ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-93/2024-АК от 06.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-93/2024-АК

г. Пермь

06 февраля 2024 года Дело № А71-16800/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,

судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП №8»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 17 ноября 2023 года

по делу № А71-16800/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП №8» (ИНН 1840003344, ОГРН 1111840012767)

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)

о признании незаконным и отмене предостережения от 31.07.2023 №06-02/682П о недопустимости нарушения обязательных требований,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖРП №8» (далее – заявитель, ООО УК «ЖРП №8», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предостережения Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 31.07.2023 №06-02/682П о недопустимости нарушения обязательных требований.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2023 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; судом не полностью выявлены факты, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. По мнению апеллянта, предостережение незаконно, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО УК «ЖРП №8». Полагает, что судом не учтено, что в силу статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам в доме могут предоставляться не лицом, занимающимся управлением домом, а непосредственно ресурсоснабжающей организацией. Также обращает внимание, что потребитель помещения №109 по ул.Баранова в 2021 году участвовал в принятии решения о переходе на прямые платежи в РСО, о чем свидетельствует копия бюллетеня за подписью заявителя, по вопросу №14 им было принято положительное решение. Настаивает, что прямые договоры в домах с ИТП возможны, при наличии соответствующего решения общего собрании, которое у многоквартирного дома №94Б имеется.

В дополнениях к апелляционной жалобе, приобщенных к материалам дела на основании ст. 81 АПК РФ, заявитель также приводит доводы о незаконности вынесенного предостережения.

Управлением письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 26.06.2023 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике поступило обращение Белослудцева А.В. с доводами о нарушении ООО «РТК» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал» Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), в оказании собственникам и пользователям помещений дома, включая заявителя, услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению таких услуг и просьбой возбудить дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «РТК» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (л.д. 36-37).

29.06.2023 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике письмом №18-00-02/021-6301-2023 переадресовало копию обращения Белослудцева А.В. в части доводов о нарушении правил предоставления коммунальных услуг по подведомственности в Управление (л.д. 35).

Управление в ходе рассмотрения обращения Белослудцева А.В. установило следующее.

ООО УК «ЖРП №8» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №018-000100 от 29.04.2015, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (л.д. 13).

Согласно сведениям о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, размещенным в соответствии со статьей 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru/), которая является государственным источником информации и находится в открытом доступе, многоквартирный дом 94Б по ул. Баранова г. Ижевска включен в перечень многоквартирных домов, управление которым осуществляет ООО УК «ЖРП № 8» с 14.07.2021.

В многоквартирном доме №94Б по ул. Баранова г. Ижевска отсутствует централизованное горячее водоснабжение, приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме, путем подогрева холодной воды.

По ранее предоставленной ООО УК «ЖРП № 8» информации установлено, что согласно протоколу №1 общего годового собрания собственников помещений в многоквартирном доме №94Б по ул. Баранова г.Ижевска от 11.07.2021, по вопросу № 14 собственниками на голосовании принято решение о заключении собственниками жилых и нежилых помещений спорного многоквартирного дома договоров на коммунальные услуги (договоров холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом 4.4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

31.07.2023 управлением объявлено предостережение ООО УК «ЖРП №8» о недопустимости нарушения обязательных требований от №06-02/682П, согласно которому обществу предложено принять меры по заключению договоров ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальных услуг «тепловая энергия на подогрев воды», «ХВС на нужды ГВС» для собственников и пользователей жилых помещений по адресу: г. Ижевск, ул. Баранова, д. 94Б (л.д. 40-41).

Полагая, что предостережение является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предостережение является законным и обоснованным, направлено на устранение допущенных нарушений требований жилищного законодательства и на защиту прав граждан – собственников помещений в многоквартирном доме.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.

На основании статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).

В соответствии со статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензиатами лицензионных требований. Организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 30.06.2014 № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделены отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее лицензионный контроль) в части организации и проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, на предмет соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе, по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; требований по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома; требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечением готовности инженерных систем, осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Согласно Решению Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 №314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» управление осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю согласно Закону Удмуртской Республики от 30.06.2014 № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» на территории муниципального образования «Город Ижевск».

Таким образом, Управление наделено полномочиями по муниципальному жилищному надзору и лицензионному контролю, вправе осуществлять проверки за соблюдением обязательных требований порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона №248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Федерального закона №248-ФЗ).

С учетом изложенного, действия управления по объявлению предостережения соответствуют законодательству. Оспариваемое предостережение вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.

Как следует из материалов дела, основанием для внесения заявителю оспариваемого предостережения послужил вывод Управления о том, что ООО УК «ЖРП №8», как исполнителем коммунальной услуги не заключены договоры ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальных услуг «тепловая энергия на подогрев воды», «ХВС на нужды ГВС» для собственников и пользователей жилых помещений по адресу: г. Ижевск, ул. Баранова, д. 94Б (л.д. 40-41).

Согласно части 1 статьи 44, частей 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.

На основании подпункта "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (абзац первый).

Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «и» пункта 34 Правил № 354, должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

С 03.04.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном данным Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указанной правовой нормой не определена возможность принятия решения о переходе на прямые договоры по холодному водоснабжению для приготовления горячей воды.

Такие коммунальные услуги, как «ГВС тепловая энергия», «тепловая энергия на ГВС», «ГВС подогрев» жилищным законодательством не предусмотрены.

Исходя из указанного положения в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения коммунальная услуга горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, с помощью которого приготавливается горячая вода (таким исполнителем в соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть только лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом).

Таким образом, действующее жилищное законодательство предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов).

Поскольку «тепловая энергия на подогрев воды» не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме оборудование не используется ресурсоснабжающей организацией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил №354), заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов, не допускается.

Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2023 №307-ЭС23-2986 по делу №А44-6521/2021, а также в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.01.2019 №1324-ОО/06.

Принимая во внимание, что пунктом 54 Правил № 354 не урегулированы отношения по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку отдельных видов коммунальных ресурсов в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, коммунальная услуга по горячему водоснабжению в таком многоквартирном доме не может предоставляться этой ресурсоснабжающей организацией самостоятельно.

Таким образом, в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения коммунальная услуга горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, с помощью которого приготавливается горячая вода. Таким исполнителем в соответствии с приведенными нормативными положениями может быть только лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в рассматриваемом случае – ООО УК «ЖРП №8».

Вышеизложенное правомерно принято судом первой инстанции во внимание при рассмотрении дела. Также суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.

Управляющая организация оказывает владельцам помещений в многоквартирных домах коммунальную услугу горячего водоснабжения самостоятельно, используя для этого, как общее имущество многоквартирного дома, так и подаваемые ей ресурсы - тепловую энергию и холодную воду. В данном случае коммунальная услуга - горячее водоснабжение оказывается управляющей организацией, получающей два коммунальных ресурса от разных организаций.

В случае заключения с собственниками помещений прямых договоров на холодное водоснабжение с целью приготовления горячей воды, конечным продуктом, который будет предоставлен ресурсоснабжающей организацией будет являться холодная вода, а не горячая вода, так как в силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. В рассматриваемом же случае, конечный продукт, который доставляется до каждого потребителя (до каждой квартиры) является горячая вода, а не холодная вода, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта. Готовый продукт — коммунальную услугу «Горячая вода» в силу особенностей системы горячего водоснабжения жилого дома ресурсоснабжающая организация поставить не может.

Следовательно, действующее жилищное законодательство не допускает перехода на прямые договоры в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Такая коммунальная услуга может предоставляться лишь управляющей организацией.

Аналогичная правовая позиция следует из определения Верховного суда РФ от 26.11.2020 № 301-ЭС20-18436 по делу N А17-8192/2019. Верховный суд указал, что при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в МКД исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи холодной воды для производства горячей воды.

Как следует из взаимосвязанных норм пункта 4.4 части 2 статьи 44, пункта 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случае принятия решения об этом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме в части снабжения холодной водой для производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которое непосредственно не используется ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения.

Согласно Правилам N 354 холодное водоснабжение - это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных данными правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт "а" пункта 4).

К горячему водоснабжению, согласно подпункту "б" пункта 4 Правил № 354, относится снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных данными правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Частью 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса предусмотрены случаи, когда оказание коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями в силу прямого указания закона. К таким случаям отнесены: непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме (статья 164 Жилищного кодекса); если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован; если отсутствуют договор ресурсоснабжения, заключенный между ресурсоснабжающей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Согласно требованиям части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса эксплуатацию оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме и используемого для приготовления горячей воды, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией осуществляет данная организация. В отношениях с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими холодную воду и тепловую энергию для приготовления горячей воды, управляющая организация является абонентом (потребителем), а с собственниками помещений, учитывая предписание подпункта "б" пункта 4, абзаца второго подпункта "а" пункта 9 Правил N 354, - исполнителем коммунальной услуги.

Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в рассматриваемом споре является управляющая компания.

Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС22-23453 от 26.04.2023 по делу № А60-52343/2021.

Управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса, пункт 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).

Принимая во внимание изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, коллегия апелляционного суда считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предостережение является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Кроме того, судом правомерно отмечено то, что объявление предостережения при наличии признаков нарушения обязательных требований направлено, прежде всего, на проведение профилактических мероприятий в целях снижения риска причинения вреда (ущерба); выдавая предостережение заявителю, управление преследовало цель скорейшим образом предотвратить возможное наступление причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, тем самым, предоставив заявителю возможность самостоятельно оценить соблюдение им обязательных требований, принять меры к их недопущению, не применяя в отношении общества мер государственного принуждения.

Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предостережения, наличии оснований для его вынесения в адрес общества, апелляционный суд считает верными, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела не имеется.

С учетом изложенного, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу; требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Таким образом, указанных в статье 270 АПК РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2023 года по делу № А71-16800/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.В. Васильева

В.Н. Якушев