с учетом технической инвентаризации по состоянию на 1991 год) «кухонные плиты» отсутствуют, поскольку по объективным причинам применить иное толкование этих сведений технического паспорта не мог.

Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя придерживался доводов апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Свердловской области в период с 25.08.2021 по 06.09.2021 на основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от 16.08.2021 № 95 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), на основании мотивированного представления по результатам рассмотрения обращения, поступившего в РЭК Свердловской области из Прокуратуры Свердловской области.

В ходе проверки установлено, что АО «ЭнергосбыТ Плюс допущено нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся в начислении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, не оборудованном в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, платы за электрическую энергию по тарифам, не подлежащим применению для соответствующей группы потребителей.

По результатам проверки составлены акт от 06.09.2021 и протокол об административном правонарушении от 06.09.2021, а также вынесено постановление от 07.10.2021 № 230 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Также по результатам проведенной проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования от 07.10.2021 № 21.

Не согласившись с вынесенными постановлением по делу об административном правонарушении и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В части 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде административного штрафа для юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.

Предметом выступает регулируемый государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», подпункта 2 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в элетроэнергетике, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

На 2017 год тарифы на электрическую энергию установлены постановлением РЭК Свердловской области постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2016 № 227-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области».

На 2018 год тарифы на электрическую энергию установлены постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2017 № 209-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2018 год».

На 2019 год тарифы на электрическую энергию утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2018 № 315-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2019 год».

На 2020 год тарифы на электрическую энергию установлены постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2019 № 273-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2020 год».

На 2021 год тарифы на электрическую энергию установлены постановлением РЭК Свердловской области от 28.12.2020 № 263-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2021 год».

Согласно пункту 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает величину тарифов с разбивкой по категориям (группам) потребителей.

Указанная форма, применяемая РЭК Свердловской области при установлении тарифов, утверждена приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 «Об утверждении регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Приказ ФАС России от 19.06.2018 № 834/18).

На основании приложения № 1 к приложению № 2 к Приказу ФАС России от 19.06.2018 № 834/18, тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от места проживания (городской или сельский населенный пункт), а также от степени благоустройства дома, то есть оборудования или не оборудования дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. Иной дифференциации на настоящий момент законодательством не предусмотрено.

Согласно приложению № 1 к приложению № 2 к Приказу ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 выделены следующие группы потребителей:

- население и приравненные к ним, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3,

- население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к ним;

- население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним;

- потребители, приравненные к населению (с более детальной дифференциацией на подгруппы).

Административным органом в ходе анализа представленных платежных документов граждан, проживающих в многоквартирном доме № 6 по ул. Парижской Коммуны г. Среднеуральска, установлено, что в период с января 2017 года по июль 2021 года АО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществлялись начисления платы некоторым гражданам за электрическую энергию за один и тот же период по тарифам, установленным для разных групп потребителей:

- население и приравненные к ним, которым тарифы на электрическую энергию установлены без применения понижающего коэффициента;

- население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к ним, которым тарифы на электрическую энергию установлены с применением понижающего коэффициента.

Согласно полученному РЭК Свердловской области от Верхнепышминского БТИ «СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области техническому паспорту многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6 (вх. № 6115 от 05.08.2021) и информации от Администрации г. Среднеуральска Свердловской области (вх. № 107 от 19.08.2021), в техническом паспорте многоквартирного дома отсутствуют сведения об оборудовании указанного дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

В соответствии с пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Таким образом, понятие «дома, оборудованные в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками» означает, что указанные технические характеристики внесены в технический паспорт дома.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (в редакции, действовавшей по 31.12.2020), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

С 01.01.2021 пункт 71 Основ ценообразования действует в следующей редакции: при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопителъными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Сравнительный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что оплата электрической энергии с применением тарифа с понижающим коэффициентом производится населением, проживающим в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а не в отдельно взятых жилых помещениях.

АО «ЭнергосбыТ Плюс» (Свердловский филиал) в платежных документах за период с сентября 2020 года по июль 2021 года при расчетах с некоторыми гражданами за электрическую энергию, проживающими в многоквартирном доме по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6 (дом не оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками) неправомерно применяло одноставочные тарифы на электрическую энергию, установленные для категории потребителей «население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к нему» вместо одноставочных тарифов, установленных для категории потребителей «население и приравненные к нему».

Так, начисления платы за услуги электроснабжения производились по тарифам в размерах:

- за «электроснабжение День» - 3,41 руб./кВтч (во II полугодии 2020 года и I полугодии 2021 года) и 3,59 руб./кВтч (во II полугодии 2021 года) вместо установленных тарифов в размерах 4,90 руб./кВтч и 5,16 руб./кВтч (соответственно);

- за «электроснабжение Ночь» - 1,62 руб./кВтч (во II полугодии 2020 года и I полугодии 2021 года) и 1,71 руб./кВтч (во II полугодии 2021 года) вместо установленных тарифов в размере 2,31 руб./кВтч и 2,43 руб./кВтч (соответственно);

- за «электроснабжение» - 3,00 руб./кВтч (во II полугодии 2020 года и I полугодии 2021 года) вместо установленного одноставочного тарифа (без дифференциации по зонам суток) 4,28 руб./кВтч.

