ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9756/2023-АК от 02.10.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9756/2023-АК

г. Пермь

03 октября 2023 года Дело № А60-21048/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.

судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при непосредственной явке в судебное заседание:

от заявителя: директор ФИО1, паспорт, ФИО2, паспорт, доверенность № 1 от 15.02.2023, диплом.

слушатель - ФИО3, паспорт.

при участии судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы «Картотека арбитражных дел»:

от заинтересованного лица ФИО4 паспорт, по доверенности от 09.01.2023, диплом;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Байкалтрансальянс»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 06 июля 2023 года

по делу № А60-21048/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Байкалтрансальянс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Екатеринбургской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решения Екатеринбургской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в следующие декларации на товары, после выпуска: №№ 10511010/020321/0034711,10511010/230421/0066473, 10511010/280421/0069354, 10511010/280421/0069362, 10511010/290421/0070350,10511010/290421/0070356, 10511010/290421/0070415, 10511010/290421/0070526, 10511010/300421/0071401,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Байкалтрансальянс» (далее – заявитель, общество, ООО «Байкалтрансальянс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Екатеринбургской таможне о признании недействительными решения Екатеринбургской таможни далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в следующие декларации на товары, после выпуска: №№ 10511010/020321/0034711, 10511010/230421/0066473, 10511010/280421/0069354, 10511010/280421/0069362, 10511010/290421/0070350, 10511010/290421/0070356, 10511010/290421/0070415, 10511010/290421/0070526, 10511010/300421/0071401.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 июля 2023 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО «Байкалтрансальянс» обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом при рассмотрении дела норм материального права.

В апелляционной жалобе настаивает на том, что выводы суда, противоречат статье 38 ТК ЕАЭС, пунктам 12, 19, 20 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694. Дополнительные расходы по транспортировке товаров, не поименованы в перечне дополнительных расходов указанном в пункте 20 Правил. Считает, что полное применение разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в решении от 10.07.2019 года № АК1Ж19-376 подтверждает позиции заявителя. Обращает внимание на то, что применение к рассматриваемой ситуации правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191, является необоснованным, поскольку на момент вывоза товаров по спорным декларациям данный нормативный акт являлся не действующим. Поставка товара на условиях FCA Инкотермс 2010 не исключают заключение договора перевозки продавцом за счёт покупателя. Организация доставки товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации не переводит расходы по доставке этих товаров в разряд дополнительных начислений к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, предусмотренные пунктом 20 Правил. Заявитель считает, что суммы оплаченные покупателями в рамках договоров перевозки, заключенных Заявителем за счёт покупателя, является компенсацией расходов по транспортировке, что соответствует при данных обстоятельствах термину FCA Инкотермс 2010. Кроме того, в подтверждение своих доводов, ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации № 307- КГ18-14597 от 01.10.2018 года по делу № А56-25713/2017 вынесенное, по мнению заявителя, при аналогичных обстоятельствах.

Таможенный орган представил отзыв с возражениями на жалобу, решение суда просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представители общества и таможенного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Екатеринбургской таможней в отношении ООО «Байкалтрансальянс» проведен таможенный контроль с 06.09.2021 по 26.01.2023 в соответствии со статьями 324, 326 Таможенного кодекса ЕАЭС в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров на предмет правильности определения и заявления таможенной стоимости (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

В ходе проверки установлено, ООО «Байкалтрансальянс» в целях помещения товаров под таможенную процедуру «экспорт» на Уральский таможенный пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни представлены декларации на товары № № 10511010/020321 /0034711, 10511010/230421 /0066473, 10511010/280421 /00693 54, 10511010/280421/0069362, № 10511010/290421/0070350, 10511010/290421/0070356, 10511010/290421 /0070415, 10511010/290421 /0070526, 10511010/300421/0071401 (далее - ДТ).

Екатеринбургская таможня установила, что в нарушение положений п. 10 ст. 38, п. 1 ст. 40, 105, 106 ТК ЕАЭС и п. 20 Правил ООО «Байкалтрансальянс» в структуру таможенной стоимости товара, задекларированного по 366 ДТ, не включены расходы за доставку товаров (услуги за предоставление вагонов, железнодорожный тариф) в размере 63 706 306 руб. Предварительная сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих дополнительному исчислению и уплате, составила 9 555 945,90 руб., без учёта пени, согласно Приложению к акту.

