ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9846/2022-АК
г. Пермь
13 сентября 2022 года Дело № А50-6860/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (председатель) паспорт, выписка из ЕГРЮЛ; ФИО2 паспорт, по доверенности от 27.05.2022, диплом
от заинтересованного лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, ФИО3 удостоверение, по доверенности от 20.12.2021, диплом
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, ФИО4 удостоверение, по доверенности от 10.01.2022 № 2, диплом
от заинтересованного лица - некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенны надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 июня 2022 года
по делу № А50-6860/2022
по заявлению жилищно-строительного кооператива № 62 Дзержинского РИК (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об оспаривании распоряжения и действий,
установил:
Жилищно-строительный кооператив № 62 Дзержинского РИК (далее – заявитель, ЖСК № 62 Дзержинского РИК) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятого судом ходатайства об изменении требований – л.д. 109-114), в котором просит:
1) признать недействительным пункт 1.4. распоряжения начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее – ДЖКХ администрации города Перми, Департамент) от 11.07.2019 № 059-04-03-12 в отношении строки «ФИО5 17 (подъезд 5);
обязать ДЖКХ администрации города Перми исключить дом № 17 (подъезд 5) по ул. ФИО5 в городе Перми из пункта 2167 Перечня многоквартирных домов в городе Перми, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», осуществляющей функции регионального оператора», утвержденного распоряжением начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства 11.07.2019 № 059-04-03-12;
обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края (далее – ИГЖН ПК, Инспекция) включить дом № 17 (подъезд 5) по ул. ФИО5 в г. Перми в реестр специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта;
2) признать незаконными действия некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее - Фонд капитального ремонта ПК) по оформлению и направлению жильцам многоквартирного дома в <...> (подъезд 5) квитанций об оплате на расчетный счет фонда взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми от 11.07.2019 № 059-04-03-12 в части указания в пункте 1.4 подъезда 5 дома № 17 по улице ФИО5 города Перми как несоответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации. На Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми возложена обязанность исключить подъезд 5 дома № 17 по улице ФИО5 города Перми из Перечня многоквартирных домов в городе Перми, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», осуществляющей функции регионального оператора». На Инспекцию возложена обязанностьвключить подъезд 5 дома № 17 по улице ФИО5 города Перми в реестр специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта. Признаны незаконными действия НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по оформлению и направлению жильцам подъезда 5 дома № 17 по ул. ФИО5 г. Перми квитанций об оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. На НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДЖКХ администрации города Перми обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменитьи принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Департамент повторно ссылается на то, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством и на том основании, что ЖСК № 62 Дзержинского РИК не были представлены документы, подтверждающие проведение капитального ремонта лифтового оборудования в установленные региональной программой сроки, а также не представлены документы, подтверждающие отсутствие необходимости в проведении этих работ.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, доводы жалобы поддерживал, представитель заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, с доводами апелляционной жалобы согласился, просил решение отменить.
Представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЖСК № 62 Дзержинского РИК осуществляет управление подъездом № 5 многоквартирного дома № 17 по улице ФИО5 города Перми.
03.08.2014 собранием членов ЖСК № 62 принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, о чем в ИГЖН ПК направлено соответствующее уведомление от 08.08.2014 (л.д. 15-18).
30.06.2015 ЖСК № 62 Дзержинского РИК с ОАО «Банк Уралсиб» заключен договор специального банковского счета в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 19-21).
11.07.2019 начальником ДЖКХ администрации города Перми издано распоряжение № 059-04-03-12, которым внесены изменения в Перечень многоквартирных домов в городе Перми, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», осуществляющей функции регионального оператора (далее – Перечень) – л.д. 13-14. Указанным распоряжением в Перечень добавлен подъезд № 5 многоквартирного дома № 17 по улице ФИО5 города Перми.
На основании данного распоряжения 28.08.2019 ИГЖН ПК исключила спорный подъезд из реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (л.д. 75).
В настоящее время Фонд капитального ремонта ПК предъявляет к оплате собственникам многоквартирного дома № 17 по улице ФИО5 города Перми взносы на капитальный ремонт, что подтверждается квитанциями и не оспаривается лицами, участвующими в деле (л.д. 34-36).
