ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 6 /2022-АК
г. Пермь
12 сентября 2022 года Дело № А60-23858/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность № 371/2022 от 14.07.2022, диплом,
от иных лиц: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 июля 2022 года по делу № А60-23858/2022
по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФИО2
о признании незаконным и отмене постановления №066/04/9.21-58/2022 от 15.04.2022,
установил:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – заявитель, ОАО «МРСК Урала») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – антимонопольный орган, Свердловское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-58/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-58/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 15.04.2022 признано незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 300 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, ОАО «МРСК Урала» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда изменить в части и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении требований ОАО «МРСК Урала» о признании незаконным и отмене постановления Свердловского УФАС от 15.04.2022 по делу № 066/04/9.21-58/2022 в части события правонарушения, предусмотренного ч.2. ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в бездействии относительно неуказания в технических условиях срока выполнения мероприятий со стороны заявителя и сетевой организации. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В апелляционной жалобе заявителем приведены доводы о том, что судом при вынесении обжалуемого решения в нарушение требований ст. 170 АПК РФ не были указаны в мотивировочной части заявленные Обществом доводы относительно неуказания в технических условиях № 54-ТУ-50267 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, а также не было приведено доводов со ссылками на нормы права об отклонении данных доводов общества; судом не применены нормы права, подлежащие применению – п. 25(1) Правил ТП, приложение № 8 в части типовой формы ТУ, а также неправильно истолкована норма п. 105 Правил ТП, не применены правила разрешения коллизии норм права.
В представленных письменных пояснениях заявитель ссылается на то, что постановлением УФАС Свердловской области директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» за то же нарушение при тех же обстоятельствах привлечен к административной ответственности, юридическое лицо с учетом положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ и представленных в материалы дела доказательств к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения не подлежит; при этом оспариваемое в настоящем деле постановление УФАС по Свердловской области со стороны ОАО «МРСК Урала» не исполнено. Также указывает на то, что с момента введения в действие постановлением № 336 моратория ФАС России и его территориальные органы лишены возможности возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 9.21 КоАП РФ.
Антимонопольный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал, ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных пояснений, а так же дополнительных документов, представленных в электронном виде 18.08.2022.
Суд определил: ходатайство удовлетворить, приобщить к материалам дела дополнительные документы: постановление УФАС по Свердловской области от 19.05.2022 и квитанцию от 22.07.2022.
Заинтересованное лицо и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ по ходатайству заявителя суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела копии постановления о назначении административного наказания от 19.05.2022, и квитанцию от 22.07.2022.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Свердловским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу 066/04/9.21-58/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21) от 15.04.2022, которым открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности; вместе с тем, посчитал возможным снизить размер административного штрафа до 300 000 руб.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике и пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861) ОАО «МРСК Урала» является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2020 № 107-ПК «Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях», от 27.12.2018 № 325-ПК (ред. от 30.12.2020) «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области» (вместе с «Долгосрочными тарифами на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (город Екатеринбург), рассчитанные методом доходности инвестированного капитала».
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» утверждены соответствующие Правила технологического присоединения (далее – Правила №861).
Действие Правил № 861 распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется (п. 2 (2) Правил № 861).
Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861.
В пункте 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 14 Правил № 861);
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Наличие заключенного заявителями, указанными в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 Правил № 861 (п. 104 Правил № 861).
Согласно пункту 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного п. 103 Правил № 861, оплатить указанный счет.
Согласно пункту 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 Правил № 861;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил № 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с пп. «л» п. 9 Правил № 861 (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 16(3) в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.
Результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил № 861) (абз. 3 п. 108 Правил № 861).
Судом из материалов дела установлено, что ФИО2 была подана заявка № 54-3-51481 от 08.05.2021 в адрес ОАО «МРСК Урала» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: 624020, Свердловская обл., Сысертский р-н, СНТ «Изумруд», кадастровый номер участка: 66:25:0106002:650. В ответ на заявку № 54-3-51481 от 08.05.2021 сетевая организация направила (посредством размещения в личном кабинете потребителя):
- счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям № 5400053849 от 27.05.2021;
- технические условия № 54-ТУ-50267;
- инструкцию о порядке действий для осуществления фактического присоединения и приема напряжения, мощности.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ОАО «МРСК Урала» и ФИО2 заключен 28.05.2021, что подтверждается снимком экрана личного кабинета заявителя, где указано, что статус счета на оплату ТП 5400053849 в размере 550 руб. 00 коп. «оплачен», а также чеком об оплате, датой операции по которому является 28.05.2021.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то есть с 28.05.2021 по 28.11.2021.