На основании Акта № 10502000/210/260123/А000244 приняты решения Екатеринбургской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в следующие декларации на товары, после выпуска:

- 01.02.2023 в ДТ № 10511010/020321/0034711, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 150 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/020321/0034711/01 доплата составила 22 500,00 рублей;

- 01.02.2023 в ДТ № 10511010/230421/0066473, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/230421/0066473/01 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 01.02.2023 в ДТ № 10511010/280421/0069354, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/280421/0069354/01 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 01.02.2023 в ДТ № 10511010/280421/0069362, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/280421/0069362/02 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 02.02.2023 в ДТ № 10511010/290421/0070350, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/290421/0070350/01 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 02.02.2023 в ДТ № 10511010/290421/0070356, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/290421/0070356/01 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 02.02.2023 в ДТ № 10511010/290421/0070415, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/290421/0070415/01 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 02.02.2023 в ДТ № 10511010/290421/0070526, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/290421/0070526/01 доплата составила 27 000,00 рублей;

- 02.02.2023 в ДТ № 10511010/300421/0071401, согласно ДТС 3 таможенная стоимость увеличена на 180 000,00 рублей, на основании оформленной таможенным органом КДТ № 10511010/300421/0071401/01 доплата составила 27 000,00 рублей.

Не согласившись с позицией Екатеринбургской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение, суд первой инстанции не установил наличие совокупности оснований для признания оспариваемых решений недействительными.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании представителей, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не установил в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В соответствии со статьями 65, 68, 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого решения при этом ложится на орган, чье решение оспаривается.

Правоотношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей в спорный период регулировались нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс), положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ), с 04.09.2018 - положениями Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 311-ФЗ (части 2 статьи 23 Федерального закона № 289-ФЗ), порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации.

В период до 22.01.2020 порядок определения таможенной стоимости был установлен Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 (далее - Правила № 191), которыми, в том числе, установлены особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение), при вывозе товаров из Российской Федерации. С 23.01.2020 действуют Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694 (далее - Правила N 1694).

Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, соответствуют общим правилам определения таможенной стоимости, установленным главой 5 Таможенного кодекса, которые обладают универсальным характером для различных таможенных операций, поскольку в своей основе ориентированы на соблюдение общих принципов и правил таможенной оценки, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994.

Согласно пункту 7 Правил № 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.

Пунктом 11 Правил № 191 определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил.

Аналогичные требования изложены в п.п. 8 и 12 Правил № 1694.

Пунктом 16 Правил № 191 (п. 19 Правил № 1694) установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме. В цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за вывозимые товары, включаются все платежи, осуществленные или подлежащие осуществлению в качестве условия продажи вывозимых товаров покупателем продавцу либо покупателем третьему лицу в целях выполнения обязательств продавца перед третьим лицом.

В отношении указанной нормы Правил 191, Верховный суд Российской Федерации в решении от 10.07.2019 по делу № АКПИ19-376 указал, что в пункте 16 дается определение понятия цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, что корреспондирует положениям пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС, предусматривающем, что дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки пункт 1 ст. 40 ТК ЕАЭС предусматривает дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, которые состоят из расходов, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, к которым относятся: вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами, расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке); прямо или косвенно предоставленных товаров и услуг (сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары, инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров, материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров, проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров; части дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу; расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза; расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза; расходов на страхование, лицензионных и иных подобных платежей и другие.

Согласно правилам таможенной оценки при разработке национального законодательства каждый член предусматривает полное или частичное включение в таможенную стоимость или исключение из нее таких элементов, как стоимость транспортировки импортируемых товаров к порту или пункту импорта; расходы по погрузке, разгрузке и обработке, связанные с транспортировкой импортируемых товаров к порту или пункту импорта; стоимость страхования (пункт 2 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.).

