ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9740/2023-АК от 21.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9740/2023-АК

г. Пермь

22 декабря 2023 года Дело № А71-2104/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.

лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 27 июля 2023 года

по делу № А71-2104/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (ОГРН 1027700166890, ИНН 7703332965)

к Управлению финансов администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800024347, ИНН 1838025816)

о признании незаконными действий (бездействия),

третье лицо – Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021542, ИНН 1838025661),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – управление, ответчик), выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС №006385377, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу №А71-4245/2015, в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись Камбарского муниципального района в целях исполнения исполнительного листа ФС №006385377 по делу № А71-4245/2015, в несоставлении проекта изменений в бюджет муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) и ненаправлении его на рассмотрение в представительный орган муниципального образования, а также о признании незаконным оказания предпочтения кредитору АО «Энеоргосбыт Плюс», что выразилось в произвольном направлении ассигнований, предусмотренных для исполнения судебных актов, в размере, превышающем долю, причитающуюся кредитору исходя из размера ассигнований и пропорциональную размеру обязательства (с учетом принятого судом уточнения требований).

Определением суда от 13 марта 2023 года на основании статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – администрация, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2023 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы приведены доводы о том, что материалами дела подтверждается факт незаконного бездействия ответчика в части несоставления проекта изменений в бюджет муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 83 БК РФ и ненаправлении его на рассмотрение в представительный орган муниципального образования, поскольку ответчик не доказал совершение указанного действия и имел объективную возможность совершить данное действие. Вопреки выводам суда, материалами дела подтверждается преимущественное погашение в пользу АО «Энергосбыт Плюс». Суд в данном деле вышел за пределы своих полномочий, установив наличие затруднений, которые должен устанавливать суд в деле о взыскании, при наличии заявления должника.

Определением от 19.09.2023 по ходатайству заявителя судебное разбирательство по делу № А71-2104/2023 отложено, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 04.10.2023.

Представитель заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что по делу № А71-3207/2023 с аналогичными обстоятельствами вынесен судебный акт, с которым заявитель не согласен.

От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Определением от 04.10.2023 судебное разбирательство по делу № А71-2104/2023 отложено, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 16.11.2023.

Определением суда от 15.11.2023 в связи с отсутствием судьи Якушева В.Н. ввиду отпуска на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена его замена на судью Герасименко Т.С.

Определением от 16.11.2023 судебное разбирательство по делу № А71-2104/2023 отложено, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 21.12.2023.

От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу №А71-4245/2015 с муниципального образования «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности в пользу ООО «Файерс Гранд» взыскано 7 127 354 руб. 22 коп. долга, в также 58 637 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска, 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

На основании указанного судебного акта судом заявителю выдан исполнительный лист серии ФС №006385377, направленный обществом для исполнения в управление и полученный последним 17.03.2016.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.04.2022 по делу №А71-4245/2015 произведена замена должника по делу (ответчика) с муниципального образования «Камбарский район» в лице Администрации муниципального образования «Камбарский район» на муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в лице Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

По состоянию на дату направления заявления в суд (03.02.2023) данный исполнительный лист исполнен частично, общая сумма денежных средств, перечисленных из бюджета муниципального образования в адрес общества по данному исполнительному документу, составила 2 779 223 руб. 22 коп. Остаток долга по исполнительному документу серии ФС №006385377 составляет 4 409 768 руб.

Считая незаконными бездействие управления, выразившегося в неисполнении исполнительного листа, невнесении изменений в сводную бюджетную роспись Камбарского муниципального района, несоставлении проекта изменений в бюджет муниципального образования и ненаправлении его на рассмотрение в представительный орган муниципального образования, а также полагая, что ответчиком оказывается необоснованное предпочтение кредитору АО «Энеоргосбыт Плюс», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции факт бездействия по исполнению требований исполнительного документа не установил.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством РФ.

Частью 1 статьи 7 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

Согласно статье 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В рамках действующего правового регулирования исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется в своей основе положениями главы 24.1 БК РФ. Они, в частности, устанавливают перечень документов, предоставляемых для исполнения взыскания, основания для возврата документов, поступивших на исполнение, определяют должностных лиц, обязанных обеспечить исполнение судебного акта, и предельный срок, в течение которого судебный акт должен быть исполнен (статьи 242.1, 242.2 и 242.5).

Этой главой Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирован и порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов, который различен: статья 242.2 (по обращению взыскания на средства казны Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования), статья 242.3 (по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений), статья 242.4 (по денежным обязательствам казенных учреждений субъектов РФ), статья 242.5 (по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений).

Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования, направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.

В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае – в управление).

В силу пункта 1 статьи 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

Согласно пункту 3 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств – с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.

Из приведенных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации муниципального образования.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что на момент выдачи арбитражным судом спорного исполнительного листа на исполнении в управлении находились и иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования; погашение задолженности по спорному исполнительному листу производилось частично, непрерывно, ежемесячно, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели; в бюджете муниципального образования имелся недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в управлении финансов, что подтверждается представленными в материалы дела реестром платежей по исполнительному листу серии ФС №006385377 от 20.11.2015, а также реестром платежей по исполнительным листам на 25.01.2023.

Факт нарушениятрехмесячного срока исполнения требований исполнительного документа, установленного в пункте 7 статьи 242.5 БК РФ, судом установлен и лицами, участвующими в деле, не опровергнут.

При этом дополнительные источники дохода в бюджете МО «Камбарский район» в 2023 году отсутствуют, сократить бюджетные ассигнования по отдельным статьям расхода не представляется возможным, так как бюджет муниципального образования является социально-ориентированным и дотационным.

