П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9327/2015-АК
г. Пермь
11 августа 2015 года Дело № А60-1275/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью «Параллель» – ФИО1, удостоверение, доверенность от 10.11.2014;
от ответчика муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов администрации города Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2, паспорт, доверенность от 29.12.2014; ФИО3, паспорт, доверенность от 29.12.2014;
от Администрации города Екатеринбурга – ФИО2, паспорт, доверенность от 19.01.2015; ФИО3, паспорт, доверенность от 19.01.2015;
от иных третьих лиц – не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 мая 2015 года
по делу № А60-1275/2015,
принятое судьей Марьинских Г.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью «Параллель» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному образованию «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов администрации города Екатеринбурга
третьи лица: открытое акционерное общество «Информационная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Екатеринбургская городская Дума,
Администрация города Екатеринбурга (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Комитета социальной политики и Комитета по транспорту и организации дорожного движения,
о взыскании убытков в сумме 36 627 296,01 руб. (с учетом уменьшения размера исковых требований),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Параллель» (далее –общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов администрации г. Екатеринбурга (далее – ответчик) с исковым заявлением о взыскании за счет казны муниципального образования «город Екатеринбург» 36 627 296,01 руб. в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярным маршрутам №10, 54, 70 в период с июля 2012 года по сентябрь 2014 года (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований – л.д.123 том 2).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы ответчик указывает на недоказанность истцом факта причинения ему убытков. Истец заключил с Администрацией города Екатеринбурга соглашение от 08.08.2012 № 49-КСП о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на возмещение части затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования. Следовательно, истцу были разъяснены условия и порядок возмещения возникших затрат в связи с перевозкой льготной категории граждан. С таким порядком истец согласился и претензий от него не поступало. Субсидия рассчитывалась на основании методики, утвержденной постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 № 2604. Общество подтвердило получение субсидии из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на сумму 15 323 755,43 руб. В остальной части оснований для возмещения убытков не имеется.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Представители Администрации города Екатеринбурга поддержали доводы заявителя апелляционной жалобы, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
От Екатеринбургской городской Думы поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ОАО «Информационная сеть» отзыв на исковое заявление не представило, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, что в силу части 3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 № 72/15 «О социальной транспортной карте» отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему Перечнем предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта» (далее – социальная транспортная карта).
В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования, Свердловской областью учреждено ОАО «Информационная сеть», с которым перевозчики Екатеринбурга заключают договоры присоединения к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга». Аналогичный договор заключен ООО «Параллель» (л.д.51-52 том 1). Постановление Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 № 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые карты «Транспортные карты» для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 №2604 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – Положение № 2604).
Субсидии предоставляются перевозчикам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора, процедура которого определена в главе 2 настоящего Положения (пункт 2 Положения № 2604).
Предоставление субсидии перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на возмещение части затрат, связанных с предоставлением права льготного проезда на текущий год (пункт 3 Положения № 2604).
Согласно п.4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям:
1) осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на основании договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга;
2) предоставляющие право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью социальной транспортной карты) отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в муниципальном образовании «город Екатеринбург», не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ и в соответствии с нормативными актами Свердловской области, а именно:
пенсионерам по старости города Екатеринбурга;
детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет, а также детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет (далее – муниципальные льготники).
В силу пункта 5 Положения субсидии предоставляются ежемесячно на основании соглашения с перевозчиком о предоставлении субсидий (форма соглашения представлена в приложении № 1).
ООО «Параллель» является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным транспортом в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается фактическое осуществление истцом в спорный период (с июля 2012 г. по сентябрь 2014 г.) перевозок пассажиров на основании договоров с Администрацией города Екатеринбурга от 06.06.2012 №№010/2012, 054/2012, от 27.06.2012 №070-22/2012, в том числе с предоставлением льготного проезда по социальной транспортной карте.
Между ООО «Параллель» и Администрацией города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики по вышеуказанной форме (приложения № 1 к Положению № 2604) заключено соглашение о предоставлении субсидии от 08.08.2012 №49-КСП (л.д.9 том 3).
Ответчиком указано и истцом не оспаривается получение из бюджета города по соглашению № 49-КСП субсидии в сумме 15 323 755,43 руб.
Однако, по расчету истца, убытки от перевозки льготных категорий пассажиров возмещены ему не в полном объеме; с учетом полученной субсидии, а также выплат от ОАО «Информационная сеть» сумма невозмещенных убытков составляет 36 627 296,01 руб., из них 11 792 447,64 руб. – по «муниципальному регистру», 24 834 848,37 руб. – по «федеральному и региональному регистру» (л.д.84-87 том 3).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал доказанным факт оказания обществом транспортных услуг и несения убытков в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан. При этом суд первой инстанции признал обоснованным размер убытков истца, определенных исходя из количества поездок льготных категорий граждан (по данным электронного учета ОАО «Информационная сеть») и тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации (ст.16.1 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 ст.790 Кодекса плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790).