Как следует из материалов дела, Екатеринбургской таможней в отношении ООО «Байкалтрансальянс» проведен таможенный контроль с 06.09.2021 по 26.01.2023 в соответствии со статьями 324, 326 Таможенного кодекса ЕАЭС в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров на предмет правильности определения и заявления таможенной стоимости (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

В ходе проверки установлено, ООО «Байкалтрансальянс» в целях помещения товаров под таможенную процедуру «экспорт» на Уральский таможенный пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни представлены декларации на товары № № 10511010/020321 /0034711, 10511010/230421 /0066473, 10511010/280421 /00693 54, 10511010/280421/0069362, № 10511010/290421/0070350, 10511010/290421/0070356, 10511010/290421 /0070415, 10511010/290421 /0070526, 10511010/300421/0071401 (далее - ДТ).

В декларации на товары ООО «Байкалтрансальянс», заявлены следующие сведения о товарах: «ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ НЕОБРАБОТАННЫЕ».

Декларантом и отправителем согласно сведений в ДТ (графа 2,14) является ООО «Байкалтрансальянс».

Условия поставки заявлены - FCA СТ. АГИРИШ (графа 20 ДТ).

Рассматриваемые товары «лесоматериалы», классифицируемые в товарной подсубпозиции 4403211900 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 15% от таможенной стоимости товара.

Поставки указанного товара производились в рамках следующих контрактов, заключенных ООО «Байкалтрансальянс»:

- 16.12.2020 № 01/21 с «Eylor diyor tabassum» (Покупатель, Узбекистан) по ДТ № 10511010/020321/0034711, 10511010/280421/0069362, 10511010/280421/0069354, 10511010/290421/0070350.

- 16.12.2020 № 02/21 с «ZAPSIB-LES» (Покупатель, Узбекистан) - по ДТ № 10511010/290421 /0070415,10511010/290421/0070526,

- 16.12.2020 № 03/21 с «ULZIYWAR №ukus» (Покупатель, Узбекистан) по ДТ № 10511010/290421/0070356, 10511010/300421/00701401;

- 16.12.2020 № 06/21 с «ЕХРО LES STROY» (Покупатель, Узбекистан) по ДТ № 10511010/230421/0066473.

Условия контрактов являются идентичными. В соответствии с условиями контрактов Продавец (ООО «Байкалтрансальянс») обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить в сроки, установленные Контрактом лесоматериалы хвойных пород дерева, именуемые в дальнейшем «Товар», на условиях, в количестве и по ценам согласно Приложению, являющихся неотъемлемой частью Контракта.

Приложением к контракту, определены наименование товара, объемы, сроки поставки, а также цена товара на условиях поставки - FCA станции отправления - СТ. Агириш (согласно гр.20 ДТ).

Согласно пункта 3.1. контракта, цена на поставляемый товар устанавливается в российских рублях и указывается в Приложениях к настоящему Контракту.

Цена товара включает в себя стоимость лесоматериалов, стоимость средств упаковки, стоимость реквизитов крепления, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, стоимость транспортно-экспедиционных услуг и услуг оператора, а также прочих услуг, связанных с доставкой и поставкой продукции, и стоимость иных установленных законодательством РФ налогов и сборов.

Пункт 5 вышеуказанных внешнеторговых контрактов содержит сведения о платежах: расчеты за товар производятся перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 360 (триста шестидесяти) календарных дней с момента поступления товара на станцию назначения. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Также возможна частичная или 100% предоплата товара.

Также установлено, что ООО «Байкалтрансальянс» с каждым иностранным контрагентом заключен договор на оказание транспортных услуг на предоставление подвижного состава (железнодорожных вагонов, железнодорожный тариф):

- 25.11.2020 № 16/20/Т с «Eylor diyor tabassum» (Покупатель, Узбекистан) по ДТ №№ 10511010/020321/0034711, 10511010/280421/0069362, 10511010/280421 /00693 54,10511010/290421 /00703 50.

- 21.12.2020 № 01/21/Т с «ZAPSIB-LES» по ДТ №№ 10511010/290421/0070415, 10511010/290421/0070526.

- 16.12.2020 № 03/21 «ULZIYWAR Nukus» (Покупатель, Узбекистан) по ДТ №№ 10511010/290421 /00703 56,10511010/300421 /00701401.

