ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9219/2022-АК от 06.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 9 /2022-АК

г. Пермь

06 сентября 2022 года                                                            Дело № А50-4137/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии:

от заявителя ООО «УдмуртВторМеталл» (ОГРН 1151831001024, ИНН 1831171416) -Чупина М.И., паспорт, доверенность от 09.02.2021, диплом;

от заинтересованного лица Управления строительства и архитектуры Администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958071529, ИНН 5959002553) - Голышев А.Б., паспорт, доверенность от 06.05.2022, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя ООО «УдмуртВторМеталл»

на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2022 года

по делу № А50-4137/2022,

принятое судьей Седлеровой С.С.

по заявлению ООО «УдмуртВторМеталл»

кУправлению строительства и архитектуры Администрации Чайковского городского округа

об оспаривании решений,

установил:

ООО «УдмуртВторМеталл»  (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений Управления строительства и архитектуры Администрации Чайковского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 21.01.2022 об отказе в переводе нежилых помещений в жилые помещения № 05-02-08-1, № 05-02-08-2,  № 05-02-08-3, № 05-02-08-4.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.06.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно истолкованы нормы действующего законодательства о переводе нежилого помещения в жилое. Считает, что указание в отказе на применение Свода Правил 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003) дата введения 04.06.2017, является незаконным. Абзац пункта 4.10 СП 54.13330.2016, на который ссылается заинтересованное лицо, был введен в действие с 20.06.2020 на основании изменения № 3 к СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» и распространяется на вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, поэтому не применяется в связи с переводом нежилых помещений в жилые помещения в построенном многоквартирном жилом доме, если проект о переводе из нежилого в жилое помещение не влечет изменений несущих конструкций. Абзац пункта 4.10 СП 54.13330.2016 также не применяется, т.к. заявления о предоставлении муниципальной услуги от 09.12.2021 и проекты перевода из нежилого помещения в жилое помещение с перепланировкой и переустройством под жилые квартиры предусматривают перевод нежилого помещения в жилое помещение в здании такого же функционального назначения (многоквартирный дом). Помещения с кадастровыми номерами 59:12:0010720:522, 59:12:0010720:523, 59:12:0010720:519, 59:12:0010720:521, 59:12:0010720:520 переводятся в то же функциональное назначение - многоквартирный дом. На многоквартирный дом 28.09.2015 было выдано разрешение на строительство № 59-RU59532101-03-2015/2, введен в эксплуатацию 13.04.2018 (разрешение на ввод № RU59-532101-03-2018). На момент разработки проектной документации, ввода в эксплуатацию многоквартирного дома действовала редакция Свода Правил 54.1330.2011, в котором отсутствовал абзац об устройстве выхода на лестничную клетку. Проектная документация по строительству многоквартирного дома, по адресу г. Чайковский, Бульвар Текстильщиков 8 не предусматривала устройство входных групп на первом этаже многоквартирного дома на лестничную клетку, что не противоречило указанному СП 54.13330.2011 в действующей редакции на момент разработки проектной документации при проектировании. В связи с тем, что несущие стены 1-го этажа в проектах переводе из нежилого в жилое помещение остаются в проектных положениях и не имеют непроектных проемов, конструктивные и эксплуатационные свойства многоквартирного дома не нарушены, не присоединяют части общего имущества многоквартирного дома, соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, поэтому переустройство согласно вышеназванным проектам не является реконструкцией, и согласия собственников при этом не требуется.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 09.12.2021 в адрес Управления от общества поступили заявления о переводе нежилых помещений с кадастровыми номерами 59:12:0010720:522 и 59:12:0010720:523, 59:12:0010720:519, 59:12:0010720:521, 59:12:0010720:520, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чайковский, бульвар Текстильщиков д. 8, в жилые помещения.

Решениями Управления от 21.01.2022 № 05-02-08-1, № 05-02-08-2,  № 05-02-08-3, № 05-02-08-4 обществу отказано в переводе нежилых помещений в жилые помещения с кадастровыми номерами 59:12:0010720:522 и 59:12:0010720:523, 59:12:0010720:519, 59:12:0010720:521, 59:12:0010720:520, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чайковский, бульвар Текстильщиков д. 8.

Основанием для отказа послужило отсутствие устройства выходов из жилых помещений на лестничную клетку жилой части многоквартирного дома, а также протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение  к данным помещениям общего имущества.  

Полагая, что данные решения не соответствуют закону, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованиями о признании решений недействительными.

Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.

При этом суд правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).

Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с положениями абзацев десятого и одиннадцатого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 3.1 Положения «О переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 26.12.2005 № 44 (ред. от 20.10.2010) перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется исполнительным органом местного самоуправления - администрацией Чайковского городского поселения.

