ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9437/2023-ГК
г. Пермь
06 сентября 2023 года Дело № А50-3901/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при участии:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность от09.01.2023, диплом;
от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность от 28.09.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2023 года по делу № А50-3901/2023
по иску Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к закрытому акционерному обществу «Западный альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
установил:
Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к закрытому акционерному обществу «Западный альянс» (далее – ЗАО «Западный альянс», ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 04.06.2018 № 84-18 в сумме 5 281 руб. 14 коп. 2 (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2023 года в удовлетворении заявленного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным. По мнению апеллянта, судом неправомерно сделан вывод о применении при расчете арендной платы ставки 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка. Отмечает, что согласно пункту 5.2.2. договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 59:31:0492001:98 - промышленные предприятия и коммунально-складские организации V класса вредности, о наличии на данном земельном участке скважин, установлении санитарно-охранные зоны питьевого водоснабжения истцу не известно. Обращает внимание, что сети системы холодного водоснабжения с кадастровым номером 59:31:0492001:86, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 59:31:0492001:98, не являются объектами федерального, регионального или местного значения, а поэтому коэффициент 0,7 % не применяется. Для расчета арендной платы истец применял коэффициент 1,5% в 2019,2020 году, ответчик оплачивал арендную плату в полном объеме.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией Очерского городского поселения (арендодатель) и ЗАО «Западный Альянс» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 04.06.2018 № 84-18 на земельный участок с кадастровым номером 59:31:0492001:98, общей площадью 9400 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Пермский край, г. Очер, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации V класса вредности.
В соответствии, с Законом Пермского края от 25.03.2019 № 373-ПК «Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ» вступившим в законную силу с 06.04.2019, Очерское городское поселение, Павловское городское поселение, Кипринское сельское поселение, Нововознесенское сельское поселение, Спешковское сельское поселение, входящие в состав Очерского муниципального района, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, в новое муниципальное образование - Очерское городское поселение, образованное путем проведения преобразования, наделено статусом городского округа.
В силу правопреемства арендодателем является Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа.
Согласно, пункту 3.2 договора арендная плата вносится арендатором арендодателю ежеквартально: в срок не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря равными частями перечислением ежегодно рассчитываемой суммы арендной платы.
Ссылаясь на неисполнение арендатором обязательств по внесению арендной платы за период 2021, 2022 года истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд исходил из отсутствия у ответчика задолженности по арендной плате в связи с ошибочным исчислением истцом арендной платы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается предоставление ответчику во временное владение и пользование на условиях договора аренды от 04.06.2018 № 84-18 земельного участка с кадастровым номером 59:31:0492001:98, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Промышленные предприятия и коммунально-складские организации V класса вредности. В пределах данного земельного участка расположены объекты ответчика, а именно сооружение с кадастровым номером 59:31:0492001:86 - сооружения «Сети системы холодного водоснабжения протяженностью 3735 метров», что подтверждено сведениями ЕГРН.
Расчет арендной платы выполнен истцом с применением ставки арендной платы равной 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Возражая против удовлетворения заявленного иска, ответчик настаивает на применении ставки арендной платы равной 0,7% от кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13), в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
В соответствии с п. 4 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно абзацу 7 подпункта 2 статьи 49 ЗК РФ к таким объектам относятся: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно п. 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил N 582 издало Приказ от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015), содержащиеся в Законе о введении в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, установив, что предоставленный ответчику на праве аренды земельный участок занят объектами, используемыми сфере водоснабжения, в связи с чем арендная плата не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, учитывая сведения о внесении арендной платы, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с применением судом Приказа N 217, необходимости расчета арендной платы исходя из ставки 1,5% от кадастровой стоимости, отклоняются.
Как разъяснено в п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), размер регулируемой арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и использующимся для эксплуатации объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, с 1 марта 2015 г. не может превышать размер арендной платы, установленный для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В п. 20 ст. 1 ГрК РФ указано, что объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В свою очередь к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Поскольку спорный земельный участок предоставлен в аренду для целей эксплуатации принадлежащей ответчику системы водоснабжения, оснований для применения ставки арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости не имеется. Установленные по делу обстоятельства истцом не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2023 года по делу № А50-3901/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
М.А. Полякова
Судьи
О.Г. Дружинина
Ю.В. Скромова