- 22.05.2020 № 08/20 с «ЕХРО LES STROY» (Покупатель, Узбекистан) по ДТ № 10511010/230421/0066473.

Условия указанных договоров являются идентичными.

Согласно п. 1.1 договора следует, что ООО «Байкалтрансальянс» (Исполнитель) обязуется оказать услуги, связанные с предоставлением принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (а в случаях, согласованных сторонами, и на ином законном основании) железнодорожного подвижного состава (далее-вагонов) для осуществления перевозок грузов заказчика по территории РФ, грузов, перемещаемых через территорию РФ, международных перевозок грузов заказчика, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, по направлениям и в объемах, указанных в приложениях (дополнительных соглашениях) к настоящему

Договору, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Пунктом 1.2. договора предусмотрено заключение сторонами приложений, содержащих наименование номенклатуры, объем перевозимого груза, маршрут следования и иные сведения, необходимые для организации перевозки грузов, являющихся их неотъемлемой частью.

Согласно приложению № 1 согласованная ставка вознаграждения ООО «Байкалтрансальянса» за транспортные услуги определена приложением № 2.

Согласно приложению № 2 к договору оказание транспортных услуг по экспортным перевозкам груза, осуществляет Исполнитель (ООО «Байкалтрансальянс») по направлениям станция отправления - ст. Агириш , ст.Верхнекондинская, станция назначения - согласно ГТД и транспортной документации.

Согласно пункту 2 приложения № 2 стоимость услуг ООО «Байкалтрансальянс» определяется из расчета за вагон и в зависимости от рода груза, цена за вагон может меняться в зависимости от изменения цен на тарифы ОАО «РЖД», т.е. транспортные услуги включают в себя предоставление подвижного состава (железнодорожных вагонов) и оплату железнодорожного тарифа.

Так, по договору от 25.11.2020 № 16/20/Т с «Eylor diyor tabassum» по ДТ № 10511010/020321/0034711 транспортные услуги по экспортным перевозкам груза составили 150 000 рублей за единицу, по ДТ №№ 10511010/280421/0069362, 10511010/280421/0069354, 10511010/290421/0070350 с 01.04.2021 года транспортные услуги по экспортным перевозкам груза составили 180 000 рублей за единицу.

По договорам от 21.12.2020 № 01/21/Т с «ZAPSIB-LES» , 16.12.2020 №03/21 «ULZIYWAR Nukus», от 22.05.2020 №08/20 с «ЕХРО LES STROY» транспортные услуги по экспортным перевозкам груза составили 180 000 рублей за единицу.

Перевозка товара по договору от 25.11.2020 № 16/20/Т покупатель «Еу1ог diyor tabassum» осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» (продавец и отправитель товара) по транспортным накладным:

по ДТ № 10511010/020321/0034711 - транспортная накладная № 30443439, вагон 62004759 до станции назначения УРГЕНЧ, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000010 от 31.03.21, счет-фактура от 31.03.2021 .

по ДТ № 10511010/280421/0069362- транспортная накладная № 30715898 вагон 61487070 до станции назначения НАЗАРБЕК, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000018 от 01.10.21, счет-фактура от 01.10.2021.

по ДТ № 10511010/280421/0069354 - транспортная накладная № 30715875, вагон 62305537 до станции назначения НАЗАРБЕК, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000018 от 01.10.21, счет-фактура от 01.10.2021.

по ДТ № 10511010/290421/0070350 - транспортная накладная №№30726029, вагон 61769014 до станции назначения НАЗАРБЕК, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000018 от 01.10.21, счет-фактура от 01.10.2021.

Оплата транспортных услуг покупателем в пользу ООО «Байкаотрансальянс» подтверждена также актом сверки взаимных расчетов.

Перевозка товара по договору 21.12.2020 № 01/21/Т с «ZAPSIB-LES» осуществлена Обществом (продавец и отправитель товара) по транспортным накладным:

по ДТ №№ 10511010/290421/0070415 транспортная накладная №№30734094, вагон 63549976 до станции назначения НАЗАРБЕК, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000014 от 30.06.21 счет-фактура от 30.06.21.

