ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9616/2022-АК от 01.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 6 /2022-АК

г. Пермь

07 сентября 2022 года                                                   Дело № А60-8596/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.

с участием представителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сивкова С.В., по доверенности от 29.12.2021 с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» ;

иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Водный союз»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 08 июня 2022 года

по делу № А60-8596/2022

по заявлению акционерного общества «Водный союз» (ИНН 4501158733, ОГРН 1104501002209)

к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)

об оспаривании предписания № 867-01 от 15.11.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части пунктов 1-3,

установил:

Акционерное общество «Водный союз» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) о признании незаконным предписания № 867-01 от 15.11.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части пунктов 1, 2, 3.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 июня 2022 года  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Обжалуя решение суда, общество указывает, что оспариваемое предписание в части пунктов 1, 3 выдано при отсутствии доказательств нарушения заявителем обязательных требований, без наличия установленных законом оснований, кроме того, предписание заведомо невыполнимо, не отвечает требованиям ясности и определенности. Указанный в акте проверки №867 от 15.11.2021 вывод о превышениях нормативов допустимого сброса вредных веществ, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол и болото Полой, является неверным, так как нормативы допустимого сброса веществ по концентрациям в декларациях о воздействии на окружающую среду данных объектов отсутствуют. Обеспечение очистки воды до соответствующих требований обусловлено обеспечением инвестиционных вложений в виде выполнения реконструкций водозаборных сооружений. Общество в полном объеме выполнило свои обязательства по договору аренды №26-а/2012, связанные с разработкой, согласованием и утверждением инвестиционных программ. Причиной отсутствия инвестиционной программы, предусматривающей осуществление реконструкции и модернизации арендованного имущества, является непринятие мер со стороны органов местного самоуправления города Кургана и органов исполнительной власти Курганской области по определению источника финансирования инвестиционных мероприятий. В настоящее время АО «Водный Союз» приступило к разработке проектно­-сметной документации для строительства в целях реализации мероприятий программы «Чистая вода».

В отношении пункта 2 предписания общество указывает, что на момент проведения плановой проверки отсутствовало решение на предоставление в пользование водного объекта – река Черная, отбор проб произведен на выпуске с ОСК г. Кургана, а не в месте сброса в водный объект, что зафиксировано протоколом отбора проб №1000 от 06.10.2021; координаты места сброса в водный объект на момент отбора проб в разрешительных документах указаны не были. По мнению общества, исполнение указанного пункта предписания невозможно в установленный срок по объективным причинам в связи с отсутствием у АО «Водный Союз» инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом. Учитывая техническое состояние переданных в аренду очистных сооружений, не позволяющее обществу независимо от принимаемых мер обеспечивать качество очистки сточных вод, соответствующее предельно-допустимым нормативам содержания загрязняющих веществ, невозможность прекращения эксплуатации очистных сооружений ввиду социальной значимости данной деятельности, общество вынуждено эксплуатировать очистные сооружения в имеющемся состоянии, в условиях крайней необходимости.

Управление с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель управления доводы отзыва на жалобу поддержал.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании решения Управления о проведении плановой выездной проверки от 01.10.2021 № 270-РШ в отношении АО «Водный Союз» проведена плановая выездная проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проверки составлен акт проверки от 15.11.2021 №867, обществу выдано предписание от 15.11.2021 № 867-01 об устранении в срок  выявленных нарушений обязательных требований, в том числе в срок 12.05.2022 нарушений, указанных в пунктах 1-3.

Пунктом 1 предписания обществу вменяется то, что оно в 2021 году и на момент проведения проверки осуществляло сброс промывных сточных вод с выпуска после фильтров, осветлителей водозаборных очистных сооружений центра города в поверхностный водный объект Курганское водохранилище на реке Тобол с превышением нормативов допустимого сброса веществ, указанных в представленной обществом декларации о воздействии на окружающую среду объекта 37-0145-000129-П (расчеты нормативов допустимого сброса веществ).

Пунктом 2 обществу вменяется осуществление в 2021 году и на момент проведения проверки сброса сточных и (или) дренажных вод в поверхностный водный объект «река Черная» с очистных сооружений канализации г. Кургана с превышением установленных разрешительными документами допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод и (или) дренажных вод.

Пунктом 3 предписания обществу вменяется осуществление в 2020-2021гг. и на момент проверки сброса сточных, в том числе дренажных, вод в поверхностный водный объект – болото Полой – с превышением установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, указанных в представленной обществом декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000146-П (нормативы допустимого сброса в б. Полой).

Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 1, 2, 3, общество обратилось с настоящим заявлениемв арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее – Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Согласно пункту 5.1.5  Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения № 400).

Полномочия Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению государственного экологического надзора закреплены в пункте 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Управлением Росприроднадзора в пределах предоставленных данному органу полномочий.

 В соответствии с требованием части 1 статьи 9 Водного кодекса  Российской Федерации (далее – Водный кодекс) юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Водного кодекса.

Согласно частей 1, 3 статьи 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В целях сброса сточных вод право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (часть 5 статьи 23 Водного кодекса).

Предоставление водного объекта в пользование на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, содержание такого Решения и порядок его принятия прописаны в статьях 21-23 Водного кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Водного кодекса решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ  нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с частями 2, 4 статьи 35 Водного кодекса нормативы допустимого воздействия (нормативы допустимых сбросов) на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса  использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1, п. 2, пп. «е» п. 3, п. 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Водопользователем мероприятия по охране водного объекта осуществляются в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность с нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно: сброс сточных вод в поверхностный водный объект с превышением нормативов допустимых сбросов веществ по концентрации (мг/дм3).

Указанные нормативы, вопреки доводам заявителя, представлены им в составе деклараций о воздействии на окружающую среду по объектам:

водозаборные очистные сооружения центра города (р. Тобол), расположенные по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 2;

очистные сооружения канализации пос. Увал (болото Полой), расположенные по адресу: г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 1.

По очистным сооружениям канализации (ОКС) г. Кургана (р. Черная), расположенным в г. Курган, ул. Омская, 152 – допустимые концентрации загрязняющих веществ установлены приложением к разрешению на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты от 16.08.2018 № 1006 (л.д.24 том 2).

В рамках проверки специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области (ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области) произведены отборы проб на выпусках в поверхностные водные объекты (водозаборные очистные сооружения Центра города (р. Тобол), ОКС г. Кургана (р. Черная), ОКС п. Увал (болото Полой)). По результатам исследования представлены результаты анализов сточных вод на выпуске в водные объекты, из которых следует, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект осуществляется с превышением нормативов, установленных указанными выше расчетами в составе деклараций и разрешения на сброс.

Ввиду того, что нормативы допустимого сброса разработаны самим обществом, оно обязано соблюдать их в соответствии со статьями 35, 56, 60  Водного кодекса РФ, статьями 34, 39 Закона №7-ФЗ.

В соответствии со статьей 23.1 Закона №7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Временно разрешенные сбросы АО «Водный Союз» не установлены.

Кроме того, оспариваемые обществом нарушения обязательных требований к охране водных объектов установлены вступившими в законную силу судебными актами.

Судом верно указано, что по результатам рассматриваемой выездной проверки Управление, помимо оспариваемого предписания, вынесло постановления о назначении административных наказаний от 08.12.2021,  07.12.2021, которыми АО «Водный Союз» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение).

АО «Водный Союз» не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в суд общей юрисдикции.

Решением Курганского областного суда от 24.03.2022 по делу №72-68/2022 постановление Управления от 08.12.2021 по делу об административном правонарушении №12-225/2022 (р. Тобол), решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 01.02.2022 оставлены без изменения.

Решением Курганского областного суда от 16.03.2022 по делу №72-78/2022 постановление Управления от 07.12.2021по делу об административном правонарушении №12-409/2022 (б. Полой), решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 03.02.2022 оставлены без изменения.

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания предписания недействительным.

 Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о доказанности нарушений, указанных в предписании и оспариваемых обществом, оснований для иных суждений судебной коллегией не установлено.

Необходимо отметить, что вопреки доводам общества оспариваемое предписание является реально исполнимым, содержит законные требования, конкретные указания и четкие формулировки.

Доводы заявителя о недостаточном сроке для устранения нарушений, отклоняются, поскольку при представлении заявителем обоснованного ходатайства они могут быть продлены.

Доводы о непринятии мер по реализации инвестиционной программы со стороны органов местного самоуправления города Кургана значения не имеют, поскольку это не освобождает общество от обязанности по соблюдению требований к охране водных объектов.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей относятся на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ. Госпошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июня 2022 года по делу № А60-8596/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Возвратить акционерному обществу «Водный союз» (ИНН 4501158733, ОГРН 1104501002209) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 04.07.2022 №3340.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Ю.В. Шаламова