Часть 1 статьи 22 ЖК РФ предусматривает возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и содержания оспариваемых решений, основанием для отказа послужил вывод Управления о том, что в представленных проектах перевода из нежилого в жилое с перепланировкой и переустройством под жилые квартиры, подготовленных ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Чайковский филиал,  не предусмотрено устройство выходов, которые присоединяют к данному помещению часть общего имущества многоквартирного дома в силу положений пункта 4.10 свода правил 54.133330.2016 «Здания жилые многоквартирные», а также протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение  к данным помещениям общего имущества.

Пунктом 4.1 СП 54.133330.2016 установлено, что на первых и вторых этажах многоквартирного жилого здания следует предусматривать возможность изменения функционального назначения помещений из нежилых помещений (учреждений, предприятий, организаций общественного назначения) в жилые помещения (квартиры)  при устройстве выхода из жилых помещений (квартир) на лестничную клетку жилой части многоквартирного здания.

При этом, пунктом 3.8 СП 54.13330.2016. под понятием квартиры (а именно перевод нежилых помещений в квартиры предусмотрен проектами представленными заявителем) указывает структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Помещения общего пользования определены в пункте 3.22 СП 54.13330.2016. и включают в себя, в том числе лестничные клетки, коридоры, лифтовые холлы, колясочные, технические помещения, мусоросборные камеры, встроенные стоянки автомобилей и мастерские и т.п.

Заявитель, указывая на недействительность принятых заинтересованным лицом решений, ссылается на неправомерность применения положений пункта 4.10 СП 54.133330.2016 в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления, полагая, что должна быть применена редакция, действующая на момент ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Между тем, позиция заявителя о применении редакции Свода правил, действовавшей на момент введения дома в эксплуатацию, правомерно признана судом первой инстанции необоснованной.

Согласно пункту 1.3 СП 54.13330.2016 в процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается.

Никаких указаний на то, что применение данного Свода правил ограничено только зданиями, введенными в эксплуатацию после вступления в силу этого документа, СП 54.13330.2016 не содержит.

Кроме того требования о наличии прямого доступа к местам общего пользования содержат и другие нормы законодательства.

Статья 22 ЖК РФ  запрещает перевод нежилого помещения в жилое помещение, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 16 ЖК квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособлением помещении.

Указанные требования содержатся, в том числе в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в котором содержится аналогичное понятие квартиры, предусматривающее наличие возможности прямого доступа к помещениям общего пользования.

Кроме того в настоящее время актуальной редакцией данного Положения (от 06.04.2022) изменено понятие многоквартирного дома, которое ранее предусматривало возможность самостоятельных выходов из квартир на земельный участок, прилегающий к жилому дому, что приводит в обоснование своих требований заявитель.

Действующая редакция Положения под многоквартирным домом признает здание, соответствующее признакам, установленным частью 6 статьи 15 ЖК РФ, и определяет многоквартирный дом как здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Приведенные нормы законодательства свидетельствуют о правомерности требований Управления.

Кроме того, в силу части 2 статьи 40 ЖК РФ в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и(или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Из вышеизложенного следует, что при переводе нежилого помещения в жилое помещение, если при этом присоединяется часть общего имущества в многоквартирном доме, производится переоборудование помещения и необходимо проведение работ по перепланировке помещения, необходимо получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Заявителем доказательств согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме для переустройства спорных помещений не представлено.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии  оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы заявителя о том, что в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о соответствии проектной документации (положительное заключение негосударственной экспертизы), а также письмо проектной организации от 19.05.2022, из которого следует, что в подготовленных проектах несущие стены 1 этажа остаются в проектных положениях и не имеют проектных проемов, конструктивные и эксплуатационные свойства не нарушены, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не влияют на вышеприведенные выводы суда.

Представленная проектная документация на предмет соответствия требованиям жилищного законодательства в ходе экспертизы не исследовалась, иного заявителем не доказано.

Ссылка заявителя на значительное удорожание проекта в случае выполнения требований Управления не может являться основанием для согласования проекта, не соответствующего требованиям законодательства.

С учетом изложенных обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, необходимых и достаточных для разрешения возникшего между сторонами спора по существу, иные возражения, приведенные заявителем в обоснование жалобы отклоняются судом, как не имеющие правового значения.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям статьей 71 АПК РФ.

Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых дана судом первой инстанции в обжалуемом решении.

Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2022 года по делу № А50-4137/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.  

Председательствующий

Судьи

Г.Н.Гулякова

Е.Ю.Муравьева

Ю.В.Шаламова