по ДТ № 10511010/290421/0070526 - транспортная накладная №30734157 вагон 60648912 до станции назначения НАЗАРБЕК, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000014 от 30.06.21, счет-фактура от 30.06.2021 .

Оплата транспортных услуг покупателем в пользу ООО «Байкаотрансальянс» подтверждена актом сверки взаимных расчетов.

Перевозка товара по договору от 16.12.2020 №03/21 «ULZIYWAR Nukus» осуществлена Обществом (продавец и отправитель товара) по транспортным накладным:

по ДТ № 10511010/290421/0070356 - транспортная накладная №30726050 вагон 63629901 до станции назначения НУКУС, оплата ж/д тариф ( провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000013 от 30.06.21, счет-фактура от 30.06.2021 .

по ДТ № 10511010/300421/00701401- транспортная накладная №30734856 вагон 61817680 до станции назначения НУКУС, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000013 от 30.06.21, счет-фактура от 30.06.2021 .

Оплата транспортных услуг покупателем в пользу ООО «Байкалтрансальянс» подтверждена также актом сверки взаимных расчетов.

Перевозка товара по договору от 22.05.2020 №08/20 с «ЕХРО LES STROY» осуществлена Обществом (продавец и отправитель товара) по транспортным накладным:

по ДТ № 10511010/230421/0066473 - транспортная накладная №30705934 вагон 61569166 до станции назначения НУКУС, оплата ж/д тариф (провозная плата) осуществлена ООО «Байкалтрансальянс» до пограничной станции перехода РЖД/Карталы.

В подтверждение оказанных услуг оформлены акт № У-000015 от 30.06.21, счет-фактура от 30.06.2021 .

Оплата транспортных услуг покупателем в пользу ООО «Байкаотрансальянс» подтверждена также актом сверки взаимных расчетов.

Таким образом, с учетом условий, определенных в договоре на оказание транспортных услуг товар перевозился Обществом до станций назначения УРГЕНЧ, НУКУС, НАЗАРБЕК, что является местом передачи товара.

Указанные обстоятельства позволили таможенному органу прийти к выводу о том, что при декларировании товаров Обществом определены и заявлены в ДТ недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, а именно, в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за вывозимые товары не включены расходы за услуги, связанные с организацией перевозки товаров в нарушение требований, установленных статьей 38 ТК ЕАЭС, Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694. Расходы иностранных покупателей, понесенные в рамках контрактов на предоставление подвижного состава (вагонов, тариф), осуществлены в пользу Общества, непосредственно связаны с экспортируемыми товарами, фактически являются одной из составляющих платежей за товары и подлежат включению в таможенную стоимость экспортируемого товара. Несмотря на указание в декларации на товары и внешнеэкономических контрактах условий поставки «FCA», в действительности условия поставки по Инкотермс 2010 соответствуют термину «DAP», соответственно, в структуру таможенной стоимости товаров подлежат включению транспортные расходы, понесенные Обществом за доставку товаров (услуги за предоставление вагонов, оплата тарифа), следовательно сведения о таможенной стоимости товара заявлены недостоверно, что повлекло доначисление таможенных платежей.

По результатам таможенного контроля Екатеринбургской таможни приняты 01.02.2023 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10511010/020321/0034711, 10511010/230421/0066473,10511010/280421/0069354, 10511010/280421/0069362, 02.02.2023 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10511010/290421/0070350, 10511010/290421/0070356, 10511010/290421/0070415, 10511010/290421/0070526, 10511010/300421/0071401, доначислено таможенных платежей по оспариваемым решениям на сумму 238 500 рублей.

Судом первой инстанции установлено и сторонами по делу не оспаривается, что по обстоятельствам, связанным с декларированием лесоматериала по внешнеторговым контрактам на условиях FCA (станция отправления Агириш) в адрес иностранных покупателей (Узбекистан), а также обстоятельствам, связанным с последующей организацией перевозки груза ООО «Байкалтрансальянс», на основании заключенных договоров на предоставление подвижного состава от указанных станций отправления до станции назначения с иностранными покупателями спорных вопросов между сторонами нет.