Заинтересованным лицом в Совет депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» сопроводительным письмом от 15.11.2022 №01-42/3263 был направлен проект решения «О бюджете муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и приложения к проекту решения «О бюджете муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

«Ведомственная классификация расходов бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 года и плановый период 2024 и 2025 годов» является приложением №5 к проекту решения «О бюджете муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Следовательно, «ведомственная классификация расходов бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 года и плановый период 2024 и 2025 годов» была передана на рассмотрение в Совет депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» вместе с проектом решения о бюджете.

Проект бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 год находится в открытом доступе и размещен на официальном сайте муниципального образования http://www.kamrayon.ru/ во вкладке (Администрация/Структурные подразделения Администрации/Управление финансов/Проекты нормативных документов/2022 год) со всеми прилагающимися к нему документами, в том числе и проектом ведомственной классификации расходов.

Сводная бюджетная роспись на 2023 год также находится в открытом доступе и расположена во вкладке (Администрация/Структурные подразделения Администрации/Управление финансов/Бюджетная роспись/2023 год).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» от 21.12.2022 №172 «О бюджете муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на исполнение судебных актов в 2023 году выделено 8 482 500 руб., 2024 году – 16767 800 руб., 2025 году – 16767 700 руб.

По состоянию на 25.01.2023 на исполнении в управлении находилось 73исполнительных документа на общую сумму 42 393 874,22 руб.

По состоянию на 14.02.2023 спорный исполнительный лист исполнен частично, общая сумма денежных средств, перечисленных из бюджета муниципального образования в адрес общества по исполнительному документу, составила 2 779 223,22 руб. Остаток по исполнительному документу составляет 4 409 768 руб.

Таким образом, суд верно указал, что исполнение вышеуказанного исполнительного листа осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете МО «Камбарский район».

На основании изложенного факты незаконного бездействия по исполнению требований исполнительного документа отсутствуют, управлением принимались все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Как было указано ранее, в случае превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, положения Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (пункт 3 статьи 217 БК РФ).

С учетом взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 БК РФ внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений об обращении взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Обстоятельство того, что расходы того же рода, определенные той же целью, что и расходы на исполнение судебных актов, в бюджете муниципального образования отсутствуют, исключает возможность признания незаконным бездействия финансового органа муниципального образования и его начальника, выраженного в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись при поступлении исполнительного листа на исполнение. Иное будет означать необоснованное вмешательство суда в компетенцию органов муниципальной власти и придание произвольного приоритета обязательствам одного вида в структуре расходов местного бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-0-0).

В связи с тем, что муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» испытывает дефицит бюджетных средств по статьям расходов, в рамках которых они могли быть перераспределены в пользу погашения задолженности по судебному акту, исполнение исполнительного листа производится в пределах доведенного бюджетного финансирования с учетом параметров решений о бюджете.

Согласно пункту 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Дополнительных денежных средств в бюджет муниципального образования не поступало, сократить бюджетные ассигнования по отдельным статьям расхода является невозможным, так как бюджет муниципального образования является социально-ориентированным и дотационным.

Учитывая, что бюджет муниципального образования является стабильно дефицитным и средств для полного единовременного погашения всей задолженности по судебным актам недостаточно, выплата производится в течение текущего года частями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели. Иное перераспределение расходов бюджета в целях погашения задолженности перед взыскателем приведет к неисполнению других обязательств, в том числе социальных и не отвечает принципам самостоятельности и сбалансированности бюджета, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и, таким образом, противоречит положениям статей 9, 31, 65, 86 БК РФ.

Также судом первой инстанции справедливо учтено, что в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 30.04.2021 №41-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование «Камбарский район» было преобразовано в муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Согласно статье 3 Законом Удмуртской Республики от 30.04.2021 №41-РЗ муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» становится правопреемником поселений и муниципального образования «Камбарский район», в том числе и по долговым обязательствам, что повлекло увеличение задолженности муниципального образования.

Кроме того, судом правомерно принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 31.07.2017 №309-КГ17-9455.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, за исключением оснований, установленных абзацами восьмым, десятым и одиннадцатым настоящего пункта, в соответствии с которыми внесение изменений в сводную бюджетную роспись может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом (решением) о бюджете.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

Обеспечение сбалансированности бюджета и эффективности использования бюджетных средств является обязанностью органов местного самоуправления (статья 31 БК РФ).

В пункте 5 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 БК РФ. Данное положение предопределено требованием пункта 2 статьи 219.1 БК РФ, согласно которому утвержденные главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 БК РФ.

Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 №1312-О-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.10.2009 №1312-О-О указал также, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Таким образом, в данном случае изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.

В силу изложенных обстоятельств, довод заявителя о возможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись путем перераспределения из иных статей расходов судом правомерно отклонен как основанный на неверном толковании норм права.

Отклоняя доводы заявителя жалобы об оказании предпочтения одному из кредиторов, апелляционный суд отмечает, что оплата задолженности перед кредиторами осуществляется в равных размерах. В отношении АО«ЭнергосбыТ Плюс» Арбитражным судом Удмуртской Республики предоставлена рассрочка погашения задолженности по исполнительным листам. Оплата задолженности перед АО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляется строго в соответствии с судебным актом.

Вопреки мнению общества, оказание явного предпочтения кому-либо из кредиторов материалами дела не подтверждено.

Таким образом, фактов незаконного бездействия управления по исполнению требований исполнительных документов судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом вышесказанного, суд также обоснованно указал на то, что у руководителя финансового органа не возникло право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 БК РФ.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), по указанным делам имели место иные обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2023 года по делу № А71-2104/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (ОГРН 1027700166890, ИНН 7703332965) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 31.07.2023 №32.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.Ю. Муравьева