ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9518/2023-АК от 12.09.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9518/2023-АК

г. Пермь

15 сентября 2023 года Дело № А50-33650/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 07 июля 2023 года

по делу № А50-33650/2022

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению жилищных отношений администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Администрация города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>), муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании субсидии в размере 3 353 332 руб. 06 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (далее – ответчик) о взыскании субсидии в размере 3 353 332,06 руб. (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением суда от 22.02.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищных отношений администрации города Перми, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Перми.

Определением суда от 20.04.2023 МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» исключено из состава ответчиков. Указанное лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2023 года исковые требования удовлетворены. С Управления жилищных отношений администрации города Перми в пользу ООО «Управляющая компания «Домовладение» взысканы денежные средства в сумме 3 353 332 руб. 06 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 39 767 руб.

Не согласившись с принятым решением, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приведены доводы о том, что отсутствует принятое решение в протоколе общего собрания собственников по многоквартирным домам в части утверждения условий договора на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, между собственниками помещений и обслуживающей организацией ООО «УК «Домоуправление»; отсутствует решение в протоколе общего собрания собственников по многоквартирным домам в части выбора уполномоченного лица, действующего от лица всех собственников помещений в отношениях с третьими лицами; отсутствуют в договорах на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома подписи всех или большинства собственников помещений, в таком доме выступающих в качестве одной стороны заключаемых договоров. Поскольку ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не порождает правовых последствий, то оснований для удовлетворения требований истца по возмещению понесенных расходов по содержанию и ремонту общего имущества спорных многоквартирных домов не имеется.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в управлении ООО «УК «Домовладение» в период ноябрь-декабрь 2020г., апрель-сентябрь 2021г. находились многоквартирные дома, расположенные в городе Перми по адресам: ул. Автозаводская, 24, 26, 28, 28а, 32а, ул. Адмирала ФИО1, 31, 31а, ул. Адмирала ФИО2, 25, 27, 29, 31, ул. Байкальская, 22, 24, 26, 28, 30, ул. Гальперина, 2, 3, ул. Каляева, 72, ул. Ласьвинская, 24, 49, ул. Лужская, 15, ул. Магистральная, 1а, ул. Маршала Рыбалко, 12, 25, 27а, 31а, 33, ул. Рощинская, 4, 6, ул. Светлогорская, За, ул. Сокольская, 125, 137а, ул. Танцорова, 30, ул. Хвойная, 3, 14, ул. Юнг Прикамья, 25а, 29, ул. Щигровская, 4, 4а, ул. Ядринская, 10, 18, ул. Калинина, 41, ул. Охотников, 7а, ул. Капитана ФИО3, 25, 32.

Указанные многоквартирные дома являются аварийными и подлежат сносу, что ответчиками не оспаривается и подтверждено материалами дела.

Часть жилых помещений в данных домах является муниципальной собственностью города Перми, часть принадлежала гражданам на праве собственности.

Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 № 225 установлены меры социальной поддержки гражданам в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, признанного непригодным для проживания и (или) расположенного в многоквартирном доме, признанным аварийным.

Постановлением Администрации г. Перми от 27.05.2014 № 349 утвержден Порядок предоставления субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Решением предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются: нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, собственникам жилых помещений.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится в соответствии с договором по форме согласно приложению № 1 к Порядку № 349 от 27.05.2014 и на основании затрат, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки.

В целях заключения договора о предоставлении субсидии ООО «УК «Домовладение» направило в уполномоченный орган заявки на заключение договора расчеты за периоды ноябрь-декабрь 2020 г., апрель-сентябрь 2021г. (письма № 11 от 22.01.2021, № 178 от 15.10.2021).

В ответе от 29.07.2022 МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» указало на частичное принятие к оплате субсидии и отказ по оплате по части МКД.

Однако выплата субсидии обществу не произведена, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Суд апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, проверив правильность применения судом норм материального права, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В соответствии с частью 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (часть 4 статьи 155 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).

Пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, либо путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно- строительного кооператива или иного специализированного кооператива.

Согласно пункту 29 Правил № 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится (пункт 31 Правил № 491).

Таким образом, суд первой инстанции правильно заключил, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление многоквартирным домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Аналогичная обязанность возложена и на собственников жилых помещений.

Учитывая, что все дома, находящиеся в управлении истца являются аварийными Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 № 225 установлены меры социальной поддержки гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственниками жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину, определенную в пределах размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми, установленного администрацией города Перми.

Пунктом 2 Решения закреплено, что возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иным лицам, оказывающим услуги (выполняющим работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - организации), является расходным обязательством муниципального образования город Пермь.

Возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, организациям осуществляется в форме предоставления субсидий в порядке, установленном администрацией города Перми.

Администрацией г. Перми постановлением № 349 от 27.05.2014 утвержден Порядок предоставления субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее – Порядок № 349).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка № 349 право на получение субсидии имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иные лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставляющие меры социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - граждане).

Субсидии организациям предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, в пределах средств, предусмотренных в решении Пермской городской Думы о бюджете города Перми на эти цели.

Организация не должна быть признана банкротом и иметь принятое собранием кредиторов решение о прекращении хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт 2.1.1.4 Порядка).

Одним из условий предоставления субсидий является в том числе: заключение с уполномоченным органом договора о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 2.3 Порядка).

Из материалов дела установлено, что в целях заключения договора по предоставлению субсидии за периоды ноябрь-декабрь 2020г., апрель-сентябрь 2021г. ООО «УК «Домовладение» направило в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» заявки № 11 от 22.01.2021, № 178 от 15.10.2021.

Письмом МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» № 059-11/1-01-18о/2-1242 от 29.07.2022 указало на имеющиеся недостатки и замечания в представленных управляющей компанией документах, которые повлияли на принятие учреждением решения об отказе в заключении договора на выплату субсидии.

Основанием для отказа в заключении договора на предоставление субсидии послужили следующие причины: отсутствие принятия решения в протоколе общего собрания собственников по многоквартирным домам в части утверждения условий договора на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, между собственниками помещений и обслуживающей организацией ООО «УК «Домоуправление»; отсутствие решения в протоколе общего собрания собственников по многоквартирным домам в части выбора уполномоченного лица, действующего от лица всех собственников помещений в отношениях с третьими лицами; отсутствие в договорах на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома подписей всех или большинства собственников помещений, в таком доме выступающих в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Как правильно заключил суд первой инстанции, указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для отказа в выплате истребуемой субсидии, поскольку бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от заключения договора с управляющей организацией.

Отсутствие решений по утверждению условий договора, а также отсутствие в договорах подписей собственников помещений в многоквартирном доме не освобождает их от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества.

Факт оказания услуг по управлению домами, несения расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Таким образом, истец вправе рассчитывать на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.

В целом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания оспариваемого судебного акта необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения первой инстанции.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2023 года по делу № А50-33650/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.Ю. Муравьева