Указанные обстоятельства подтверждены документально, в материалах дела имеются декларации на товары, контракты на поставку лесоматериала и приложения к ним, контракты на предоставление подвижного состава, приложения к ним, спецификации, инвойсы, накладные, счета-фактуры, ведомости банковского контроля, представленные обществом в таможенный орган. Между сторонами отсутствует спор по фактическим обстоятельствам поставки и перевозки товара, перечислению и размеру денежных средств поступивших от иностранного покупателя за организацию перевозки товара до границы, а также по размеру доначисленных таможенных платежей.

В апелляционной жалобе общество также не приводит доводов о том, что фактические обстоятельства по поставке товара, его декларированию в таможенном органе, оказанию услуг по перевозке продекларированного товара, перечислению и размеру денежных средств поступивших от иностранного покупателя за организацию перевозки товара до границы, изложены таможенным органом в акте проверки недостоверно.

Между сторонами по настоящему делу существует спор по вопросу о включении в таможенную стоимость товара стоимости услуг, оказанных обществом по организации перевозки товара от станции отправления до станции назначения.

Общество указывает, что согласно условиям внешнеторговых контрактов цена товара включает в себя упаковку, маркировку, таможенное оформление и доставку товара в соответствии с условиями поставки, оговоренными в приложениях к контрактам. Условия поставки определены как FCA – станция Агириш. Данные условия поставки обществом как продавец выполнило, товар передан покупателю на указанной станции отправления.

В соответствии с условиями поставки «Франко перевозчик» (FCA) продавец обязан нести все риски утраты или повреждения товара до момента передачи его перевозчику в установленном месте. С момента, когда товар передан перевозчику в обусловленном месте, все риски утраты или повреждения товара, а также относящиеся к товару расходы обязан нести покупатель.

Правила Инкотермс 2000, на которые общество ссылается в апелляционной жалобе, при обосновании таможенной стоимости товаров с учетом предусмотренных внешнеторговыми контрактами условиями поставки, определяют условия поставки, однако не устанавливают порядок и условия формирования таможенной стоимости товаров для целей исчисления таможенных пошлин, налогов.

Судом установлено и таможенным органом не оспаривается, что по условиям внешнеторговых контрактов у Общества нет обязанности заключать договор, связанный с перевозкой товара.

Материалами дела подтверждается, что одновременно с контрактом на поставку товара обществом с этим же покупателем товара были заключены контракты на предоставление подвижного состава, согласно которым ООО «Байкалтрансальянс» взяло на себя обязательства по организации перевозки груза от станций отправления Агириш до станции назначения - НУКУС, НАЗАРБЕК (Узбекистан), в данном случае граница ЕАЭС РЖД/ Карталы, так как расходы включаются до границы ЕАЭС, что подтверждается железнодорожными накладными.

По условиям взаимосвязанных контрактов, заключенных с иностранным покупателем, в отношении одной и той же партии товара Общество формирует партию товара на станции отгрузки (по заказу покупателя), обеспечивает подачу вагона под погрузку, осуществляет погрузку товара в вагон с целью перевозки груза в рамках договоров транспортных услуг на предоставление подвижного состава и уплаты ж/д тарифа (провозной платы) до станции назначения.

После принятия товара на станции назначения покупатель осуществляет платеж за поставленный товар (раздел 5 внешнеэкономических договоров).

Проанализировав условия контрактов, заключенных Обществом с иностранным покупателем, фактические действия Общества по исполнению данных контрактов, таможенный орган пришел к выводу, что контракты на поставку товара и на оказание услуг по организации перевозки товара, предоставляют целостную цепочку действий в отношении товара, взаимосвязанных между собой и преследующих одну цель - доставку товара иностранному покупателю до станции назначения/место пересечения границы.

С учетом установленных фактических обстоятельств таможенный орган пришел к выводу, что при оплате транспортных расходов по территории ЕАЭС до границы (экспорт) продавцом товаров ( ООО «Байкалтрансальянс) такие расходы должны быть добавлены (включены) в структуру таможенной стоимости экспортируемых товаров аналогично условиям поставки DAP до границы ЕАЭС.