Сумма взыскиваемых с бюджета убытков определена истцом путем умножения количества поездок на его маршрутах льготных категорий граждан (по данным ОАО «Информационная сеть») на действовавший в спорном периоде тариф на перевозку пассажиров, утвержденный в муниципальном образовании в соответствии с постановлением РЭК Свердловской области (разницу между льготным и обычным тарифом).
Между тем, как уже указано в постановлении, Администрацией г.Екатеринбурга утверждено Положение № 2604, которым предусмотрен порядок расчета субсидии, подлежащей выплате перевозчику из бюджета города в целях возмещения расходов, связанных с предоставлением льготного проезда.
В соответствии с пунктом 10 Положения № 2604 расчет суммы субсидии производится по формуле:
Субсидия = Ртп / Ро x КР x КП, где:
Ртп – часть затрат отдельного перевозчика, связанных с предоставлением права льготного проезда;
Ро – часть затрат перевозчиков, связанных с предоставлением права льготного проезда;
КП – размер кассового плана;
КР – коэффициент распределения кассового плана на отчетный период.
Часть затрат отдельного перевозчика, связанных с предоставлением права льготного проезда, рассчитывается по формуле:
Ртп = (Т - Ст) x Чп1 + (Т - Сп / Чп2) x Чп3, где:
Т – тариф на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, установленный правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург»;
Ст – стоимость поездки для льготных категорий граждан, использующих для оплаты проезда социальные транспортные карты с тарифным планом «10 поездок»;
Чп1 – число поездок, совершенных льготными категориями граждан, использующих для оплаты проезда социальные транспортные карты с тарифным планом «10 поездок», по отдельному перевозчику;
Сп – общая сумма пополнений социальных транспортных карт с тарифным планом «Месячный проездной билет», произведенных льготными категориями граждан;
Чп2 – общее число поездок, совершенных льготными категориями граждан, использующих для оплаты проезда социальные транспортные карты с тарифным планом «Месячный проездной билет»;
Чп3 – число поездок, совершенных льготными категориями граждан, использующих для оплаты проезда социальную транспортную карту с тарифным планом «Месячный проездной билет», по отдельному перевозчику.
В соответствии с пунктом 11 Положения № 2604 предоставление субсидий производится на основании:
постановления главы Администрации города Екатеринбурга об утверждении перечня перевозчиков - получателей субсидий;
данных о количестве поездок, совершенных отдельными категориями граждан за расчетный период, по каждому из тарифных планов, установленных правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург»;
списков отдельных категорий граждан, воспользовавшихся правом льготного проезда в течение расчетного периода.
Таким образом, действующим в Екатеринбурге нормативным актом предусмотрена методика расчета убытков, подлежащих возмещению транспортной организации в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, в том числе «федерального и регионального регистра». Указание в пункте 4 Положения № 2604 на такое обязательное условие выплаты субсидии, как предоставление льготного проезда муниципальным льготникам, не означает, что данным Положением предусмотрено возмещение затрат на перевозку лишь муниципальных льготников.
Несмотря на наличие действующего на территории муниципального образования «город Екатеринбург» нормативного акта, регламентирующего возмещение расходов в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, убыток истца (перевозчика) определен судом первой инстанции не в соответствии с утвержденной методикой.
Между тем иной размер убытков, рассчитанный не в соответствии с действующим нормативным актом, должен быть доказан истцом путем представления доказательств, подтверждающих фактически понесенные затраты на перевозку льготных пассажиров.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В нарушение требований ст.65 АПК РФ истец не представил каких-либо доказательств в подтверждение расходов, связанных с перевозкой пассажиров. Бухгалтерская отчетность за спорный период суду также не предоставлена.
Поскольку истец не подтвердил ни факт причинения ему убытков, ни их размер, в удовлетворения исковых требований должно быть отказано.
Кроме того, подписывая соглашение о предоставлении субсидий от 08.08.2012 № 49-КСП, а также подавая заявку на ее получение в Комитет социальной политики Администрации города Екатеринбурга, истец согласился на возмещение расходов в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург». Следовательно, стороны ограничили возможность полного возмещения убытков меньшим размером, что предусмотрено пунктом 1 статьи 15 ГК РФ.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 ст.270 АПК РФ в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчик от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2015 года по делу № А60-1275/2015 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Е.В. Васильева | |
Судьи | И.В. Борзенкова Г.Н. Гулякова |