Так, например, АО «ЭнергосбыТ Плюс» предъявлено за электрическую энергию:

1) Абоненту (лицевой счет 2538080000 адрес: г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6, кв. 1) в платежном документе (счете) за февраль 2021 года за «электроснабжение» в количестве 4 кВтч по тарифу в размере 3,00 руб./кВтч вместо установленного тарифа 4,28 руб./кВтч, на сумму 12,00 руб.

Сумма нарушения по данному платежному документу (счету) составила 12,00 руб.

2) Абоненту (лицевой счет 4538080000 адрес: г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6, кв. 3) в платежном документе (счете) за декабрь 2020 года за:

- «электроснабжение День» в количестве 120 кВтч по тарифу в размере 3,41 руб./кВтч вместо установленного тарифа 4,90 руб./кВтч, на сумму 409,20 руб.;

- «электроснабжение Ночь» в количестве 104 кВтч по тарифу в размере 1,62 руб./кВтч вместо установленного тарифа 2,31 руб./кВтч, на сумму 168,48 руб.

Общая сумма нарушения по данному платежному документу (счету) составила 577,68 руб. (409,20 руб.+168,48 руб.).

3) Абоненту (лицевой счет 6538080000) адрес: г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6, кв. 5) в платежном документе (счете) за июль 2021 года за:

- «электроснабжение День» в количестве 151 кВтч по тарифу в размере 3,59 руб./кВтч вместо установленного тарифа 5,16 руб./кВтч, на сумму 542,09 руб.;

- «электроснабжение Ночь» в количестве 143 кВтч по тарифу в размере 1,71 руб./кВтч вместо установленного тарифа 2,43 руб./кВтч, на сумму 244,53 руб.

Общая сумма нарушения по данному платежному документу (счету) составила 786,62 руб. (542,09 руб.+ 244,53 руб.).

Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате применения АО «ЭнергосбыТ Плюс» тарифов на электрическую энергию, не подлежащих применению для данной группы потребителей в платежных документах (счетах) за период с сентября 2020 года по июль 2021 года, составила 53 724,23 руб.

Факт нарушения, выразившийся в начислении платы за электрическую энергию по тарифам, не подлежащим применению, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки.

Общество настаивает, что тарифы на электрическую энергию применялись им обоснованно, поскольку жилые помещения МКД были оборудованы электроплитами.

Суд апелляционной инстанции полагает данные доводы необоснованными, поскольку из содержания вышеприведенных нормативных положений следует, что оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.

Для оплаты электрической энергии по тарифам, установленным с понижающим коэффициентом, гражданам необходимо представить гарантирующему поставщику электрической энергии (исполнителю коммунальных услуг) документы, являющиеся основанием для отнесения данного гражданина к категории, для которой законодательством предусмотрено применение понижающего коэффициента (проживание гражданина в сельском населенном пункте либо в доме, оборудованном стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками).

Согласно пункту 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает, в том числе, величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей.

Форма утверждена Приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18. В соответствии с приложением № 1 к Приказу тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от места проживания, а также от степени благоустройства дома, то есть оборудования или не оборудования дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.

Таким образом, определяющим фактором для начисления платы за электрическую энергию является оборудование или не оборудование всего многоквартирного дома в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

Доказательства, которые бы подтверждали, что многоквартирный дом по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6, оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами или электроотопительными установками, не представлено, в техническом паспорте на МКД такие сведения отсутствуют.

Таким образом, применение АО «ЭнергосбыТ Плюс» при расчетах с населением и приравненным к нему потребителем за поставленную электрическую энергию тарифов, не подлежащих применению, материалами дела подтверждено и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства по тарифам, в материалы дела не представлено.

В данном случае общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что расчет платы за электроэнергию произведен верно, с применением надлежащего тарифа, материального или какого-либо иного ущерба потребителю не причинено, не принимаются судом апелляционной инстанции поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд признает, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Привлечения административной ответственности состоялось в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Снижение административного штрафа ниже указанного размера у суда не имеется в силу требований части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, учитывая, что совершенное деяние повлекло причинение материального ущерба гражданам (потребителям коммунальных услуг), апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку рассматриваемое правонарушение совершено обществом не впервые.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.

В соответствии с Положением РЭК Свердловской области осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) в соответствии с возложенными на Комиссию полномочиями, принимает решения и выдает предписания в пределах своих полномочий, которые обязательны для исполнения юридическими и должностными лицами.

Исходя из совокупности вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.

Относительно содержания оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Как следует из оспоренного предписания от 07.10.2021 № 21, обществу предписано устранить выявленные правонарушения, для чего при начислении платы гражданам применять тарифы на электрическую энергию, утвержденные в установленном порядке уполномоченным государственным органом (для соответствующей группы потребителей), о чем письменно уведомить РЭК Свердловской области с приложением подтверждающих исполнение данного предписания документов в срок, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления РЭК Свердловской области по делу об административном правонарушении от 07.10.2021 № 230.

Ранее установлено и заявителем жалобы не опровергнуто, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» производило начисление гражданам, проживающим в многоквартирном доме, не оборудованном в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, плату за электрическую энергию по тарифам, не подлежащим применению для соответствующей группы потребителей.

Поскольку факт нарушения доказан, оспариваемое предписание выдано при наличии законных оснований и прав заявителя не нарушает.

Дело рассмотрено судом первой инстанции правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2021 года по делу № А60-53521/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.Ю. Муравьева