Согласно термина условия поставки DAP до границы ЕАЭС - данные условия подразумевают, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он предоставил покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанный пункт назначения.

Так как, доставку товаров организовывает и оплачивает Общество, то транспортные издержки соответственно увеличивают стоимость сделки.

При этом применительно к подходу, закрепленному в пункте 3.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283), для взимания таможенных платежей при вывозе товаров, как и при их ввозе, исходя универсальности таможенных правил, допустимо понимать совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие.

Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что методы таможенной оценки предназначены обеспечить правильное таможенное обложение вывозимых товаров исходя из их действительной экономической ценности.

Цена, фактически уплаченная за вывозимый товар, включает открытый перечень платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению в целях достижения конечного результата внешнеторговых сделок (экспорта товаров) и, следовательно, считаются формирующими часть цены, используемой для таможенных целей, даже если в силу усмотрения участников оборота эти платежи не были включены в контрактную цену товаров.

Расходы на перевозку (транспортировку) влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с вывозимыми товарами), если данные расходы, по сути, представляют собой часть цены товара, но не вошли в контрактную цену вследствие манипулирования отдельными компонентами стоимости сделки со стороны участников внешнеторгового оборота, путем ее искусственного (экономически неоправданного) разделения между несколькими гражданско-правовыми договорами.

В таком случае расходы на перевозку (транспортировку) экспортируемого товара должны рассматриваться как оплата стоимости самого товара, произведенная опосредованно (косвенный платеж).

Законность нормативных положений, содержащихся в пункте 16 Правил № 191 в аспекте, связанном с допустимостью включения в таможенную стоимость экспортируемых товаров расходов на их транспортировку (перевозку) по таможенной территории, подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 N АКПИ19-376 (определение ВС РФ от 06.06.2023 № 301-ЭС23-1708).

Проанализировав условия контрактов, заключенных обществом с иностранным покупателем, фактические действия общества по исполнению данных контрактов, суд первой инстанции пришел к выводу, что контракты на поставку товара и на оказание услуг по организации перевозки товара, предоставляют целостную цепочку действий в отношении товара, взаимосвязанных между собой и преследующих одну цель - доставку товара иностранному покупателю до границы. Следовательно, расходы иностранного покупателя, следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары по пункту 16 Правил 191 (платежи по всем договорам), несмотря на указание в декларациях на условия поставки FCA.

Поскольку платежи за организацию перевозки товара, полученные от иностранного покупателя, неправомерно не включены обществом при декларировании в таможенную стоимость товара, у таможенного органа имелись основания для доначисления таможенных платежей с учетом фактической таможенной стоимости товара, включающей стоимость услуг по организации перевозки груза до станции назначения, и с этой целью таможенным органом вынесены оспариваемые в настоящем деле решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Не усматривая оснований для иных выводов относительно обстоятельств настоящего дела, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные во внешнеторговых контрактах условия поставки (FCA – станция отправления (Агириш)), являлись формальными. Фактически же при заключении контракта на поставку товара и контракта на оказание услуг, связанных с организацией перевозки этого же товара до станции назначения, где товар действительно передавался обществом иностранному покупателю, было определено, что общество принимает на себя одно обязательство по совершению всей цепочки действий, направленных поставку конкретной партии товара иностранному покупателю, передав товар на станции назначения, где товар фактически и передавался покупателю.

В связи с тем, что доставку товаров организовывает продавец, а сумму затрат на нее возмещает покупатель, то транспортные издержки соответственно увеличивают стоимость сделки, на что обоснованно указано таможенным органом.

Доводы общества об отсутствии оснований для включения в таможенную стоимость товара стоимости услуг по организации перевозки товара противоречат установленным по делу обстоятельствам, выводам суда с оценкой указанных обстоятельств и отклонены апелляционным судом.

Процессуальных нарушений при вынесении оспариваемых решений таможенным органом не допущено.

Судебная коллегия полагает, что все юридически значимые обстоятельства по настоящему делу правильно установлены судом первой инстанции в результате надлежащей оценки всех представленных в дело доказательств в их взаимной связи и совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).

Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 июля 2023 года по делу № А60-21048/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

В.Н. Якушев