Согласно представленным документам ОАО «МРСК Урала» (вх. № 01-32996 от 09.12.2021), между ОАО «МРСК Урала» и ФИО2 составлен акт № 54-АТП-36784 от 23.12.2021 об осуществлении технологического присоединения, дата фактического присоединения 23.12.2021.
Доводы заявителя о том, что указание срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению не предусмотрено типовой формой, а также, что информация о сроке выполнения данных мероприятий размещена в Личном кабинете потребителя, несостоятельны. У ОАО «МРСК Урала» имелась возможность указать в технических условиях № 54-ТУ-50267 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, как это императивно предписано пунктом 105 Правилам № 861. Указание срока выполнения данных мероприятий в Личном кабинете потребителя не является достаточным в целях выполнения требований названного пункта Правил № 861.
Доводы о том, что пункт 19 Правил № 861 не запрещает заключать дополнительные соглашения о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения технических условий соответствует нормам гражданского законодательства, действия общества по предложению заявителю подписать дополнительное соглашение нельзя расценивать как навязывание невыгодных условий, отклоняются как основанные на неверном толковании норм права. Исходя из положения п. 4 ст. 421, п. 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Закона об электроэнергетики и пп. «б» п. 16 Правил № 861, следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, указанные пп. «б» п. 16 Правил № 861. Иные дополнительные соглашения об изменении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации противоречат публичному характеру договора. Нарушение сроков выполнения мероприятий, гарантированных Правилами № 861, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям.
Таким образом, факт наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося: в бездействии относительно неуказания в технических условиях № 54-ТУ-50267 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, во исполнение пункта 105 Правил № 861; в бездействии относительно осуществления мероприятий по технологическому присоединению до границ объекта, расположенного по адресу: 624020, Свердловская обл., Сысертский р-н, СНТ «Изумруд», кадастровый номер участка: 66:25:0106002:650, в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил № 861 и публичным договором, лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию с 04.02.2021 до 15.02.2022,подтвержден.
Из материалов дела также следует, что вступившим в законную силу 04.02.2021 постановлением Свердловского УФАС России по делу № 066/04/9.21-3166/2020 ОАО «МРСК Урала» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Указанное постановление было исполнено ОАО «МРСК Урала» 15.02.2021.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (пункт 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
С учетом данного обстоятельства рассматриваемое в настоящем деле правонарушение правомерно квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения исследован антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Вина общества состоит в том, что им не предпринято всех своевременных и достаточных мер, направленных на выполнение требований, установленных действующим законодательством, при наличии реальной к этому возможности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является правильным, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Доводы жалобы со ссылкой на пункт 7 Постановления Правительства от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", подлежат отклонению, исходя из следующего.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее Постановление правительства) установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Согласно пп. 15 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ ("О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее 248-ФЗ) его положения не применяются к организации и осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Из этого следует, что положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не подлежат применению в рассматриваемом случае.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С целью индивидуализации административного наказания, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного административным органом административного штрафа до 300000 руб. Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае такая мера ответственности согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку ОАО «МРСК Урала» неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены действующие на момент рассмотрения дела нормы материального права.
Между тем апелляционным судом учтено, что с 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в статью 2.1 КоАП РФ, предусматривающие иной порядок привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и должностного лица и фактически исключающий одновременное применение мер наказания в этом случае.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37), в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37 если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен частью 4 статьи 2.1 дополнен следующего содержания: «Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи».
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность.
Постановлением Свердловского УФАС России от 19.05.2022 по делу об административном правонарушении № 066/04/9.21-907/2022, возбужденному по заявлению ФИО2 (вх. № 01—33239 от 13.12.2021),ФИО3, директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Таким образом, должностное лицо ОАО «МРСК Урала» (ФИО3)по тем же основаниям, что и юридическое лицо, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что должностное лицо ОАО «МРСК Урала» (ФИО3) по тем же основаниям, что и юридическое лицо, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа, юридическое лицо ОАО «МРСК Урала» с учетом положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ и представленных в материалы дела доказательств к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения не подлежит.
При таких обстоятельствах, исходя из действующего на момент рассмотрения апелляционной жалобы нормативно-правовом регулировании порядка назначения административного наказания, с учетом того, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении не исполнено, на что указывает заявитель, суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», признает постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 03.03.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-316/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) неподлежащим исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 июля 2022 года по делу № А60-23858/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать неподлежащим исполнению постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15.04.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-58/2022 об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Ю.В. Шаламова | |
Судьи | Г.Н. Гулякова | |
Е.Ю. Муравьева |