Не согласившись с распоряжением ДЖКХ администрации города Перми и действиями Фонда капитального ремонта ПК, ЖСК № 62 Дзержинского РИК обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу действия части 1, 2 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в ст. 174 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с нормами ЖК РФ, Закона Пермского края от 11 марта 2014 года № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - Закон № 304-ПК) постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее – Региональная программа).
В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения объемов финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту, в том числе видов и объема государственной и муниципальной поддержки, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, органы местного самоуправления ежегодно утверждают краткосрочные планы (раздел 3 Региональной программы).
В соответствии с Региональной программой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.
Из положений части 1 статьи 167 ЖК РФ следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на общем собрании собственниками помещений в подъезде № 5 многоквартирного дома № 17 по улице ФИО5 города Перми было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, ИГЖН ПК включила спорный подъезд в реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Приказом от 20.12.2018 № СЭД-46-09-25-119 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее – Министерство) утвердило региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014г. № 288-п, на 2018-2020 годы. Приказом Министерства от 29.05.2020 № СЭД-24-03-23-ПР-3 в данный Краткосрочный план внесены изменения.
В соответствии с Краткосрочным планом в редакции Приказа от 29.05.2020 в пятом подъезде многоквартирного дома по ул. ФИО5, 17 на 2018 год запланированы работы по замене лифтового оборудования на сумму 2 240 733 руб. за счет средств собственников помещений в МКД, а на 2020 год – работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения на сумму 4 461 912,18 руб. (на 5 подъездов) за счет средств собственников помещений в МКД.
Не согласившись в указанной части с Приказом Министерства от 29.05.2020 № СЭД-24-03-23-ПР-3, заявитель обратился в суд с требованиями о признании приказа в этой части недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А50-19347/2020 признан недействительным приказ Министерства от 29.05.2020 № СЭД-24-03-23-ПР-3 в части записей за номерами 532 и 2575 в таблицах 1 и 2 приложения к данному приказу, относящихся к 5 подъезду; суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЖСК № 62 Дзержинского РИК (л.д. 22-27).
При рассмотрении указанного спора суд пришел к выводу о том, что приказ Министерства в части, относящейся к пятому подъезду дома 17 по ул. ФИО5 (записи за номерами 532 и 2575 в таблицах 1 и 2 приложения к данному приказу), не соответствует положениям ЖК РФ, Закона № 304-ПК, Постановления Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 289-п, поскольку необоснованно возлагает на ЖСК обязанность осуществления в 2018, 2020гг. работ по капитальному ремонту, в выполнении которых в соответствующие периоды не было необходимости, а в связи с их фактическим невыполнением влечет для собственников помещений, интересы которых обеспечивает ЖСК, негативные последствия в виде передачи средств фонда капитального ремонта на счет регионального оператора.
Из распоряжения ДЖКХ администрации города Перми, оспариваемого по настоящему делу, следует, что основанием для включения подъезда № 5 многоквартирного дома № 17 по улице ФИО5 города Перми в Перечень многоквартирных домов в городе Перми, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», послужил вывод о том, что капитальный ремонт общего имущества не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта.
В обоснование распоряжения ДЖКХ администрации города Перми указывает, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие проведение капитального ремонта лифтового оборудования в установленные региональной программой сроки, а также не представлены документы, подтверждающие отсутствие необходимости в проведении этих работ.
Между тем, как справедливо отметил суд первой инстанции, доводы Департамента противоречат выводам Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенным в постановлении по делу № А50-19347/2020.
После вынесения указанного судебного акта ДЖКХ администрации города Перми обязан был внести соответствующие изменения в ранее изданное им распоряжение по своей инициативе либо по заявлению ЖСК № 62 Дзержинского РИК, которое было направлено 05.12.2021 (л.д. 28-30).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение ДЖКХ администрации города Перми и действия Фонда капитального ремонта ПК не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что является основанием для удовлетворения требований к указанным органам.
При этом, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на ИГЖН ПК по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку данный орган осуществляет ведение реестра специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта.
Таким образом, принятое судом решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены.
Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июня 2022 года по делу № А50-6860/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Г.Н. Гулякова
Е.Ю. Муравьева